Конспект занятия "Разговоры о важном. День российской науки" (3-4 класс)
план-конспект
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа ТЕМА «День российской науки» Составили студентки 321 группы Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19 Дата проведения занятия: 06.02.2023 Смена 1 Номер урока 0 Начало урока 08:00 ФИО учителя школы: Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна ФИО преподавателя-консультанта: Данилович Ольга Николаевна Допущена к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) | Цель классного часа: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей. Метапредметные: Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию. У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Оборудование У учителя: проектор, компьютер, колонки, лупа, фонарь, емкость с водой, сахар, мел, распечатки заданий У учащихся: ручки, черновики Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/36/ |
Ход классного часа:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Вступительный | Звучит гимн - Здравствуйте, ребята! Мы давно с вами не виделись! - Напоминаем, меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна. 8 февраля в календаре – это День российской науки. Что же это за праздник? С какими событиями он связан? Об этом мы нам сегодня и предстоит узнать. - Как вы думаете, какие открытия и «умные» предметы нам помогают в жизни? - Конечно, современное общество активно пользуется машинами, Интернетом, телефонами, лекарствами – это все результаты научной работы. - Вы наверняка слышали о Константине Эдуардовиче Циолковском. Какой вклад в науку внес он? - Да, а знаете ли вы с каким человеком связано появление Интернета? - Появление Интернета стало возможным благодаря открытиям и исследованиям российского учёного ЖорЕса Ивановича Алфёрова. - Все мы знаем о недавней пандемии коронавируса, и о том, что в кратчайшие сроки наши учёные разработали вакцину. Вакцина помогает не заразиться, обрести иммунитет. А если случилось, что вы заболели, то болезнь проходит намного легче и без осложнений. - Так почему же наука так важна? Почему ей посвящен отдельный праздник? - Вы правильно сказали, наука, научные знания формируют интеллектуальный багаж человека, помогают стать образованным, профессионалом своего дела, интересным собеседником. | Слушают гимн стоя - лекарства, Интернет, телевидение, телефоны, машины. - Работы Константина Эдуардовича Циолковского стали основой ракетостроения. Затруднение - Наука помогает стать образованным, интересным. | Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация. | |
Основной | - А откуда же берутся научные открытия? Давайте посмотрим видеоматериал. Демонстрация видеоролика (дикторский текст) С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт дождь, и летают птицы? И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов. А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер. И всё это стало возможным благодаря учёным. Кто же такие учёные? Учёные – это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии, математики, медицины, истории и многих других. Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. И использовать эти знания на благо людей. Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы для пловцов с целью увеличения их скорости. Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода пластики. В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции, которая находится над ним. Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад. Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях. Ещё одно научное открытие российских учёных – самый большой космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что происходит в космосе. И в наше время – наука и технологии продолжают стремительно развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то открытия сделаете именно вы! Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/1792/ - Видео подошло к концу, пора проверить вашу внимательность! Посмотрите на экран и ответьте на несколько вопросов. На слайде вопросы: - Кто же такие учёные? - Какиe науки вы можете назвать? - Какова цель ученых? - Вы большие молодцы! Справились! - А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля? - Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук. - Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие, независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к знаниям. Один из самых известных русских учёных – Михаил Васильевич Ломоносов – был студентом Академии. - А сейчас мы предлагаем отправиться в путешествие с Михаилом Васильевичем Ломоносовым – великим ученым, которому подвластны все науки. С некоторыми из них он познакомит нас, и мы даже попробуем поработать в роли разных ученых. - Михаил Ломоносов разобрал множество экспедиций, на основе этих данных и на личном опыте создал свой проект прохода северным путём, а также разработал много навигационных приборов. Он настоящий знаток географии, и путешествовать с ним совсем не страшно! - Догадались, какими учеными нам предстоит стать? - А что изучает география? - Конечно, молодцы! Кажется, мы столкнулись с небольшим препятствием, чтобы двигаться дальше, нужно ответить на вопросы: 1. Какой город очень сердитый? 2. Какое государство мы носим на голове? 3. Какое государство хвастается своей принадлежностью к одежде? 4. Какое самое глубокое озеро в мире? 5. Какой город считает себя столицей моды и духов? 6. Название какого государства состоит из шотландской лошадки, окруженной местоимениями? - Молодцы, теперь путь свободен! Мы продолжаем наше путешествие – познакомимся с лингвистикой, еще ее называют языковедением. Как думаете, о чем эта наука? - Верно, лингвистика - это наука о языках. В этой области М.В. Ломоносов заложил основы современному русскому языку, определил основы и нормы звукового состава, произношения, правописания и частей речи. Лингвистика изучает роль, строение, закономерности языков, соотносит языки, составляет переводы. - Перед вами текст на белорусском языке. Ваша задача – перевести его на русский язык. Наша краіна. Шырока раскинуліся прасторы нашай краіны. Шумяць зялёныя лясы. Стужкамі звіваюцца рэкі. Подсказка: стужка - лента - Ребята, что у вас получилось? - Сложно ли было перевести текст? Что вы заметили? - Конечно, вы правильно определили. Русский и белорусский языки похожи, потому что являются родственными. - Ребята, видим, вы немного засиделись. Дружно встаем из-за парт и повторяем за нами! Физминутка: Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы) Надо много знать, уметь (повороты влево-вправо) Хорошо, дружок, учись! (погрозить пальчиком) И, конечно, не ленись! (шаг на месте) - Молодцы, продолжаем! - Начинающие исследователи, в Петербургской академии наук М.В. Ломоносов много времени уделял истории. Есть ли среди вас любители истории? Что изучает история? - Да, история - наука, исследующая прошлое, реальные факты и смену исторических событий, развитие общества и отношений внутри него. М.В. Ломоносов любил Древнюю Российскую историю. Назовите значения следующих устаревших слов: очи, витязь, уста, дюжина, бает, баталия, стольный град. - Молодцы, и в этой науке вы преуспели. Но самый большой вклад М.В. Ломоносов внес в физику. Физика – это наука о свойствах и строении физических веществ, о формах её движения и изменении. М.В. Ломоносов расширил представления о строении вещества и его свойствах, исследовал электричество и силу тяжести. Создал учение о свете, создал множество приборов. - Конечно, ученые много экспериментируют, и Михаил Ломоносов попросил у нас помощи. Ребята, разделитесь на 2 части. Задание для 1 команды: описать физические свойства сахарного песка. 1. С помощью лупы рассмотреть кристаллы сахара. 2. Растворить сахар в воде, определить его растворимость, наличие примесей. 4. При помощи фонарика проверить свойство отражать свет. Задание для 2 команды: Пронаблюдать взаимодействие мела с водой. 1) Предположите, что произойдет с мелом, когда мы опустим его в воду) Хорошо, давайте проверим ваши предположения: Опустили мел воду. Что вы видите? Как вы думаете, почему образовались пузырьки? Каждая из команд выполняет 2 задания. - Молодцы, ребята, следующая наука, тесно связанная с физикой - химия. Догадываетесь, что изучает химия? - Верно, ученые-химики также изучают вещества, их состав и строение, превращения веществ. Исследуя химию, М.В. Ломоносов разработал технологию и рецептуру цветных стекол, создал пигменты, фарфор, изучил руды и металлы. - Перед вами кроссворд. Вам нужно ответить на вопросы и разгадать ключевое слово. Вопросы для кроссворда: 1. Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает (хлор). 2. Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня – огонь потух (кислород). 3. Мельчайшая частица химического элемента (атом). 4. Элемент, необходимый для нормального формирования скелета, крепких костей, зубов и ногтей (кальций). 5. Я очень вредный и опасный, лучше не зевай напрасно! (яд) - Молодцы, без проблем справились с заданием! Какое ключевое слово получилось? - А наше путешествие подошло к концу! Поблагодарим Михаила Васильевича за такую увлекательную экспедицию, и, конечно, за вклад, который он внес в науку. Наше путешествие не должно быть пройдено зря. Навыки и знания, которые вы получили сегодня, помогут вам сделать важные открытия в будущем! | - Учёные – это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии, математики, медицины, истории и других. - Физика, химия, астрономия, математика, медицина, история. - Узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. Затруднение - Географами! - География изучает поверхность Земли, природу, население разных стран. - Грозный - Панама - Ямайка - Байкал - Париж - Япония - Языковедение – это наука о языках. - Наша страна Просторы нашей страны обширны. Зеленые леса шумят. Реки извиваются лентами. - Перевести было несложно. Заметили, что белорусский и русский языки похожи. Выполняют физминутку - История – наука, исследующая прошлое. - Очи – глаза, витязь – воин, уста – губы, дюжина – старинная мера, равная 12, бает – говорит неправду, баталия – сражение, стольный град – столица. Выполняют задания - Варианты: мел растворится или ничего не произойдет или образуется осадок - К поверхности воды поднимаются пузырьки. Когда тело отпускают в воду, она вытесняет воздух из всех отверстий. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды. Вывод: в воде есть воздух. - Химические вещества, их взаимодействие. Разгадывают кроссворд - Химия! | Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | |
Заключительный | - Пора подвести итоги. Какому празднику был посвящен наш классный час? - Какого числа отмечают? - Какой дате приурочен этот день? - Какая наука из представленных заинтересовала вас больше всего? А может, что-то показалось скучным? - Конечно, мы не можем вам рассказать о всех науках – их очень много! Мы хотим, чтобы каждый из вас нашел свое дело, и желаем успехов! - Наш классный час подошел к концу, до свидания! | - Дню российской науки! - 8 февраля! - В честь основания Академии наук в Санкт-Петербурге! Оценка детей | Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов
3-4 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...
Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов
1-2 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...
"День российской науки" 1-2 класс ("Разговоры о важном" 06 февраля 2023)
Без науки не может развиваться наше общество. Это учёные создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут уче...
Внеурочное занятие. 2 класс. Разговоры о важном " День Российской науки"
Цель занятия: познакомить ребят с достижениями российских учёныхЗадачи: 1. воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям;2. формирование понимания значи...
Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. Менделеева "
Форма мероприятия: Классный часТема мероприятия: День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. МенделееваЦель мероприятия: Формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развит...
Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День Российской науки"- 4класс
Цель мероприятия познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных пр...
Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки" (2 класс)
Дата проведения классного часа: 05.02.24Тема: «190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки».Цель: Познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, пока...