Конспект занятия "Разговоры о важном. День российской науки" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rossiyskoy_nauki_kl_chas.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «День российской науки»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 06.02.2023

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                             _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель классного часа: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.
Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование  

У учителя: проектор, компьютер, колонки, лупа, фонарь, емкость с водой, сахар, мел, распечатки заданий

У учащихся: ручки, черновики

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru/topic/36/

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята! Мы давно с вами не виделись!

- Напоминаем, меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна. 8 февраля в календаре – это День российской науки. Что же это за праздник? С какими событиями он связан? Об этом мы нам сегодня и предстоит узнать.

- Как вы думаете, какие открытия и «умные» предметы нам помогают в жизни?

- Конечно, современное общество активно пользуется машинами, Интернетом, телефонами, лекарствами – это все результаты научной работы.

- Вы наверняка слышали о Константине Эдуардовиче Циолковском. Какой вклад в науку внес он?

- Да, а знаете ли вы с каким человеком связано появление Интернета?

- Появление Интернета стало возможным благодаря открытиям и исследованиям российского учёного ЖорЕса Ивановича Алфёрова.

- Все мы знаем о недавней пандемии коронавируса, и о том, что в кратчайшие сроки наши учёные разработали вакцину. Вакцина помогает не заразиться, обрести иммунитет. А если случилось, что вы заболели, то болезнь проходит намного легче и без осложнений.

- Так почему же наука так важна? Почему ей посвящен отдельный праздник?

- Вы правильно сказали, наука, научные знания формируют интеллектуальный багаж человека, помогают стать образованным, профессионалом своего дела, интересным собеседником.

Слушают гимн стоя

- лекарства, Интернет, телевидение, телефоны, машины.

- Работы Константина Эдуардовича Циолковского стали основой ракетостроения.

Затруднение

- Наука помогает стать образованным, интересным.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:  Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Основной

-  А откуда же берутся научные открытия? Давайте посмотрим видеоматериал.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен

мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт

дождь, и летают птицы?

И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили

корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов.

А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы

отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер.

И всё это стало возможным благодаря учёным.

Кто же такие учёные? Учёные – это люди, изучающие явления и

объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии,

математики, медицины, истории и многих других.

Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем

нас мире. И использовать эти знания на благо людей.

Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы

для пловцов с целью увеличения их скорости.

Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода

пластики.

В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое

озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции,

которая находится над ним.

Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и

было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад.

Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые

организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Ещё одно научное открытие российских учёных – самый большой

космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что

происходит в космосе.

И в наше время – наука и технологии продолжают стремительно

развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то

открытия сделаете именно вы!

Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/1792/

- Видео подошло к концу, пора проверить вашу внимательность! Посмотрите на экран и ответьте на несколько вопросов.

На слайде вопросы:

- Кто же такие учёные?

- Какиe науки вы можете назвать?

- Какова цель ученых?

- Вы большие молодцы! Справились!

- А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля?

- Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук.

- Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие,

независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к

знаниям. Один из самых известных русских учёных – Михаил Васильевич

Ломоносов – был студентом Академии.

- А сейчас мы предлагаем отправиться в путешествие с Михаилом Васильевичем Ломоносовым – великим ученым, которому подвластны все науки. С некоторыми из них он познакомит нас, и мы даже попробуем поработать в роли разных ученых.

- Михаил Ломоносов разобрал множество экспедиций, на основе этих данных и на личном опыте создал свой проект прохода северным путём, а также разработал много навигационных приборов. Он настоящий знаток географии, и путешествовать с ним совсем не страшно!

- Догадались, какими учеными нам предстоит стать?

- А что изучает география?

- Конечно, молодцы! Кажется, мы столкнулись с небольшим препятствием, чтобы двигаться дальше, нужно ответить на вопросы:

1. Какой город очень сердитый?

2. Какое государство мы носим на голове?

3. Какое государство хвастается своей принадлежностью к одежде?

4. Какое самое глубокое озеро в мире?

5. Какой город считает себя столицей моды и духов?

6. Название какого государства состоит из шотландской лошадки, окруженной местоимениями?

- Молодцы, теперь путь свободен! Мы продолжаем наше путешествие – познакомимся с лингвистикой, еще ее называют языковедением. Как думаете, о чем эта наука?

- Верно, лингвистика - это наука о языках. В этой области М.В. Ломоносов заложил основы современному русскому языку, определил основы и нормы звукового состава, произношения, правописания и частей речи. Лингвистика изучает роль, строение, закономерности языков, соотносит языки, составляет переводы.

- Перед вами текст на белорусском языке. Ваша задача – перевести его на русский язык.

Наша краіна.

Шырока раскинуліся прасторы нашай краіны. Шумяць зялёныя лясы. Стужкамі звіваюцца рэкі.

Подсказка: стужка - лента

- Ребята, что у вас получилось?

- Сложно ли было перевести текст? Что вы заметили?

- Конечно, вы правильно определили. Русский и белорусский языки похожи, потому что являются родственными.

- Ребята, видим, вы немного засиделись. Дружно встаем из-за парт и повторяем за нами!

Физминутка:

Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (повороты влево-вправо)

Хорошо, дружок, учись! (погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (шаг на месте)

- Молодцы, продолжаем!

- Начинающие исследователи, в Петербургской академии наук М.В. Ломоносов много времени уделял истории. Есть ли среди вас любители истории? Что изучает история?

- Да, история - наука, исследующая прошлое, реальные факты и смену исторических событий, развитие общества и отношений внутри него. М.В. Ломоносов любил Древнюю Российскую историю. Назовите значения следующих устаревших слов: очи, витязь, уста, дюжина, бает, баталия, стольный град.

- Молодцы, и в этой науке вы преуспели. Но самый большой вклад М.В. Ломоносов внес в физику. Физика – это наука о свойствах и строении физических веществ, о формах её движения и изменении. М.В. Ломоносов расширил представления о строении вещества и его свойствах, исследовал электричество и силу тяжести. Создал учение о свете, создал множество приборов.

- Конечно, ученые много экспериментируют, и Михаил Ломоносов попросил у нас помощи. Ребята, разделитесь на 2 части.

Задание для 1 команды: описать физические свойства сахарного песка.

1. С помощью лупы рассмотреть кристаллы сахара.

2. Растворить сахар в воде, определить его растворимость, наличие примесей.
3. Определить запах.

4. При помощи фонарика проверить свойство отражать свет.

Задание для 2 команды: Пронаблюдать взаимодействие мела с водой.

1) Предположите, что произойдет с мелом, когда мы опустим его в воду)

Хорошо, давайте проверим ваши предположения:

Опустили мел воду. Что вы видите?

Как вы думаете, почему образовались пузырьки?

Каждая из команд выполняет 2 задания.

- Молодцы, ребята, следующая наука, тесно связанная с физикой - химия. Догадываетесь, что изучает химия?

- Верно, ученые-химики также изучают вещества, их состав и строение, превращения веществ. Исследуя химию, М.В. Ломоносов разработал технологию и рецептуру цветных стекол, создал пигменты, фарфор, изучил руды и металлы.

- Перед вами кроссворд. Вам нужно ответить на вопросы и разгадать ключевое слово.

Вопросы для кроссворда:

1.  Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает (хлор).

2. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух (кислород).

3. Мельчайшая частица химического элемента (атом).

4. Элемент, необходимый для нормального формирования скелета, крепких костей, зубов и ногтей (кальций).

5. Я очень вредный и опасный, лучше не зевай напрасно! (яд)

- Молодцы, без проблем справились с заданием! Какое ключевое слово получилось?

- А наше путешествие подошло к концу! Поблагодарим Михаила Васильевича за такую увлекательную экспедицию, и, конечно, за вклад, который он внес в науку. Наше путешествие не должно быть пройдено зря. Навыки и знания, которые вы получили сегодня, помогут вам сделать важные открытия в будущем!

-  Учёные – это люди, изучающие явления и

объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии,

математики, медицины, истории и других.

- Физика, химия, астрономия,

математика, медицина, история.

-  Узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем

нас мире.

Затруднение

- Географами!

- География изучает поверхность Земли, природу, население разных стран.

- Грозный

- Панама

- Ямайка

- Байкал

- Париж

- Япония

- Языковедение – это наука о языках.

-             Наша страна

Просторы нашей страны обширны. Зеленые леса шумят. Реки извиваются лентами.

- Перевести было несложно. Заметили, что белорусский и русский языки похожи.

Выполняют физминутку

- История – наука, исследующая прошлое.

- Очи – глаза, витязь – воин, уста – губы, дюжина – старинная мера, равная 12, бает – говорит неправду, баталия – сражение, стольный град – столица.

Выполняют задания

- Варианты: мел растворится или ничего не произойдет или образуется осадок

- К поверхности воды поднимаются пузырьки.

Когда тело отпускают в воду, она вытесняет воздух из всех отверстий. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды. Вывод: в воде есть воздух.

- Химические вещества, их взаимодействие.

Разгадывают кроссворд

- Химия!

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Заключительный

- Пора подвести итоги. Какому празднику был посвящен наш классный час?

- Какого числа отмечают?

- Какой дате приурочен этот день?

- Какая наука из представленных заинтересовала вас больше всего? А может, что-то показалось скучным?

- Конечно, мы не можем вам рассказать о всех науках – их очень много! Мы хотим, чтобы каждый из вас нашел свое дело, и желаем успехов!

- Наш классный час подошел к концу, до свидания!

- Дню российской науки!

- 8 февраля!

- В честь основания Академии наук в Санкт-Петербурге!

Оценка детей

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов

3-4 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 февраля «День российской науки» для 1, 2, 3, 4 классов

1-2 класс можно скачать отдельно! Коллеги, буду напоминать каждую неделю:Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В...

"День российской науки" 1-2 класс ("Разговоры о важном" 06 февраля 2023)

Без науки не может развиваться наше общество. Это учёные создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут уче...

Внеурочное занятие. 2 класс. Разговоры о важном " День Российской науки"

Цель занятия: познакомить ребят с достижениями российских учёныхЗадачи: 1. воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям;2.  формирование понимания значи...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. Менделеева "

Форма мероприятия: Классный часТема мероприятия: День российской науки. 190 лет со дня рождения Д. МенделееваЦель мероприятия: Формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развит...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День Российской науки"- 4класс

Цель мероприятия познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных пр...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки" (2 класс)

Дата проведения классного часа: 05.02.24Тема: «190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День российской науки».Цель: Познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, пока...