Консультация для родителей "Зачем нужна дактильная речь"
консультация (1 класс) на тему

Сесина Татьяна Ивановна

Консультация для родителей. Освещается важность дактильной речи для первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Заблуждения родителей в отношении использования дактильной речи

Заблуждение первое

Дактильная речь и жестовая речь – это одно и тоже.

Жестовая речь - это речь, где целое слово или даже фраза передается с помощью одного жеста. При этом используется и указание на предметы, изображение отдельных действий, мимика лица. Жесты не имеют характерной для словесной речи грамматической формы, т. е. не изменяются по родам, числам и падежам. А дактильная речь – это форма словесной речи. Пользоваться ею – значит понимать значение слов, владеть грамматическим строем языка, поможет усвоению речи и в письменной и в устной форме.

Заблуждение второе

Детей не следует учить дактильной речи, так как ею нельзя пользоваться в общении со слышащими.

Это заблуждение основано на недоразумении двоякого рода: во-первых, дактильная речь не цель, а только средство, облегчающее формирование у детей словесной речи в общепринятой устной и письменной форме; во- вторых, система обучения школьников с нарушениями слуха предусматривает обязательное обучение их устной речи, и подготовка к этому начинается с первого же дня прихода детей в школу. Дактильная речь используется в обучении, чтобы ускорить развитие словесной речи и ограничить развитие мимики.

Заблуждение третье

Пользование дактильной речью повредит произношению детей, что, привыкнув общаться дактильно, дети пойдут по линии наименьшего сопротивления, и не будут пользоваться устной речью.

Многолетний опыт показывает, что опасения эти неосновательны. В том случае, когда параллельно с использованием дактилологии детей правильно, квалифицированно обучают произношению, систематически упражняют в чтении с губ, устная речь детей развивается в соответствии с их индивидуальными возможностями. Чем внятнее будет устная речь ребенка, тем скорее он начнет ею пользоваться, не прибегая к дактилологии.

Мы попытались отвергнуть возражения против применения дактильной речи, доказать их несостоятельность, чтобы вы убедились в необходимости и эффективности использования ее при обучении вашего ребенка. Мы так подробно остановились на данном вопросе, потому что разобраться в его сущности очень важно для родителей.

Но одно понимание значения дактильной речи еще не обеспечит вам успеха.

Результаты будут зависеть от того, насколько умело вы будете показывать ребенку знаки и как вы сами научитесь понимать у ребенка речь с руки.

Приведем некоторые указания к технике пользования дактильной речью.

Перед вами две задачи: правильно показывать каждый знак и знать, какую букву алфавита он обозначает.

Помните, что умение правильно показать знаки (дактилировать) – первое, исходное условие. Для этого нужно знать некоторые правила, а именно: “говорить” полагается правой рукой. Держать руку на уровне грудной клетки. Локоть правой руки прижат к правому боку. Двигаться при ручном “разговоре” должны главным образом пальцы. Как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака). Между словами нужно делать паузу, которая соответствует свободному пространству, отделяющему при письме одно слово от другого.

Как в письме буквы пишутся ровно по линейке, так и здесь рука должна находиться на одном уровне, знаки нужно показывать четко и ясно, но в отличие от письма рука должна оставаться неподвижной.

Следите за тем, чтобы ваша рука была правильно установлена; старайтесь сохранить спокойное состояние кисти, чтобы двигались только пальцы.

Если вы одновременно говорите и дактилируете, что возможно только при условии очень развитой у вас техники дактилирования, следите, чтобы в этом случае ваше произношение было слегка замедленным, но, ни в коем случае не слоговым, иначе это отрицательно отразится на устной речи ребенка, на его чтении с губ и произношении.

Подготовила учитель РРС и ФП Сесина Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКА"

Данная консультация помогает родителям развивать речь ребенка правильно и своевременно...

Логопедическая консультация для родителей: «Движение и речь»

Показать родителям, что движение как основа формирвоания здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка способствует коррекции речевых нарушений....

Консультация для родителей "Играя, развиваем речь"

Данный материал рассказывает родителям об играх для развития речи ребенка, в которые они могут играть со своими детьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НУЖНО ЛИ УЧИТЬ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ?»

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем : родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду - занятия , кружки , секции...К...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

Консультация для воспитателей«Использование мнемотехникив развитии речи детей» (из опыта работы)...