Родительское собрание на тему "Воспитание патриотизма в семье, школе"
материал
"Патриотическое воспитание"- основа формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в начальных классах | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе по теме:
«Воспитание патриотизма в семье, школе».
«Любовь к Родине начинается с семьи»
Ф. Бэкон
Цель: Расширение знаний родителей (законных представителей) о роли семьи в патриотическом воспитании детей, формировании чувства гордости за родную страну.
Задачи:
- расширить знания о роли семьи в гражданском воспитании.
- познакомить родителей с приемами и методами патриотического воспитания;
- организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей.
Форма проведения: «Круглый стол»
Учитель: Родительское собрание я хочу начать словами В.А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
Перед собранием вам была предложена анкета. Ее результаты показали, что главными приоритетами для вас является семья, здоровье и образование. Главным акцентом школы и семьи вы назвали сочетание обучения и воспитания. Результаты анкеты лишний раз подтвердили, что школа и семья должны многие вопросы решать вместе. Одним из них является патриотическое воспитание.
«Патриотическое воспитание – основа формирования личности».
Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «Любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Большое внимание отводится экскурсионной деятельности. Хочу отметить, что именно посещения историко-краеведческого музея, памятников, где учащиеся возлагали цветы к обелискам, также цветы к обелиску возлагали и на территории села, готовили сообщения о своих родных, которые воевали или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны – все эти мероприятия вносят достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, малой родины, нации, России.
К празднованию Великой Победы прошло ряд классных часов, например:
« Войной, украденное детство», « Я помню, я – горжусь!» и другие. Уже стала традицией ежегодно принимать участие в шествии «Бессмертного полка» на территории села. Итогом всех мероприятий стала Всероссийская акция ко Дню Победы - встреча «Поезда победы», на которую дети пришли вместе с родителями, воочию увидели технику тех далеких военных лет, побывали внутри вагонов, увидели интерьер оборудованных санитарных вагонов, узнали из рассказов сопровождающих поезда, как под бомбежками врачи и медсестры спасали раненых бойцов.
Тема патриотизма - ныне важная тема для нашей страны, для россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.
Актуализация темы.
С родителями было проведено анкетирование (Приложение 1).
Результаты таковы: основная часть родителей имеют не четкое представление в формулировке патриотического воспитания, а отсюда не могут точно сформулировать цель патриотического воспитания. Несколько человек ответили, что будут испытывать затруднения в составлении родословной. Но все родители единодушно ответили, что большую меру ответственности за патриотическое воспитание детей несут родители, а потом уже школа.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема актуальна для родителей и сегодня у нас будет возможность более конкретно разобраться в данном вопросе.
Мотивация родителей.
- Так с чего же начать? Какие вопросы появляются, когда идет речь о патриотическом воспитании ваших детей?
Родители ставят вопросы, которые относятся к темам «воспитание», «патриотизм», «национальные ценности», «методы и формы работы», «цели воспитания» и т.п.
Родительский всеобуч.
Первая ступень формирования патриотизма:
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень патриотизма:
Идёт через воспитание любви к малой родине – городу, селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства любви к малой родине нет и большого патриотизма.
Хороший человек, настоящий человек, патриот, начинается с желания помочь другим людям, своей стране. С заботы о других начинается нравственная активность. У человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга перед собой вырастет в ответственность перед всеми живущими на Земле, перед страной.
Третья ступень:
Формирования патриотизма: Воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
Использование государственных символов в патриотическом воспитании детей – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.
Четвертая ступень:
ВОЙНА
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
К патриотизму можно относиться по-разному. Мы не задумываемся о том, совершаем мы патриотические поступки или нет, но мы должны помнить о том, что любовь к своей семье, к своей Родине, являются ключевыми в воспитании хорошего человека и гражданина.
Работа в группах.
Объединение родителей в группы по 3 – 4 человека.
1 задание.
Учитель: Каждой группе предлагаются бланки с утверждениями, которые Вы внимательно прочитайте, а затем в нужных, по вашему мнению, графах поставьте значок “галочка”. На работу отводится 3 – 5 минут (После окончания работы каждая группа высказывает групповое мнение по каждому утверждению). (Приложение 2)
2 задание.
Учитель: Групповая работа по бланку. Ответ на вопрос: «Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?». (Приложение 3)
Решение собрания (в виде рекомендаций):
#1054;бсудить материалы родительского собрания в семьях учеников класса. Для этого все родители получают памятки о воспитании патриотизма.
2. Вести работу по патриотическому воспитанию в семье согласно плану мероприятий.
Рефлексия.
Надеюсь, что собрание не прошло для Вас даром. Думаю, что наш разговор не оставил вас равнодушными. Для вас я приготовила памятки (Приложение 4), прошу дома с ними ознакомиться и проводить со своими детьми больше мероприятий в семье, направленных на патриотическое воспитание.
(Приложение 1)
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка в семье и школе»
Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе в рамках тематического контроля организации патриотического воспитания в школе. Анкета анонимная. Ваши ответы помогут нам проанализировать и спланировать работу с детьми по данному направлению.
1. Как Вы считаете, актуальна ли сегодня проблема патриотического воспитания детей?
да | нет |
2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма?
Активная гражданская позиция | Бескорыстие | ||
Любовь и привязанность к Родине | Толерантность | ||
Готовность к самопожертвованию | Чувство долга |
3. На Ваш взгляд, Вы обладаете данными качествами?
Да | Нет | Частично |
4. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания младших школьников?
Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа | |
Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа | |
Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей | |
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край |
5. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей?
Родители | Общество | ||
Педагоги | Все в целом | ||
СМИ |
6. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами?
Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
7. Вы хорошо знаете город, в котором живете и работаете (историю его возникновения, достопримечательности, известных земляков и т. д.)?
Оцените свои знания по 5-балльной шкале:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия?
Да | Нет | Иногда |
9. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка?
Да | Нет |
10. К каким семейным традициям Вы приобщаете детей?
Уважение к старшим и родителям | |
Рассказы о своих предках и их достижениях, воспитание гордости за них | |
Изучение происхождения родословной своей семьи | |
Совместные семейные праздники (дни рождения, памятные даты и т. д.) | |
Совместный активный отдых (отпуск, экскурсии, походы и пр.); | |
Другое |
11. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье?
Да | Нет | Не знаю |
12. Как Вы считаете, на каком уровне школа организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2.
- Патриот – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
- Патриотизм – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни.
- Патриотизм – уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
- Патриотизм – делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.
- Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.
- Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.
- То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Приложение 3.
Вопрос: Патриотическое воспитание в семье – это миф или реальность?
Если да, то как?
Приложение 4
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Посещайте с ребёнком историко-краеведческий музей города, памятники известным личностям области, обращайте внимание на мемориальные доски на домах, в которых жили люди, заслужившие своим трудом звание – почетного гражданина.
5. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, села.
6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего села.
7. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
8. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
9. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
10. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших Россию, область, район, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"
Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников. •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...
сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"
Сообщение на родительском собрании "Как воспитать гражданина в семье"...
Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».
Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...
Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы.
собрание проводится с родителями будущих первоклассников. О взаимосвязи семьи и школы....
Родительское собрание" Свободное время школьника: приоритет семьи или школы?"
родительское собрание...
Тематическое родительское собрание как средство эффективного взаимодействия семьи и школы
Общие принципы и темы проведения родительских собраний в начальной школе....
Протокол родительского собрания №1 "Проблема адаптации первоклассников в школе". Протокол родительского собрания №2 "Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка".
Этот материал подойдет для начинающих педагогов. Протоколы родительских собраний - 1 полугодие....