«Эффективная организация времени как средство профилактики стрессов»
статья

Ермакова Ирина Александровна

В наше время, с его скоростями, информационным бумом, постоянной напряженностью в обществе, стресс становится спутником повседневной жизни с самого раннего возраста.

А ведь это не такое безобидное явление. Последствия стресса способны губительно повлиять на здоровье человека, его семью, карьеру, судьбу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_organizatsiya_vremeni.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО

Николаевская специальная школа-интернат

Доклад на тему:

«Эффективная организация времени как средство профилактики стрессов».

Подготовила:

Ермакова И.А.

2024г.

Для того чтобы испытать стресс, необязательно провозить через государственную границу контрабандой ювелирные изделия, валюту или антиквариат.

В наше время, с его скоростями, информационным бумом, постоянной напряженностью в обществе, стресс становится спутником повседневной жизни с самого раннего возраста.

А ведь это не такое безобидное явление. Последствия стресса способны губительно повлиять на здоровье человека, его семью, карьеру, судьбу.

1 группа стрессов.

Есть  события, на которые мы не можем повлиять, или степень нашего влияния на них минимальна. Но это не значит, что мы не в состоянии противостоять стрессу.

В тех случаях, когда мы не можем изменить ситуацию, мы должны изменить отношение к ней. Поэтому различные техники эмоциональной регуляции помогут взять контроль не над самой ситуацией, а над своими переживаниями. Хотя во многих случаях, как только мы взяли себя в руки, мы тут же начинаем быстро и эффективно управлять и самой ситуацией.

2 группа стрессов.

Другая группа стрессоров — это те, на которые мы можем и должны влиять. К таким факторам стресса относятся те, которые лежат в области межличностных отношений или обусловлены особенностями нашего характера, наших ошибочных и неадекватных убеждений или отсутствием каких-то навыков.

В этом случае избежать многих стрессовых ситуаций помогут приобретенные навыки общения, разрешения конфликтов, психологической устойчивости к давлению со стороны других людей, навыки организации своего времени без цейтнотов и перегрузок и др. Как раз об этом и пойдет речь в разделах этого модуля.

Тайм-менеджмент в борьбе со стрессом.

Может, спел бы я арию Гремина —

Нету времени, нету времени.

И получил бы квартальную премию —

Нету времени, нету времени.

Есть люблю, а стоять за пельменями —

Нету времени, нету времени.

Александр Розенбаум

   Как успевать сделать все, что запланировано, и не испытывать стресса из-за "выхода из графика"? Что нужно учесть при планировании дел? Попробуем поговорить об этом! Предложенный в модуле материал взят из учебно-методического пособия "Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время".

Авторы Т.В.Меркулова; Т.В.Беглова.

Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его в нашем курсе наряду с понятием «организация времени».

Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти  у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности.

Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента?

Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях:«Цель», «Время», «Управление».

Эти направления определяют основное содержание и при работе с детьми. Однако, выстраивая программу работы с детьми, важно учесть две особенностиПервая задана возрастом, вторая — спецификой организации жизни ребенка в школе.

 Рассмотрим эти особенности в каждом из перечисленных направлений.

Направление «ЦЕЛЬ»

Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу — вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллектуальную готовность к освоению этих знаний.

Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. К сожалению, чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок.

Направление «Время»

Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей.

Восприятие времени субъективно и зависит от множества факторов: наполненность времени, интерес к происходящему,самочувствие человека — все они оказывают значительное влияние на восприятие времени. Но если взрослый вполне может отследить момент искажения в восприятии времени,то ребенок этого сделать не в состоянии.

Планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Мы знаем, что время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково.

Направление «Управление»

Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собственных целей.

В школе зачастую нет взрослого, который считал бы это своей профессиональной обязанностью. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа, понимая значимость этого вопроса, находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог, работающий в классе, понимая важность этой работы, изыскивает собственный ресурс для организации деятельности.

Направления работы педагога:

 «Мотивация»

• цель — помочь детям осознать то, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.

«Осмысление понятия “Время”»

• цель — познакомить учащихся с различными аспектами категории времени: время физическое, психологическое, историческое.

«Целеполагание и выбор»

• цель — создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании своих ценностей.

«Приемы планирования»

• цель — познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального стиля организации времени.

Если вы захотели научить детей элементам тайм-менеджмента, прежде чем приступить к работе с детьми, кратко ответьте на следующие вопросы:

1. Почему тайм-менеджмент важен для моих учеников? (кратко объясните)

2. Как я могу замотивировать детей моего класса на изучение приемов тайм-менеджмента? (кратко объясните)

3. У детей есть время для того, чтобы заняться изучением этого вопроса? (ответы «Да» и «Нет»)

4. У меня есть время для того, чтобы систематически работать с детьми в этом направлении? (ответы «Да» и«Нет»)

5. Как можно привлечь коллег и родителей для этой программы? (кратко объясните)

Примечания авторов

Начинать с детьми программу по тайм-менеджменту целесообразно только в том случае, если вы положительно ответили на все вопросы. В противном случае ваша работа в этом направлении будет конкурировать с более актуальными для вас и ваших детей задачами.

Никогда не забывайте о том, что Вы, как педагоги, имеете самое огромное влияние на детей – они как губки впитывают Ваше поведение, слова и оценки их личности и поступков. Старайтесь критиковать конструктивно и всегда объяснять свои требования на доступном ребенку языке. Будьте примером, особенно когда дело касается тайм-менеджмента для детей! Ведь люди, управляющие своим временем, не только успешно строят глобальные планы, но и выполняют их

Список использованной литературы

Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей /Марианна Лукашенко. – М.: Альпина Паблишер, 2012г. – 297с.

Использованные Интернет-ресурсы

http://tatianabadya.ru/articles/improve/taym-menedzhment-dlya-detey/

http://www.trening2b.ru/trening/upravlenie-vremenem-ili


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание - как одно из средств профилактики нарушения осанки.

 в данной статье рассматривается такой вид деятельности как плавание. он рассматривается не только как вид спорта, но и как профилактика нарушения осанки. представлени комплексы упражнений направленны...

Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"

Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"...

Методическая разработка.Формирование последовательности во времени как основа профилактики дисграфии.

В методической разработке представлены игры: "Что, где, когда?" (или "Волшебный сундучок логопеда") и "Круглый год"(или "Колесо времени") для формирования временных представлений....

Мастер-класс «Регулятивные УУД - одна из составляющих основ Тайм-менеджмента (технология организации времени и повышение эффективности его использования)

В основе концепции мастер-класса лежит интерпретация некоторых классических приемов менеджмента организации для системы образования. Почему возникла такая идея? Все очевидно. Основная задача совр...

Семинар-тренинг, направленный на профилактику стресса у педагогов, работающих в школе-интернате

Цель: снижение психоэмоционального напряжение педагогов. Задачи:выявить степень стрессогенного состояния;сформировать умение управлять своим эмоциональным состоянием...

Тренинг Профилактика стресса

Доступные упражнения и советы специалистов помогут сократить риск стрессовых ситуаций педагогов...