Сборник игр и упражнений по развитию творческого мышления
картотека (1 класс)

1.Упражнение «Продолжи рассказ»

Цель: Развитие творческого мышления

Первый участник придумывает начало рассказа, последующий участник придумывает продолжение, по смыслу дополняющее предыдущее и т. д. Последний должен придумать окончание рассказа.

2.Упражнение: «Подарок»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики. Мимикой и жестами показать то, что хочешь подарить соседу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сборник игр и упражнений по развитию творческого мышления

1.Упражнение «Продолжи рассказ»

Цель: Развитие творческого мышления

Первый участник придумывает начало рассказа, последующий участник придумывает продолжение, по смыслу дополняющее предыдущее и т. д. Последний должен придумать окончание рассказа.

2.Упражнение: «Подарок»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики. Мимикой и жестами показать то, что хочешь подарить соседу.

3.  Упражнение «Рисовалки»

Необходимый инвентарь: листы бумаги, фломастеры. Рисуем совместную картину. Каждому участнику нужен лист бумаги и карандаш (фломастер). Лучше, если игроков будет 4-5, но и двоих, в принципе, достаточно. Каждый участник задумывает какое-нибудь существо — собака, человек, чудище, которое можно нарисовать стоящим. Не подсматривая в чужой листок, каждый рисует голову «своего» существа. Листок загибается так, чтобы не было видно головы, но чтобы можно было дорисовать туловище. Потом участники обмениваются своими листками (если участников больше двух — по часовой стрелке) и каждый в новом листке продолжает рисовать свое задуманное существо — туловище с руками. Снова загибается листок и передается по кругу. Участники дорисовывают ноги. Затем по очереди открывают все листки. В итоге получаются очень необыкновенные существа. Оптимальный вариант: 4 — 5 игроков и существо делится соответственно на 4 — 5 частей для рисования (например, голова, туловище до пояса с руками, туловище от пояса и ноги до колен, ноги от колен).

  1. Упражнение «Развитие креативности»

Цель: развитие креативности

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты. 1. Что общего между кофе и жителями Лапландии? 2. Что общего между шнурками для обуви и поездами? 3. Что общего между горой и шоколадом? 4. Что общего между ходьбой и говорением? Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

5.Упражнение «Поиск ассоциаций»

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение. Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку. Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее.

6.Упражнение «Внимание»
Цель: развитие умений использовать нестандартные методы решения в простейших жизненных ситуациях.
Описание: всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Необходимо определить, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры.
          7. Упражнение «Заглавная буква»

Цель: развитие творческих способностей

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

8.Упражнение «НЛО»

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Оборудование: бумага и цветные карандаши.

Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

9. «Хорошо-плохо»

Цель: развитие творческих  способностей, дивергентного мышления.

Описание: Участники оценивают предмет с разных точек зрения (конфета – это хорошо…, и это плохо…)

Упражнение направлено на формирование понимания детьми противоречий, умения в критической ситуации делать верный выбор, оценивать свои действия.

10. «Несуществующая рыба». 

Цель: развитие творческого воображения.

Описание: Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Можно заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите участникам придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?

(Можно дать дополнительное задание для развития невербальной креативности: «Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями»).

11. Упражнение «Безумный архитектор»

Цель: развитие творческого мышления.

Описание: Запишите 10 существительных, которые первыми придут на ум. К примеру: клавиатура, тетрадь, ананас, диван, слон, тигр, Африка, лист, колонки, телефон.

Теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте дом, чтобы в нём присутствовали все эти предметы. Слон может быть изображён на обоях, а Африка на карте.

12. Упражнение «Спрятанные цифры»

Цель: развитие невербальной креативности

Описание:  Участникам дается задание: «Запишите цифры от 0 до 9 по порядку и дорисуйте к ним различные элементы, чтобы к итоге нельзя было бы определить что за цифра написана».

13. Упражнение «Что, откуда, как»

Цель: активизация беглости мышления, стимулирующая к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Описание: Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

1. Что это?

2. Откуда это взялось?

3. Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов. Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения – брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо – такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись. 

14. Упражнение «Гномик»

Цель: развитие воображения

Описание: Участникам дается инструкция: «Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажите, что он может видеть отсюда»

Важно помочь детям сделать описание комнаты с необычной для них пространственной точки видения, нужно, чтобы дети представили недоступные места для их глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся обобщать. Упражнения на развитие понятийного мышления"

Презентация к занятию кружка "Учись учиться"...

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы...

Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»

Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...

СБОРНИК игр и упражнений по развитию сфер индивидуальности младших школьников

             Цель сборника: подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на развитие индивидуальности младших школьников. Сборник разработан дл...

«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»

Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...