Конспект"Учимся обобщать. Упражнения на развитие понятийного мышления"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Конспект занятия кружка "Учись учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_obobshchat.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся обобщать.

Цель: Обучать  детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Учить работать в парах и группах

                                                Чем больше работаешь умом,

тем больше работать   хочется.

                                              Ход занятия.

I. Организационный этап (Эмоциональный настрой, мотивация, целеполагание)

-Ребята, посмотрите на слайд, что там светит и улыбается нам? (Солнце) (Слайд1)

-Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

-А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

-Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

- Начинаем  занятие кружка(Щелчок мыши) «Учись учиться».  Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться работать в паре и начнем работу в группе. Девиз нашего занятия (Слайд2)

- Давайте постараемся, чтоб занятие прошло интересно.

- Что для этого нужно? (ответы детей) (щелчок мыши Слайд 2)

 хорошо работать,

 думать,

 помогать друг другу   

-Скажите, пожалуйста, хотите ли вы вырасти здоровыми, умными и красивыми? (Ответы детей).

  1. Хотите ли вы хорошо учиться? (Да) 
  2. А быстро читать и считать? (Да)
  3. Всегда уметь быстро находить правильные ответы на самые необычные вопросы, хотите? (Да).

II. Разминка для ума

Проведем «разминку ума», задание такое:

 «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»

  1. Какое сегодня число?
  2. Месяц?
  3. День недели?
  4. Время года?
  5. На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
  6. Т – согласный, а – О?
  7. Сколько хвостов у двух ослов?
  8. У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков?
  9. Как называется полосатая африканская лошадь?
  10. Какая буква из изученных  не обозначает звука?
  11. Назовите последний день недели...
  12. Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле?
  13. В шахте трудится? (шахтер)
  14. В жаркой кузнице? (кузнец)
  15. Кто все знает? (молодец).

                                                                

Действительно, вы молодцы.

Сегодня я предлагаю вам побыть учёными. Ученые - люди умные, трудолюбивые и терпеливые. Они всегда в поиске и мы сейчас выполним поисковое задание

Работаем в парах.  Вспомним правила работы в парах( Слайд3)

      III. Логически – поисковые задания. Работа в парах.

1. Задание «Найдите лишнее слово»

- У каждой пары лежат карточки. Возьмите карточку с зеленым кругом. На ней написаны слова. Вам нужно найти и подчеркнуть “лишнее” слово, а затем объяснить свой выбор:

 Осень, зима, январь, лето

Девочка, кукла, мальчик, мама.

Тарелка, кастрюля, стул, чайник.

Роза, лиса, колокольчик, ландыш.

Курица, овца, корова, лошадь. (Слайд4 )

2.Задание «Закодированное слово» .  ( Работа в парах)

- Сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получится  новое слово.

И так что будем делать:

1. Выделите первый звук в слове.

2.Запомните его.

3.Обозначьте его буквой.

4.  Прочитайте новое слово.

Солнце, небо, ель, голубь (снег)

Заря, ива, метель, аквариум (зима)

                      Лес, улыбка, нос, азбука( луна)  (Слайд 5)

3.Игра «Составь словечко»     (Слайд 6)

Разделите слова на слоги. Возьмите последние слоги из слов каждой строчки и составьте из них новые слова. Запишите их (работа в паре)

  1. Облака, кора, отмель
  2. Сало, ступа, вата
  3. Купи, перо, снежок

- Проверим, что у вас получилось. СЛАЙД 6, щелчок

IV. Физминутка

3. Игра«Закончи предложение».

-Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.

Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.

  1. У птицы есть ... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)
  2. У рыбы есть…( клюв, карандаши, плавники, хобот, чешуя)
  3. У человека есть ... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).

V. Работа в группах

Сейчас будем работать в группе. Скажите правила работы в паре подойдут для работы в группе. (Слайд 7  ) Что изменим?

Образуем группы, для этого повернитесь: …

Возьмите карточку с розовым кругом. Здесь напечатана задача.

Внимательно послушайте, как будете выполнять задание. В группе выберите того кто будет вам читать текст задания вслух.(Выбрали?) Выберите, кто будет записывать ответ на карточке с розовым треугольником. (Выбрали?) Договоритесь, кто будет читать ответ классу.

  1. Логические задачи на развитее аналитических способностей и способности рассуждать.

Задание 1 (работа в группах). Посоветуйтесь, выберите правильное решение, подготовьте ответ. Не забывайте о правилах работы в группе.

СЛАЙД 8

Задание 1.(выдаем чередуя 1 – 2 задания)

Аня вылепила из пластилина кота, зайца и мышку. Какую фигуру Аня вылепила раньше, если кот появился позднее всех, а мышка не раньше зайца?

(Текст-рассуждение на карточке каждой группе)(Слайд 9)

Кота Аня вылепила позднее всех, значит он появился ___________. Мышка не раньше зайца, значит она появилась ____________, а заяц -  ___________ .

Задание2.(Слайд10)

Артем вылепил из глины машину, мишку и дельфина. Какую фигуру вылепил Артём раньше, если машинка появилась позднее всех, а дельфин раньше мишки?

(Текст-рассуждение на карточке каждой группе)(Слайд11)

Машинку Артём вылепил позднее всех, значит она появилась ___________. Дельфин не раньше мишки, значит он появился ____________, а мишка -  ___________ .

- Как  оцените свою работу?

- Ребята, вам понравилось занятие? (Да.)

- Что вам больше всего понравилось? ( “Мне понравилось учиться думать  ”. “Мне понравились все задания”).

-Спасибо всем нам за то, что мы учились думать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся обобщать. Упражнения на развитие понятийного мышления"

Презентация к занятию кружка "Учись учиться"...

развитие понятийного мышления младших школьников

коррекия и развитие понятийного мышления...

Упражнения для развития креативного мышления.

Упражнения для развития креативного мышления.  Рекомендации психолога....

Упражнения для развития логического мышления на уроках русского языка.

Упражнения и задания для уроков русского языка начальной школы....

Реализация методов развития понятийного мышления на различных этапах урока русского языка.

Упражнения для развития понятийного мышления на уроках русского языка....

Прием проблемной ситуации для развития понятийного мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной личности. Мышление как познавательный процесс является о...

Рекомендации для родителей по развитию понятийного мышления у детей младшего школьного возраста

Данная разработка поможет родителям развивать понятийное мышление своих детей....