" Дар маленького зернышка"
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Дар маленького зернышка».
Цель: Проследить путь от буханки до хлеба.
Задачи:
- Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;
- Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
- Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.
Ход праздника.
Ведущий 1: Здравствуйте ребята и взрослые! Мы наш праздник начинаем, хлеб на Земле восхваляем!
Хлеб – какое это священное слово! Славится он на Земле, славится он первым на столе!
Звучит музыка, входит пара, танцует.
Чтец 1.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
Чтец 2.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Ведущий 1: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.
Звучит Песня «Расти колосок»
А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?
(Демонстрация зёрен пшеницы.) Слайд 2
Ведущий 2: Посмотрите на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную русскую землю.
Ведущий 1 :Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка .
В подготовленную землю сеют маленькие зёрнышки пшеницы.
После посева надо постоянно защищать землю от вредителей.
Вот пшеница взошла.
Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
Но вот зёрна созрели и начинается уборка урожая.
Потом зерно везут на мукомольные заводы, где мелют его в муку.
Ведущий 2: Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.
Чтец 1.
Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук
Чтец 2.
За лесами, за лугами,
Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
Чтец 3.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Чтец 4.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук
Чтец 5.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Ведущий 1: Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.
Вышли на ниву весной отец и сын.
“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.
“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.
Прошло время, снова вышли они в поле.
“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.
“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.
Выехало семейство на жатву.
“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.
“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…
И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.
Чтец 1.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто
Человечьей каплей пота.
Нет, не может быть забыта
Эта тяжкая работа.
Ведущий 2: А сейчас Конкурс “Калейдоскоп профессий”.
Дети вызываются поочереди.
Нужно выбрать из предложенных профессий, как можно больше профессий, связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).
Ведущий 1: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
Ведущий 2: А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.
Игра “Собери урожай”.
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном листке.. Нужно собрать пословицу из 2х частей. Дети выходят поочереди и собирают пословицу.
– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
– Без хлеба сыт не будешь.
– У кого хлебушко, у того и счастье.
– Плох обед, коль хлеба нет.
– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.
– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.
– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!
Ведущий 1: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.
Конкурс “Знаток техники”.
Необходимо угадать название какой сельскохозяйственной техники написано на листке и дописать недостающие буквы. Участники вызываются по одному.
(Трактор, комбайн, грузовик.)
Ученик.
Он не падает к нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь шумят комбайны,
Хлеб идёт со всех сторон.
Ведущий 2: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.
Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.
Ученик: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм!
Ведущий 1: В годы тягот и лишений.
В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.
– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.
Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.
Ученик: Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
“Хлеб всей жизни голова!”
(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)
Ведущий 2 : Давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.
1-й ученик:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.
2-й ученик:
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
3-й ученик:
Потом, насупившись сердито Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
4-й ученик:
Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
1-й ученик:
Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушел.
2-й ученик:
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Внучка:
Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются
И в столовой корками хлебными бросаются.
А я хлеба корку никогда не брошу,
Потому что хлеб наш вкусный и хороший.
Потому что много стоило труда,
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!
Ведущий 1: Ребята, давайте вместе с вами вспомним “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
Помните, ребята, такие правила:
– Бери хлеба столько, сколько съешь.
– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
– Нельзя играть с хлебом.
– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Ведущий 2: Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда отмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он….(хлебом)
Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай? (Плуг.)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)
Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)
Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)
Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)
Ведущий 1:
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Ведущий 2: Ребята! Живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа народа, судьбы многих людей , их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина- это одни из самых святых слов для человека.
У кого хлеб родился,
тот всегда веселится.
БЕЗ ХЛЕБА
СЫТ НЕ БУДЕШЬ
ПЛОХ ОБЕД
КОЛЬ ХЛЕБА НЕТ
ТРА…Т…Р
ГРУ…О В…К
УЧИТЕЛЬ
ПАРИКМАХЕР
ТРАКТОРИСТ
ВРАЧ
МЕЛЬНИК
КО…Б…ЙН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Сказка «Петушок и бобовое зернышко»".
Цели урока:- продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками; учить выделять главную мысль произведения;учить запоминать подробности сказки и не путать их порядок, соверш...
Урок по литературному чтению "Петушок и бобовое зернышко"
Урок дан с целью познакомить детей с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зернышко", обучить правильному и выразительному чтению....
Исследовательский проект «От зернышка до каравая» (1 класс)
Работа содержит материал, предназначенный для защиты ученического проекта "От зернышка до каравая", задачами которого являлось: выяснить происхождение первого хлеба; узнать подробно о проце...
Презентация "Чудесное зернышко" Проект
Воспитательная цель проекта Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания в процессе взаимодействия воспитателя ГПД с семьей....
Фольклорный час "Дар маленького зернышка"
История о хлебе.Для учащихся начальных классов....
: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зернышко»
Задачи урока: ознакомление с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; формирование представления о составных частях сказ...
План-конспект урока к предмету «Литература 2 класс» на тему «Сказка «Петушок и бобовое зернышко»»
План-конспект урока к предмету «Литература 2 класс» на тему «Сказка «Петушок и бобовое зернышко»»...