Консультация для родителей "Как и зачем читать сказки?"
консультация
консультация предназначена родителям в помощь, чтобы правильно и выразительно читать детям .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
![]() | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Ромашка»
Консультация для родителей
«Как и для чего читать детям сказки?»
Подготовила: Федотова А.В.
воспитатель подготовительной группы
Малоярославец
2024 год
Каждый родитель согласится с тем, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, прочитанные на ночь мамой, и веселые персонажи, рожденные детским воображением. Воспоминания об этом до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительского тепла и заботы, и переносят в волшебный мир детства. Наверное, многие папы и мамы знают, что детям нужно читать и рассказывать сказки.
Читаем сказку в сотый раз…
Очень часто родители, читающие сказки на ночь, сталкиваются с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. С чем же это связано?
Психологи объясняют такое явление двумя факторами. Во-первых, мозг малыша устроен таким образом, что сначала он запоминает информацию, выучивает на память, а затем уже приходит понимание, осознание новой информации. Сказка содержит определенную цепочку событий, и взрослым кажется, что в книге все доступно изложено. Но ребенку трудно осознать всю сказку целиком за одно прослушивание, поэтому возникает потребность слушать и слушать ее несколько раз.
Во-вторых, у малыша есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и тем самым у него возникает чувство уверенности, защищенности. И с этим бороться не нужно, лучше поддерживать у ребенка привязанность к этой сказке.
Обсуждение прочитанной сказки
Необходимо обсуждать с детьми прочитанную сказку. Даже если создается впечатление, ребенку все понятно, лучше обсудить сказку и убедиться, что ребенок все понял правильно, сумел разобраться, где герои поступили правильно, а где – нет. Также через обсуждение сказки можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами или из жизни ребенка.
Правильно выбираем ребенку сказки
Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.
С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями («Теремок», «Колобок», «Репка»). Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных. Дети любят повторять звуки, имитирующие персонажей сказок.
С двух до пяти лет у детей активно развивается потребность к фантазии. В этот период нужно читать ребенку волшебные сказки.
С пяти до семи лет ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом.
Слушая сказки, дети испытывают удовольствие, это особый вид развлечения. Также, сказка заставляет ребенка думать, включать воображение и фантазию. При этом, в сказке отсутствует прямое нравоучение, она учит, но не навязчиво.
Для детей 5-7 лет можно регулярно использовать следующую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку концовку придумать самому.
Играть с одной и той же сказкой можно очень много раз, пока интерес ребенка к этому процессу не иссякнет. Этот метод очень широко используется в сказкотерапии. Психологи часто рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку.
А для чего необходимо детям читать сказки?
Чтение и рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. И знания эти охватывают все жизненные сферы человека.
- Область отношений между людьми.
- Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов.
- Рекомендации по противостоянию стрессам.
- Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним.
- Типологии людей и способы влияния на них.
- Мужская и женская психологии.
- Духовное развитие.
Образный, символический язык сказок напрямую обращен к подсознанию малыша, минуя сознательные барьеры. В подсознании, сказка за сказкой, создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок вбирает подсознание ребенка, тем более успешным он будет уже во взрослой жизни.
Родители, дарите сказку детям, читайте их, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы своих детей.
Добрых сказок вам и вашим детям!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сказки важно и нужно читать детям»
Детская художественная литература воспитывает в ребёнке культуру речи. Она учит грамматически правильно, логично и точно передавать свои мысли, а также соблюдать нормы литературного языка. Если ребёнок с раннего детства погружён в культуру чтения, его речь будет образной, яркой и выразительной.
Давайте вместе попробуем ответим на следующие вопросы:
• Что мы читаем нашим малышам? Сказки.
• Что рассказывают бабушки внукам? Сказки.
• Какие события и сюжеты нравятся детям больше всего? Сказочные.
• Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок.
Почему именно сказки так важны и нужны?
1. Это самый понятный способ для ребёнка узнать, что же такое жизнь и как в ней ориентироваться.
2. В сказке в доступной и понятной форме отражены отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть.
3. Сказочные образы сразу понятны детям — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый.
4. В сказке всегда побеждает добро. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идёшь вперед!
5. Из сказки ребёнку легче понять, каким нужно быть, чтобы всё получалось – трудолюбивым, умным, смелым, храбрым, добрым, справедливым, щедрым.
6. Ребёнок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру.
7. В сказках заключена мудрость веков, которой так не хватает в современном меркантильном мире.
Что важного девочка узнает из сказок?
• Необходимо быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.
• Надо быть благодарной, как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Ничто не даётся просто так и нужно уметь говорить «спасибо».
• Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания?
Что важного мальчик узнает из сказок?
• Необходимо быть благородным, храбрым. Помогать слабым, заботиться о них. Тот герой, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасёт кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.
• Не нужно бояться трудностей. Во всех сказках герои без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Герой не боится, он готов преодолевать трудности, рисковать. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.
• Сказка учит мальчиков не ошибиться в выборе невест. Сможет ли она испечь каравай или прибраться в доме, или сшить платье?
В чём же польза сказок?
1. Читая или рассказывая сказки, мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания, расширяем представления об окружающей действительности.
2. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а грамотно и умело выражать свои мысли. Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает развитию речи.
3. Сказка формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
4. Формируется понимание, что просто так в жизни ничего не даётся, а достигается всё только усилием и трудолюбием.
5. Сказка является прекрасным вариантом совместного досуга, она помогает взрослому и малышу найти общий язык и быть ближе друг к другу.
6. Слушая сказку, ребёнок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Любишь кататься – люби и саночки возить», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»).
7. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребёнка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребёнок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – всё хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его всё дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает.
8. Педагоги и логопеды не случайно применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребёнок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Луну в ракете из сдвинутых стульев. Психологи утверждают, что фантазия помогает ребёнку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребёнку очень полезно.
Несколько советов родителям
• Читайте сказку вместе с ребёнком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не только перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.
• Нужно подбирать сказки в зависимости от того, что вы хотите донести ребёнку в тот или иной момент его жизни. После их прочтения можно обсудить поведение героев или что-то ещё. Пусть ребёнок выскажется, ведь у него тоже есть своё собственное мнение.
• Предложите ребёнку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает творческую фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-162924-1355308596.jpg)
Консультация для родителей "Зачем нужна дактильная речь"
Консультация для родителей. Освещается важность дактильной речи для первоклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-361649-1386260384.jpg)
Беседа - консультация для родителей "Учим детей читать"
В статье даны рекомендации родителям о том, как научить ребёнка читать....
Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)
Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-30062-1519155273.jpg)
Зачем читать?
О значении чтения написано и сказано много, но остановимся на главном. Не будет лишним еще раз напомнить, что чтение - одно из основных способов развить воображение. Современному реб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-800741-1517241077.jpg)
Зачем читать?
Нужно ли читать? Безусловно! Но нужно сделать чтение для ребенка более привлекательным. Здесь вы найдете советы, как это сделать, а также задания, чтобы разнообразить чтение и сделать его еще более на...