ПРОТОКОЛЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ 4 КЛАСС 2023-24 УЧ. ГОД
консультация (4 класс)

Воробьёва Лариса Васильевна

Родительские собрания-важная часть как воспитательного процесса, так и группы единомышленников-Учитель+Родители.. В данных протоколах отражены вопросы, которые рассматривались на родительских собраниях в 2023-2024 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokoly_roditelskie_sobranie_4_klass.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 1

родительского собрания в 4 классе

от 6 сентября 2019года.

Присутствовало: 10 чел.

Повестка дня:

  1.  Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
  2. Выборы родительского комитета класса.
  3. Уточнение социального паспорта класса.

Форма проведения:

Родительский педагогический тренинг.

Оформление.

Столы стоят полукругом, на столах таблички с фамилией, именем, отчеством обоих родителей. (В школу дети пришли из нашего детского сада, поэтому большинство родителей знают хорошо друг друга, но таблички не мешают им называть друг друга по именам. На собрании,  присутствуют, обычно, семейные пары, а иногда и бабушки). Родителям нравиться присутствовать на собраниях, и они активно обсуждают возникающие вопросы

Подготовительная работа к педагогическому тренингу:

Анкетирование родителей по проблеме собрания. – смотрите документ

Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания.

Памятка для родителей.

Как относиться к отметкам ребёнка.

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий  результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.

Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.

Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

Ход собрания.

  1. Выступление классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками  закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.

Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».

Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

Младший школьный возраст является узловым  в  становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

Во втором классе  у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее,  у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их  возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов  своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод  из сказанного,  называет заслуженную отметку.

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни  на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить  или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

К сожалению,  родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».

Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка»,  обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.

  1. Педагогический тренинг.

Упражнение первое.

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребёнка?»

На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.

Упражнение второе.

Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.

Упражнение третье.

СЛАЙД 4

Посмотрите внимательно на картину Ф. Решетникова «Опять двойка» Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.

Упражнение четвёртое.

Послушайте описание этой картины детьми и подумайте и сравните своё восприятие картины с восприятием ребёнка.

«В квартиру из школы зашёл мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».

Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: Что – то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой всё продолжал думать об ужасной отметке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками.

Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы.

Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе.

Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.

Скоро всё встало на свои места: ученик перестал вспоминать о своей двойке, сестра стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться как всегда».

Обмен мнениями.

Упражнение пятое.

Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.

Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.

Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.

Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.

Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную.  Это повторяется довольно часто.

Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.

Упражнение шестое.

  1. Анализ анкет родителей в виде диаграмм.

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.

Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделён на две половинки. На первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к отметке, на второй – отрицательное.

По каждому отрицательному мнению они должны высказать своё суждение.

Суждение должно начинаться со слов : «Я считаю, что ребёнок…»

  1. Заключительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители!  Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.

И «двоечникам», и  «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?

СЛАЙДЫ 8-15

Правило первое: не бейте лежачего.  Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.

Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от  которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком,  начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа. 

Правило четвёртое и центральное:  хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное:  оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком,  не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.

Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться  - главного средства преодоления учебных трудностей.

  1. Отзыв родителей о собрании

В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания:  что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют  «Отзыв о собрании»

  1. Выборы родительского комитета класса.

В состав родительского комитета класса поступили кандидатуры:

  1. Кусакина Ольга Юрьевна
  2. Парамонова Инна Ивановна
  3. Жихарева Татьяна Сергеевна

Голосовали списком. Решение принято «единогласно»

  1. Уточнение сведений для социального паспорта.

Классный руководитель: ______________________ Л. В. Воробьева

Секретарь:      _______________________ Т. С. Жихарева

ПРОТОКОЛ № 2

родительского собрания в 4  классе от 1 ноября 2019года.

Присутствовало 9 чел.

Повестка:

  1. «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
  2. Безопасность ребенка во время осенних каникул.
  3. Итоги 1 четверти.

Ход собрания:

  1. По первому вопросу слушали классного руководителя 4 класса

Воробьеву Л. В.

   Педагоги во всём мире бьют тревогу из-за падения читательской активности детей. Сначала врагом чтения номер один стал телевизор, а теперь присоединился компьютер. Изменяется и само отношение к чтению. Исследования показали, что большинство взрослого населения предпочитают книги для отдыха и развлечения, а также учебную, научную и справочную литературу. Люди стали чаще читать в транспорте, во время еды, просмотра телепередач, прогулок, причём многие читают только в таких условиях. Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей.    Исследователи отмечают:

  • дети читают только по школьной программе
  • по мере взросления интерес к чтению ослабевает
  • круг детского чтения смыкается на детективах, комиксах, триллерах

     Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление, воображение ребёнка. И потому тревога весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.   О том, почему дети не любят читать и как развить у ребёнка читательский интерес мы сегодня и поговорим.

   Тема нашего родительского собрания: «Почему ребёнок не любит читать?»

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

1.        Ознакомить родителей с динамикой техники чтения;

2.        Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;

3.        Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

   1.Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

       Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

1.        Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.

2.        Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.

3.        Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Есть общие причины нежелания детей читать:

•        У ребёнка не достаточно развит навык чтения

•        Нет домашней библиотеки

•        Не развита культура чтения, не умеет правильно подбирать литературу для чтения

•        Родители дома не читают, нет примера для подражания

•        У ребёнка сформировалось негативное отношение к чтению (эффект принуждения)

     Техника чтения. На этой неделе была проверка техники чтения в нашем классе и вот какие результаты я получила: (диаграмма с результатами техники чтения)

   Навык чтения состоит из нескольких параметров:

- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.

В нашем классе дети читают в основном по слогам, но есть некоторые дети которые читают целыми словами. А также группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.

- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

  В 4 классе норма 70-75 слов (для 1 полугодия).В норму укладываются 5 человек выше нормы, ниже нормы – 2 человек, остальные  укладываются в норму.

- Правильность, беглость чтения. Без ошибок  в нашем классе читают 5 детей, остальные допускали ошибки при чтении: в ударении, в окончании слов, пропуск букв, замена букв. Самая главная ошибка при чтении: дети читают так как написано в книге, не различая звуки и буквы, читают на «о».

  - Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 6 человек, у остальных человек  на среднем.

2. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?

Никто не чинит здание, когда оно уже развалилось: поправлять его надо, пока оно ещё целое.

1.Наличие собственной библиотеки или просто полочки для книг.

•        Возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес к книге.

•        Приучайте ребёнка бережно относится к книгам.(не перегибать, иметь закладки, организация книжкиной мастерской, не пишите в книгах, не вырывайте страницы)Как к книгам относитесь вы, так и будут дети к ним относиться.

•        Научите ребёнка пользоваться библиотекой.

•        Дарите ребёнку книги. Совершайте совместные праздничные выходы в книжный магазин и вместе выбирайте новую книжку, советуйтесь с ребёнком .

   2.Книга должна ассоциироваться у ребёнка только с удовольствием, радостью

   Не форсируйте события – усложнение материала должно происходить постепенно: если вы видите, что предложенная вами книга слишком трудна для ребёнка или неинтересна ему, отложите её на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребёнок начинает «вырастать» из определённого типа книжек.

3.Трудная книга выводит из терпения и злит.

        Предлагайте ребёнку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребёнку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: ужастиками, детективами, романтическими историями. Ими он и сам заинтересуется, а вот Толстого и Чехова читать точно не захочет.

   Что ребёнок должен уметь в 4 классе и что не должен забывать дома

  •  определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  •  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  •  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  •  предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  •  объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

        Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Наши задачи:

  • учить ребенка продумывать в ходе чтения смысл каждого слова;
  • учить задавать вопросы и находить ответы на них в тексте;
  • учить поразмышлять и сопереживать;
  • учить элементарному анализу прочитанного;
  • научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.

    Чтобы решить задачи важно сформировать у учащихся тип правильной читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиться высоких результатов обучения.

Итак, этапов работы с текстом будет три:

1. до начала чтения

2. в процессе чтения

3. после чтения.

КРАТКО ПОЗНАКОМИМСЯ С КАЖДЫМ

Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

I. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

  1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

  2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

  2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

  Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом.

Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующими главами текста.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).

   1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом.

   2. Рассказ учителя о писателе

   3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора

   4. Выполнение творческих заданий.

Главный итог чтения должен состоять в том, чтобы рождался у детей ИНТЕРЕС к последующему литературному образованию, пробуждалась жажда собственных литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и ПОЧЕМУ автор говорит об ЭТОМ. ПОЧЕМУ говорит именно ОН, ПОЧЕМУ говорит ТАК, а не иначе и ПОЧЕМУ автору УДАЁТСЯ выжать у читателей ТАКИЕ мысли и чувства.

Вывод: мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст.

Ни телевизор, ни компьютер не могут заменить чтение. Так как оно было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре. Поэтому так важно не столько как можно раньше научить ребёнка читать, сколько развить в нём любовь и интерес к чтению.

4.Подведение итогов 1 четверти. 

1.Сводная ведомость оценок за 1 четверть, на каждого ученика (раздать родителям)

2.Показ тетрадей для к/р, творческих.

3.Анализ почерка уч-ся

4.Тетради ведение тетради, обложки, дополнительные тетради.

   Вторым вопросом родители прослушали инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время осенних  каникул.

Решили: ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в каникулярное время возложить на родителей и лиц, их заменяющих.

Решили: 

-итоги 2 четверти принять к сведению,

- доклад «Почему ребенок не любит читать» принять к сведению и по возможности оказать помощь учителю в приобщении детей к книге

Классный руководитель: ______________________ Л. В. Воробьева

Секретарь:      _______________________ Т. С. Жихарева

ПРОТОКОЛ № 3

родительского собрания в 4 классе от 28 декабря 2019г.

Присутствовало: 11чел.

Тема собрания: «Кризисы взросления младшего школьника».

Повестка собрания:

1.        Кризисы взросления младшего школьника.

2.        Итоги окончания 2 учебной четверти.

3.        Инструктаж по технике безопасности на  зимних каникулах.

Предварительная работа:

Провести анкетирование детей ( Приложение 2), обработать результаты.

Ход собрания:

      По первому вопросу выступила классный руководитель Воробьева Л. В. Она  сказала, что четвертый класс – это важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т.п.. В чем причины такого поведения? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.

  •  Более значимой становится оценка сверстников;
  • Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
  • Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
  •  Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
  •  У детей  оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
  • Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.

     В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Четвероклассники овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий. Классный руководитель раскрыла этот вопрос на конкретных примерах. Также Воробьева Л. В.  сказала, что общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей». Далее была приведена их характеристика ( «Умные»,  «Сильные, смелые, волевые», «Активисты» и т. д.) Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Поэтому особенно важна роль отца или другого мужчины, принимающего участие в воспитании мальчика – дедушки, дяди, старшего брата, тренера спортивной секции.

      Проведено анкетирование среди родителей (Приложение 1)

При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование и среди детей. Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками. При обработке их анкет  были выявлены следующие проблемы:

 Болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрослых;  чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости -42 %;

 желание отомстить за обиду сверстникам - 28%;

 стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками - 57%;

 приоритет общения со сверстниками - 79%.

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

  •  все более возрастает ценность общения со сверстниками;
  •  ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
  •  он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
  •  развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

            Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.  Дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир.  

Решение:

1. Обсудить с другими членами семьи результаты детского анкетирования, учитывать в общении с детьми трудности «переходного возраста»

2.  Помогать преодолевать тревожность,

3. Быть образцом поведения для собственных детей.

Решение принято единогласно.

    По второму вопросу выступила классный руководитель Воробьева Л. В. Она сказала, что основной задачей современной школы является вооружение детей инструментарием получения и, самое главное применения полученных знаний, умений и навыков в различных учебных дисциплинах и в практической жизни, поэтому так велика роль формирования навыков самостоятельной работы. Особый упор на это делается в 4 классе, так как идёт подготовка к переходу в 5 класс. Далее Лариса Васильевна  привела примеры разумного соотношения самостоятельности детей и родительского контроля. Познакомила с анализом самостоятельных и творческих работ. Дала рекомендации, как лучше организовать повторение программного материала при подготовке к контрольным работам.

Решение:

1.        Принять к сведению рекомендации учителя и использовать их в работе.

Решение принято единогласно.

По третьему вопросу выступила классный руководитель Воробьева Л. В. Она провела инструктаж по охране жизни и здоровья учащихся, организации безопасного проведения досуга детей во время зимних  каникул. Особо подчеркнула значение соблюдения ПДД.

Решение:

1.        Взять под особый контроль соблюдение детьми правил безопасного поведения.

Классный руководитель: ______________________ Л. В. Воробьева

Секретарь:      _______________________ Т. С. Жихарева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол родительского собрания во 2 «А» классе

Протоколы родительских собраний во 2 «А» классе...

Протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета в 1 классе Д в 2015 - 2016 учебном году

В помощь учителю мы предлагаем несколько тем для родительских собраний и заседаний родительского комитета , с методическими материалами и рекомендациями....

Протокол родительского собрания и распределение ролей между родительским комитетом

Как должен выглядеть протокол родительских собраний в начальной школе.Распределение ролей в родительском комитете....

Протокол родительского собрания в 1 классе Тема: Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета. Определение задач на учебный год."

Повестка дня.1.  Лекторий «Режим дня первоклассника»;2.  Определение задач на учебный год;3.  Выборы родительского комитета.4. Обсуждение возникших вопросов.5. Разное....

Протокол родительского собрания и распределение ролей между родительским комитетом

Как должен выглядеть протокол родительских собраний в начальной школе.Распределение ролей в родительском комитете....

Протокол родительского собрания 2022-2023 уч.г.

Основы безопасности. Профилактика гриппа  и ОРВи....