«Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий отчёт | 34.69 КБ |
Презентация | 1.3 МБ |
Родительское собрание | 330.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий отчёт
«Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС»
Введение.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования в последние годы – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. В школах уже несколько лет осуществляется безотметочное обучение в первых классах. Каждый учитель по–своему отслеживает достижения учащихся. А некоторые вообще считают, что ничего отслеживать не надо. В результате порой возникают спорные ситуации с родителями, так как педагог не может убедительно доказать, с чем конкретный ребёнок не справляется.
Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на безотметочное обучение, причём всей начальной школы, с принципиально иным подходом к оцениванию. Возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учащихся и старой утилитарной системой контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников. На основе противоречия появляется проблема – как совершенствовать систему оценивания учебных достижений в условиях модернизации начального образования. Решение этой проблемы должно привести к качественному повышению уровня обученности и дать учителю начальных классов методический инструмент для совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Что же необходимо ребенку для успеха? Прежде всего, умение нестандартно мыслить, умение планировать результат своей деятельности, разрабатывать план его достижения, оценивать свои результаты. Путь к успеху достаточно труден, а порой и непреодолим для одиноко идущего ребенка. На помощь приходят взрослые: учитель и родители. Необходимо создать педагогическое пространство, где каждый ребенок – это творец, исследователь, мыслитель, где каждый ребенок нацелен на успех. Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио. Идея работы с портфолио ученика последнее время получает широкое распространение.
Цель данной работы заключается в раскрытии следующих вопросов:
-Портфолио- новая форма оценки качества образования.
-Основные цели и задачи создания « портфолио» ученика начальной школы.
-Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
-Структура и содержание « портфолио» ученика начальной школы.
-Рекомендации по организации ведения «портфолио».
В современной школе в условиях реформирования образования, среди основных направлений обновления содержания образования выделяется компетентностный подход, при котором основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для достижения этого результата, в аспекте содержания образования и согласно Стратегии модернизации образования, необходимо решение ряда конкретных задач, которые должны кардинально изменить формы оценки качества образования (в частности, найти формы оценки образовательных результатов, отвечающие новым технологиям обучения, например, «портфолио»)
С 2004 года рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ разработала и представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, - писал В. М. Филиппов, - будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.
Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико - ориентированного подхода к образованию. Конечная цель учебного портфолио заключается в свидетельстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, а основной смысл - «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
1.Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 11 классы.
2.Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и
позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
3.Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические цели и задачи.
Цель «портфолио»:
1.представить отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом;
2.обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте;
3.продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задачи «портфолио»:
1.поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
2.поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
3.развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
4.формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели).
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в школе.
Обязанности учащегося:
оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Обязанности родителей:
помогают ребёнку в сборе и оформлении материалов « портфолио». Помогают ребёнку в анализе и самооценке своих достижений, помогают ребёнку в обдумывании мотивов своих действий, учат ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат. Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио.
Обязанности классного руководителя:
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
Обязанности администрации учебного заведения:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несёт ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.
директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
Оформление «портфолио».
1.Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей в соответствии со структурой, принятой Образовательным учреждением.
2.Требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио ( по усмотрению ОУ)
3.Образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
4.Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
Форма представления – это папка с файлами, хранящая материалы на бумаге.
Порядок и сроки пополнения «Портфеля достижений»
Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку обучающегося предметные контрольные работы. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.
Структура «портфолио».
Жестких требований по ведению не существует. Ведь работа над «портфолио» - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Содержание портфолио
Титульный лист
– Мой мир
– Мои цели
– Моя учёба
– Мои достижения
– Моя общественная работа
– Отзывы и пожелания
«Титульный лист»
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Важно дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.
1. «Автобиография» – В этом разделе он может поместить свои фотографии и подписать их.
2. «Сочинения» – сочинения, эссе на различные темы:
– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; знак Зодиака; режим дня.
– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье).
– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).
– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается).
– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах. Школа, схема маршрута от дома до школы, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры). Правила дорожного движения, класс. Законы школьной жизни, коллектор, различные памятки.
Раздел «Мои цели»
Здесь ученики учатся сначала с помощью родителей и учителя, а потом самостоятельно ставить цели в учебной и внеурочной деятельности.
Анализировать и самостоятельно оценивать свой результат.
В начале каждого учебного года обучающийся с помощью взрослых и учителя заполняет лист «Мои урочные цели » и цели во внеурочной деятельности.
В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» обучающийся (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.
Раздел «Общественная работа»
Здесь помещаются сведения о поручениях .
Оформить этот раздел можно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему:
– Выпуск стенгазеты
– Участие в субботниках
– Выступление на торжественной линейке
Раздел включает в себя данные обо всех видах социальной практики учащихся во внеурочной деятельности (социальные проекты, оказание помощи нуждающимся и т. п.).
Раздел «Мои достижения»
Этот раздел может включать рубрики:
- «Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)
- Предметные результаты ( Полугодие, конец учебного года)
- Метапредметные результаты
- Результаты итоговой комплексной работы ( основная часть
и дополнительная часть)
-Результаты мониторинга психологического развития учащихся
-Листы самооценки
-Успеваемость
-«Творческие работы» (стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах и т. д.),
-Сведения об участии в олимпиадах, интеллектуальных играх и в проектной деятельности.
-Уровень сформированности УУД по классам на конец года
Материалы этого раздела блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
РАЗДЕЛ «Моя учёба»»
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами, выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок за четверти и д.т. и т.п.
Раздел «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме) В заполнении этого раздела может участвовать
– Учителя
– Родители
– Педагоги дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, одноклассниками так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии. Здесь могут быть Благодарственные письма из различных органов и организаций.
В конце года проходит защита «Портфолио». Ученик классу, приглашённым родителям рассказывает о своих достижениях за год. Это может быть представлено в виде сказки, презентация, телевизионной передачи. (Приложение 1)
Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.
Результаты «портфолио» позволяет сделать выводы:
1.о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2.о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач.
Рекомендации по организации ведения портфолио.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
(Приложение 2)
Заключение
Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель - ученик - родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т. п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Авторы российской версии портфолио Т. Новикова и А. Прутченков в статье «15 ловушек на пути раскрытия способностей» (Первое сентября. 20окт.), посвященной типичным ошибкам при использовании технологии портфолио, отмечают недопустимость формирования портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.
Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений - ведь она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации и дальнейшего творческого роста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Портфолио» - это системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся
Цель «портфолио»: представить отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом; обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте; продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Девизом работы с портфолио должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Требования: систематичность и регулярность ведения «портфолио» ; достоверность сведений, представленных в «портфолио»; аккуратность и эстетичность оформления; разборчивость при ведении записей; целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; наглядность; сохранность «портфолио»
Участники образовательного процесса при ведении «портфолио» Ученик Заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе Директор ОУ Классный руководитель Учитель-предметник, педагоги дополнительного образования Родители
Форма представления Папка с файлами, хранящая материалы на бумаге. Порядок и сроки пополнения - Обучающийся в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах. - Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку обучающегося предметные контрольные работы. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные.
Жестких требований по ведению не существует. Ведь работа над «портфолио» - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Структура и содержание «портфолио»
Содержание «портфолио» Титульный лист Мой мир Мои цели Моя учёба Моя общественная работа Мои достижения Отзывы и пожелания
Титульный лист Содержит основную информацию: - фамилия имя и - отчество; - заведение; - класс; - контактную информацию; - фото ученика
Раздел « Мой мир » Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
2. Раздел « Мои цели » Мои образовательные планы на год (урочная и внеурочная деятельность) Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах
Раздел "Моя учёба" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Раздел "Мои достижения" В начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Раздел "Моя общественная работа" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…
Раздел "Отзывы и пожелания" Размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации. Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Учёт результатов «портфолио» при аттестации обучающихся о сформированности универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач. Учёт результатов позволяет сделать выводы:
Переходя в старший класс В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
Желаю творческих успехов Вам, вашим ученикам и родителям!
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА
ТЕМУ:
« ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МОБУ «Холохоленская СОШ»
Абрамова Наталья Валентиновна
Цели собрания:
- Способствовать формированию у родителей потребности в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка.
- Дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.
Участники:
-Классный руководитель
-Родители обучающихся
Организация родительского собрания:
-изучение педагогом методической литературы по теме собрания;
-подготовка сценария родительского собрания;
-подготовить выставку портфолио учеников 4 класса;
ХОД СОБРАНИЯ
I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
Уважаемые родители! Я рада видеть Вас на открытом родительском собрании. Все наши с вами встречи мы проводим ради детей. И сегодня их рассуждения и высказывания помогут нам с вами сформулировать тему собрания. Давайте послушаем их. (Рассуждения детей)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь? Я знаю, что для большинства из вас слово «портфолио» прозвучало как гром среди ясного неба. На самом деле многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио".
- Какие вопросы возникают у вас, глядя на это иностранное слово?
- Сегодня, на нашем собрании мы попытаемся выяснить:
- Что такое «портфолио»?
- Кто должен его собирать?
- Что в него складывать?
- Для чего это надо?
- Я знаю, что многие родители с первых недель жизни собирают и хранят достижения своих детей, стараются сфотографировать первый шаг, заснять на видео первое сказанное слово,прочитанное стихотворение, многие хранят первые тетради своих детей, сохраняя самые дорогие и драгоценные мгновения собирая таким образом своего рода портфолио.
В школе, эта работа получила продолжение. Теперь, каждый ученик в нашем классе будет иметь свой портфолио, свой портфель достижений. Основной смысл такого портфеля – показать всё, на что способен и к чему должен стремиться ваш ребёнок.
II. Чтобы ответить на ваш вопрос, кто должен помогать ребёнку в сборе портфолио, проведём эксперимент.
ХЛОПОК (1 эксперимент)
Поставьте правую руку на локоток и поверните ладонью ко мне. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Выходит? Почему? Чего не хватает? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем сделать хлопок вместе (делаем по очереди хлопки: учитель - родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни.
Вывод Данный эксперимент доказывает, что портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он будет даже мастером ... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.
III. Упражнение для родителей “Снежинка” (Для чего это надо?)
- А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу и нашим гостям. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось? А почему? Как вы думаете? (все люди разные)
Вывод: Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Ваши дети тоже все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе.
IV. Анкета: «Интересы и склонности».
А сейчас, давайте проведём ещё один эксперимент. Мне бы хотелось проверить, хорошо ли вы знаете своих детей, чем они интересуются, что любят делать? Для этого я прошу написать на конверте с фамилией вашего ребёнка 3 области, в которых расположены на ваш взгляд интересы вашего ребёнка: I —математика, II —техника, III —биология и сельское хозяйство, IV —медицина, V —журналистика, VI —искусство, VII —труд в сфере
обслуживания, VIII —военное дело, IX —спорт.
Сверьте ответ с результатом анкетирования вашего ребёнка (конверты с детскими анкетами на столе).
Вывод: совпадение говорит о том, что вы хорошо знаете своего ребёнка, вы идёте верным маршрутом. Если ответы не совпали, вам стоит прислушаться к своему ребёнку, задуматься, то ли направление внеурочной деятельности вами выбрано? Или может быть, ваш ребёнок стал жертвой нереализованных в детстве ваших интересов?
V. Структура портфолио
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным в жизни. А что это значит? Как вы думаете? (ответы родителей)
Это то, что надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в будущем. Именно на это направлено портфолио. Форма портфолио:
- файловая папка с вкладышами,
- пластиковый портфель,
- пластиковая папка.
По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или многоярусную пирамиду. Основные разделы я вынесла на экран.
- ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- «МОЙ МИР»
- «МОЯ УЧЁБА»
- «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
- «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
- «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
- «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
- «САМООЦЕНКА МОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ГОД»
Теперь давайте каждый раздел рассмотрим поподробнее.
«Титульный лист» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
«Мой мир» включает следующие рубрики:
- «О себе» - информация об имени и фамилии ребёнка. Ребёнок также указывает об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.
- «Моя семья» здесь можно рассказать о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздников.
- «Мой город» рассказ о родном городе, о его интересных местах, о происхождении улицы, на которой живёт ребёнок. Здесь же ребёнок рисует схему безопасного маршрута от дома до школы.
- «Мои увлечения» небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок, какие кружки и секции посещает.
- «Моя школа» рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках по принципу «мне нравиться… потому что…»
«Моя учёба» этот раздел ученик наполняет удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
«Моя общественная работа» в данном разделе ребёнок рассказывает о своих поручениях, обязанностях в школе, о своей помощи по дому.
«Моё творчество» в этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
«Мои впечатления» в данном разделе ребёнок вкладывает свои отзывы от экскурсий, посещения театра и т.д.
«Мои достижения» здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.
«Самооценка моей деятельности за год» здесь ребёнок подводит итоги за год.
Вывод: Теперь вы знаете, какой материал помещают в портфолио и я надеюсь, что не ошибётесь с его распределением по разделам.
ЛАДОШКА
- Я бы хотела обратить ваше внимание на листы цветной бумаги. Обведите на них свою ладонь.Протяните мне руку помощи. Сейчас будет небольшое задание. Каждый палец – это позиция по которой надо высказать своё мнение.
- Если вам была понятна информация по портфолио, она была нужной и полезной, поставьте + на большом пальце.
- Если нужна дополнительная разъяснительная работа, информации было недостаточно поставьте + на указательном пальце.
- Если придя сюда, вы зря потратили время, поставьте + на мизинце.
Вывод: Ваши ладошки я положу в портфолио рядом с ладонью вашего ребёнка и пусть они всегда будут рядом не только в портфолио, но и в жизни и в дальнейшем ваша рука поведёт его к успеху.
Рефлексия «Цепочка мнений».
- Ну, и в заключении мне бы хотелось услышать цепочку мнений. Продолжите, пожалуйста, предложения.
- Теперь я знаю, ....(что такое портфолио, какие разделы оформляют родители)
- Я сумею объяснить, для чего....(его надо собирать)
- Я смогу рассказать, как....(оформить портфолио)
(Родители делятся впечатлениями )
Благодарю всех за активное участие. Желаю вам процветания и
благополучия! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО
Портфолио ученика начальной школыкак метод оценивания личностного ростав рамках внедрения ФГОС НОО...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Презентация...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста
Портфолио – это способ фиксирования достижений ребенка, его успехов и работ. Эта папка является общей характеристикой результатов работы ученика в начальной школе....