Конспект с презентацией по теме "Добрым жить на белом свете веселей"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)
На занятии у учающихся формируются представления о добре и зле; нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные отношения на основе понятий «добро» и «зло»;
осознают важность добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_po_kursu_orkse_dobrym_zhit_na_svete_veseley.docx | 542.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования Федоровский»
Технологическая карта урока
по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
УМК «Школа России»
Тема: «Добрым жить на белом свете веселей»
Составитель: Серова О.А.
учитель начальных классов
2019
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель:
- сформировать представления о добре и зле;
- формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий «добро» и «зло»;
-подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Планируемые результаты | ||
Метапредметные | Личностные | |
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного:
|
| |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран | |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | -Учебник «Основы светской этики» 4 класс А.И. Шемшурина издательство «Просвещение» 2017 год, -Толковый словарь С.И.Ожегова -Презентация «Добрым жить на белом свете веселей», -Видеоролик из мультфильма «Кот Леопольд» с песней «Добрым жить на белом свете веселей» -аудиозапись «Если добрый ты…» | |
Дидактическое обеспечение | Рабочие листы, цветная бумага, карточки, шаблоны плодов, картинка корзины, цветные карандаши, маркеры |
Технологическая карта урока | |||
Этап урока | Деятельность учителя |
обучающихся |
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | -Доброе утро! Давайте поприветствуем, друг друга и улыбнёмся. Глубоко вдохните и выдохните. Вложите мне в руки свою усталость, лень, обиду и плохое настроение. Пусть всё это попрыгает за дверью, а мы начнём работать с хорошим настроением (учитель выбрасывает из своих ладоней все плохое за дверь). | Дети улыбаются одноклассникам. Учащиеся называют отрицательные качества и вкладывают в руки учителя прикасанием к ладоням. | Коммуникативные: -установление контакта для совместной деятельности Личностные: -сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую» |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Презентация. Слайд 1 Просмотр видеоролика из мультфильма «Кот Леопольд» с песней «Добрым жить на белом свете веселей» -Продолжите фразу: -А что утверждал кот Леопольд? -Какая тема нашего урока? Тема урока: «Добрым жить на белом свете веселей» Слайд 2 Вопросы для обсуждения. - О чем пойдет речь на уроке? -Что должны узнать? Чему научиться? Для чего? Постановка проблемных вопросов:
Запишите тему урока в тетрадь. | Просмотр видеоролика «Кот Леопольд» с песней «Добрым жить на белом свете веселей» Формулируют тему и цели урока, высказывают свои мысли и предположения. Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, обсуждают проблемы. Ожидаемые ответы: -О добре и зле -Узнаем, что такое добро и зло. -Научиться отличать добрые поступки от злых поступков -Почему нужно стремиться к добру и избегать зла -Какими качествами должен обладать добрый человек? -Почему добрым людям жить на свете веселей? Дети записывают тему урока в тетрадь. | Коммуникативные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме -слушать и понимать других Регулятивные --прогнозирование --целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи Личностные: -формирование уважительного отношения к иному мнению -развитие доброжелательности Познавательные: -самостоятельное формулирование темы, целей, проблемы - выдвигать гипотезы и обосновывать их |
3.Выявление места и причины затруднения. | - Какими вы себе представляете добро и зло? 1.У добра и зла разные лица. Давайте попробуем разобраться в них. Слайд 3 На экране вы видите 2 лица. -Какое из них лицо добра? -А какое лицо зла? 2.Самостоятельная работа (приложение) Перед вами лист бумаги, перегните его пополам. На половинках листа изображены символы добра и зла, раскрасьте их цветными карандашами. Символ – это условный знак, который раскрывает смысл понятия. -Какие цвета выбрали? -Почему? | Ожидаемые ответы: -Лицо веселого человечка с улыбкой; светлое, радостное, приветливое -Плохое, сердитое, несчастливое, суровое, хмурое Дети раскрашивают символы добра и символы зла. Выбирают цвета для раскраски. Объясняют, что светлые и яркие тона приятно радуют, поднимают настроение, поэтому подходят для добра, а темные – наоборот. | Коммуникативные: -адекватно использовать коммуникативные (прежде всего речевые) средства для решения различных задач Личностные: -формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные: -ориентация на предстоящую деятельность на уроке Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | Добро и зло – главные этические категории. - Что такое добро? И что такое зло? Это особые слова. Ваше понятие - научное понятие. -Где мы можем узнать научное определение понятий добра и зла? Работа в мини- группах: 1.Толковый словарь С.И.Ожегова – найдите научное толкование слов «добро» и «зло»
С.И.Ожегов «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок» Слайд 4-5
-Совпадают ли понятия о добре зле в Толковом словаре с вашим толкованием? -Что такое доброта? Обратимся к учебнику стр.10 « Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". Запишите определение в тетрадь. | Ожидаемые ответы: -В толковом словаре Работа в мини- группах: 1.Дети находят научное толкование слов «добро» и «зло» в словаре С.И.Ожегова 2.Дети перечисляют, что относится к добру: -Это мир, дружба, внимание и забота, любовь, хорошие поступки 3. Дети называют, что относится к понятию зло: -Неуважение к людям, унижение, война, когда тебя обманывают, жадность, грубость. -Да, совпадают. Демонстрация достижений групп. Аргументируют свое мнение Находят в учебнике определение понятия «доброта» Записывают определение в тетрадь. | Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала Личностные: -умение высказывать свое мнение - ориентация в нравственном содержании и смысле понятий добра и зла |
5.Реализация построенного проекта. | -Каким быть? Сопоставление добра и зла. -Человек рано или поздно задумывается, по какой дороге ему идти: по дороге «добра» и «света» или «зла» и «тьмы». -А вы думали об этом?
Работа с притчей «Два волка»
- Кто главные герои притчи? - Что представляет собой каждый волк? - С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? - Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)? - В чем нравственный урок притчи? -Кто победил в притче? -Почему? -Ваш выбор? | Ожидаемые ответы: -Притча - это небольшой рассказ, содержащий поучение, похожий на басню -Старик и Внук -Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. -С борьбой двух волков -Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от меня самого -Эта притча заставляет меня задуматься, какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро
-Пусть белый волк всегда побеждает! | Познавательные: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного: -находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде -определять тему и главную мысль текста -понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации -уметь оформить свои мысли в устной форме -слушать и понимать речь других Личностные: -оценивание усваиваемого содержания произведения Регулятивные: -умение контролировать процесс обсуждения |
6.Физкультминутка | Игра «Хлопаем – топаем Слайд 14 -Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части. ·Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте. ·Старшие ученики обижают младших. ·Ученики дарят цветы учительнице -Ребѐнок помогает маме в работе по дому. ·Отнять у младшего деньги. ·Обидеть животное. ·Помочь однокласснику в учебе. ·Помирить поссорившихся друзей. ·Отвести домой заболевшего друга. | Задание: Если поступок добрый – хлопаем, плохой поступок – топаем. | Регулятивные: -организация внимания и контроля Личностные: -формирование установки на здоровый образ жизни |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий | 1.Притча привела вас к размышлению, а какой Вы человек, добрый или злой. Ответим на вопросы теста «Добрый ли я?» Слайд 15 На листах напишите свои ответы в виде знаков «+» и «-». Посчитайте количество баллов, прочитайте результаты ответов. Слайд 16 Итоги. Результаты. Рекомендации. -Можно Вас назвать добрым человеком? 2.Разберем некоторые жизненные ситуации, подтвердив результаты теста. Ситуация 1. Слайд 17 Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке Ситуация 2 Слайд 18 Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате Ситуация 3 Слайд 19 Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки. Обсуждение. -Приведите свои примеры доброты по отношению к Вам. Слайд 20 -Что Вы чувствуете при этом? |
Дети читают на экране вопросы теста. Пишут свои ответы на листах. Считают баллы и находят результат. Вместе с учителем обсуждают итоги тестирования, рекомендации, предостережения Ожидаемые ответы: -Доброта должна быть бескорыстной, от души, просто так, а не для похвалы. -Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе. -Это хороший и добрый поступок. Дети рассказывают свои истории, как им было приятно слышать добрые слова, получать помощь и поддержку от сверстников -Чувствовали себя счастливыми | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: -умение слушать собеседника -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания -построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование -развитие аналитического мышления Личностные: -формирование уважительного отношения к иному мнению -формулировать собственное мнение и позицию |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Прочитайте пословицы о добре. Слайд 21 -Какая тема объединяет эти пословицы? -Верно. О человеке судят по его поступкам, которые он совершает. -А какие добрые дела можете сделать вы? Коллективная работа. Слайд 22 «Осень красна плодами, а человек делами». Моделирование корзины «Урожай добрых дел». -Перед вами картинки плодов, на обратной стороне напишите, какие добрые дела вы сделали за последнее время. Дети выполняют работу. -Какой богатый урожай мы получили! -Для чего мы это делали? -Какой мы сделаем вывод? -От чего зависит окружающий нас мир? -Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки? Правильно. Когда мы сами совершаем добрые поступки - просто так, от души, не требуя ничего взамен, то мы «расцветаем», чувствуем себя счастливыми. | Дети читают пословицы. -Добро, добрые дела и поступки Дети пишут, прикрепляет плод к общей корзине. Вслух проговаривает, какое доброе дело он сделал. Ожидаемые ответы -Мы собрали богатый урожай добрых дел -Чтобы в мире было больше добра -Пусть наш мир будет таким же добрым, как получился наш урожай -Нужно как можно больше делать добрых дел, тогда в мире будет больше добра -Делать добро очень приятно и радостно -Жизнь кажется уже не такой скучной, и небо уже не такое облачное, и солнышко светит ярче. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; -осуществлять контроль в совместной деятельности -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Познавательные УУД: -умение сопоставлять высказывания, анализировать, выделять главное, делать выводы -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Личностные: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; Коммуникативные: -участие в коллективном обсуждении - учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; |
9.Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания. | Учитель организует работу по обсуждению усвоенных понятий по учебнику стр.15. Вопросы для размышления. -Какие качества объединяет в себе добрый человек? -На какие размышления наводят приведенные изречения мыслителей? -Выберите для себя изречение мыслителей и запишите его в тетрадь в качестве девиза -Так почему же добрым людям жить на белом свете веселей? | Ожидаемые ответы -Забота, внимание, любовь, сострадание, преданность, ум, смелость, честность, вежливость, справедливость - Добрые люди согревают нас, как солнышко, своей душевным теплом и заботой - Быть добрыми. Уметь увидеть беду другого человека, добрым делом помочь. - Добрые дела доставляют нам удовольствие и радость, делают нас счастливее | |
10.Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности | Составим синквейн со словом «добро» Слайд 23 Памятка по составлению синквейна. Первая строчка-1 существительное Вторая строчка-2 прилагательных Третья строчка-3 глагола Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов Пятая строчка-синоним существительное. Итоги урока Слайд 24 -Удалось достичь целей урока? -Какой главный вывод вы сегодня сделали для себя? Оцените свою работу. Слайд 25 Учитель предлагает детям оценить свою деятельность. Работа со смайликами. - Выберите смайлик, который отражает Ваше настроение и оценит деятельность на уроке. Слайд 26 Подарите свои улыбки друг другу. Пусть мир станет добрее, и мы вместе будем творить добро каждый день. Желаю вам быть добрыми, внимательными и заботливыми друг к другу. Дети встают в круг, берутся за руки и под аудиозапись вместе с добрым Котом Леопольдом поют песню «Если добрый ты…» | Работа в парах Демонстрация достижений (приложение) Ответы детей Вывод: доброта – это то, что живет внутри каждого из нас. Просто нужно проявлять ее чаще, чтобы мир стал добрее. Ведь именно от нас зависит будущее. «Добрым жить на белом свете веселей!» Дети оценивают собственную деятельность на уроке, выбирают смайлик, объясняют свой выбор Поют песню « Если добрый ты…» | Познавательные: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы Коммуникативные УУД: - работа в паре -умение определять общую цель и достигать ее -умение согласовывать свои действия с другими - строить монологическое высказывание Регулятивные: - адекватная самооценка собственной деятельности на уроке на основе критерия успешности Личностные: - нравственно- этическая ориентация, личностно-моральный выбор Коммуникативные - взаимодействие учителя и учащихся |
11.Домашнее задание Слайд 27 | 1. Продолжить сказку (текст напечатан на листочках) «На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…». 2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло» | Учащиеся выбирают вариант домашнего задания |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Составим коллективно синквейн со словами добро и зло.
Памятка по составлению синквейна.
Первая строчка-1 существительное
Вторая строчка-2 прилагательных
Третья строчка-3 глагола
Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов
Пятая строчка-синоним существительное.
1) ДОБРО 2) душевное, сердечное 3)исцеляет, помогает, вдохновляет 4) Добро сближает людей. 5) РАДОСТЬ |
4)Зло влечёт за собой горе и вражду. 5) ГОРЕ |
ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ
Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Добрым жить на белом свете веселей».
В игровой форме рассказать детям об этикете...
Добрым жить на свете веселей.
Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.Формировать пре...
«Добрым жить на свете веселей»
laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.) ...
Проект "Добрым жить на белом свете радостно"
Знакомство с правилами этикетного поведения в детском коллективе...
Презентация "Добрым жить на белом свете веселей"
Презентация к технологической карте урока по курсу ОРКСЭ на тему "Добрым жить на белом свете веселей"...
Добрым жить на белом свете веселей
Презентация по ОРКСЭ...
Добрым жить на белом свете веселей
ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...