Конспект занятия "Разговоры о важном. Государственные символы России" (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gos_simvoly_rf.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «Символы России»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4 каб. № 19

Дата проведения занятия: 28.11.2022

Смена 1 Номер урока 0

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                             _____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель классного часа: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать историческую память и ответственность за судьбу Родины; развивать познавательную активность.

Задачи

Личностные: Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование  

У учителя: проектор, компьютер, колонки, распечатки памяток

У учащихся: карандаши, ручка

Образовательные ресурсы: https://youtu.be/IPKpkuWUqwo

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята!  Напоминаем, меня зовут Анна Александровна, а меня – Снежана Евгеньевна.

- А какое торжественное мероприятие происходит каждый понедельник в школе?

- Правильно, флаг, гимн – это государственные символы России. Но все вы знаете, что существует еще один государственный символ, что же это?

- Да, к государственным символам относится еще и герб. А что мы знаем о гербе?

- Почему такое большое значение придается государственным символам?

- А знаете ли вы историю государственных символов?

- Хорошо, вы правы, но все-таки столкнулись с небольшими трудностями, давайте посмотрим небольшой видеоролик.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

У каждой страны есть свои государственные символы. Это герб, гимн,

флаг.

Знаете ли вы, что такое герб?

Это особый отличительный знак государства, области, города,

изображенный на флагах, монетах, печатях.

Герб каждой страны имеет свою историю создания.

Возникновение российского герба связано с активным использованием

княжеских печатей на Руси в древности.

Давным-давно Древняя Русь состояла из множества княжеств. У

каждого князя был свой отличительный знак, который изображался на

печати, клейме, монетах этого княжества.

Позже стали появляться гербы как символы государственности.

Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском

гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый

орел.

Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство

Российского государства.

О государственных символах слагаются стихи и песни. Поэт Владимир

Орлов писал:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна,

Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Ссылка: https://razgovor.edsoo.ru/video/718/

- Так чему же посвящен наш классный час сегодня?

- Молодцы, тема классного часа сегодня - Государственные символы России.

Слушают гимн стоя.

- Поднятие флагов, слушание гимна.

- Герб.

- Герб – это особый отличительный знак государства, области, города,

изображенный на флагах, монетах, печатях.

- Потому что это гордость страны.

- Нет… ИЛИ знаем мало…

- Государственным символам России.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза; Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:  Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; У ребенка сформирована учебная мотивация.

Основной

- Государственные символы - флаг, герб, гимн - объединяют людей внутри страны и демонстрируют единство граждан для внешних людей, государств, отличают граждан одной страны от другой. Где вы могли видеть государственные символы?

- Хорошо, государственные символы сопровождают разные торжества и события. А еще под флагом в тяжелые времена вставали на защиту солдаты. Под звучание гимна побеждают спортсмены в соревнованиях, а болельщики держат флаги в руках в знак поддержки. Альпинисты размещают флаги на покоренных вершинах, а космонавты – на космических объектах (на слайде изображения)

- А сейчас мы раздадим вам памятки, в ходе классного часа заполним их, после вы вклеите их в дневник или тетрадь (раздаем памятки)

- Посмотрите на изображение герба Российской федерации. Что вы видите?

- Почему на гербе изображена эта птица? Что держит она в своих лапах?

- Да, двуглавый орел символизирует независимость, могущество и

единство Российской Федерации, скипетр считается символом независимости. Держава выступает эмблемой могущества и

целостности.

- Посмотрите внимательнее, что изображено на груди орла?

- А почему именно этот герб изображен?

- А знаете ли вы кто изображен на щите и подвиг этого человека?

- В каких цветах представлен герб?

- Да, щит исполнен в красном цвете, орел в золотом, Георгий и его конь белые, плащ Георгия синий, а змей черный. Цветовое значение на гербе является немаловажной частью символики. Каждый цвет имеет особое значение.

красный – цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой крови защитниками Родины;

золотой – богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности;

синий – небо, свобода, верность, честь;

белый – чистота, благородство;

черный – символ зла.

- А теперь посмотрите на памятку, где изображен герб? Вам не кажется он пустым? (на слайде пустое изображение герба).

- У вас есть несколько минут, чтобы раскрасить изображение и все подписать.

- Время подошло к концу, давайте проверим, что получилось. Вы подписали: двуглавого орла, короны, скипетр, державу, герб Москвы (на слайде цветное изображение с заполненными пропусками).

- Что изображено рядом с гербом на карточке?

- Вы наверняка знаете как выглядит флаг России. Какого он цвета?

- Правильно, это белый, синий, красный. Еще российский флаг называют «триколор». Кто догадался, почему так?

- Верно, в слове «триколор» спрятались слова «три» и «color», что с английского языка переводится «цвет».

- Цвета флага также имеют свои значения: красный цвет – символ храбрости, мужества, любви. Голубой цвет – символ верности и красоты, цвет неба. Белый цвет – символ чистоты и невинности.

- Раскрасьте, пожалуйста, флаг и подпишите, что значат цвета (на слайде пустое изображение флага).

- Время подошло к концу, давайте проверим (на слайде цветное изображение с заполненными пропусками).

- О каком государственном символе мы забыли?

- Правильно, гимн – это музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в особых случаях. Знаете ли вы правила слушания гимна?

- Правильно, первым гимном Российской федерации с 1991 по 2001 была «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки, исполнялся без слов. Давайте послушаем небольшой фрагмент.

- А 1 января 2001 года зазвучал новый, привычный нам, гимн. Его основой стал гимн СССР – музыка была написана Александром Васильевичем Александровым еще в 1939 году, а новый вариант текста написал Сергей Владимирович Михалков.

- Посмотрите: на карточке есть еще изображения. Кто догадался, что это?

- Да, в России очень много регионов, и каждый из них имеет свою символику. Символика есть не только у регионов, но и у отдельных городов. Вспомните, что изображено на гербе Сыктывкара?

- Правильно, в гербе Сыктывкара медведь охраняет традиции города и росток дерева, а над ним сияет солнце.

- Вы знаете, что коми долгое время были язычниками - верили в разных богов и мифы. Отголоски этой особенности можно найти в гербе. Что вы видите?

- Правильно, согласно традициям хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы - Зарни Ань (Золотая Баба), солнечная богиня, мать мира, вокруг нее изображены головы оленей, они связаны с силой, благородством, красотой.

- А в каких цветах исполнен герб? Можете предположить, что они значат?

- Верно, сочетание золотого и красного означает утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение, красный фон означает активность народа.

- Снова вернемся к карточке, раскрасьте герб и подпишите его элементы (на слайде пустое изображение флага).

- Время подошло к концу, давайте проверим (на слайде цветное изображение с заполненными пропусками).

- А кто может назвать цвета флага Республики Коми?

- Верно, использованные цвета были выбраны не просто так: синий символизирует суровый и бескрайний Север, показывает его поля и луга, готовые покориться некаждому. Зеленый ― это неисчерпаемый запас природных богатств Республики, Таежные леса и зеленые луга. Белый говорит про снег, словно напоминая, что этот зеленый край все же расположен на Северных просторах. Тут порой бывает очень холодно, но красота этих просторов так и манит к себе.

- А сейчас дадим вам несколько минут на завершение памятки, раскрасьте флаг и подпишите, что значат цвета (на слайде пустое изображение герба).

- Время подошло к концу, давайте проверим (на слайде цветное изображение с заполненными пропусками).

- И последнее: гимн Республики Коми. Свой гимн Республика Коми обрела лишь в 1994 году. Как думаете почему?

- В Республике Коми много талантливых творцов, поэтому найти слова или мелодию для гимна не было проблемой. Гимна не было, потому что не было закона, который бы разрешал республикам иметь свои гимны. Такой закон появился лишь в 1994 году, и гимном стала песня на стихи Виктора Алексеевича Савина «Варыш поз» («Соколиное гнездо») в обработке Михаила Герцмана, но гимн исполнялся без слов. Слова добавили в 2006 году.

- Посмотрите: наши памятки готовы, теперь вы можете вклеить их в дневник или тетрадь, только не потеряйте, потому что каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России.

- На школьных праздниках, по телевизору.

 

- Двуглавый орел, который смотрит в разные стороны.

- Потому что это самая сильная птица. В лапах держит скипетр и державу.

- Герб Москвы!

- Потому что Москва – столица России.

- Георгий Победоносец. Он спас девушку, приготовленную змию в качестве жертвенной дани: прискакал на белом коне, осенил себя крестным знамением и копьем сразил чудовище наповал.

- Красный, золотой, белый, синий, черный.

- Правый верхний угол, памятку нужно раскрасить и подписать элементы.

Раскрашивают памятки

- Флаг.

- Белый, синий, красный.

- От словосочетания «три цвета».

Раскрашивают памятки

- Гимн!

- Гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов.

Слушают гимн стоя

- Флаг и герб Республики Коми.

- Медведь, росток, орнаменты.

- Птицу, головы оленей, лицо женщины.

- Золотой означает солнце, красный – храбрость

Раскрашивают карточки

- Синий, зеленый, белый.

Раскрашивают памятку

- Не было слов или мелодии.

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Познавательные: У ребенка сформированы умения анализа и синтеза, Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию; Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Заключительный

- Пора подвести итоги. Чему был посвящен наш классный час?

- Какое значение имеют государственные символы для страны?

- Как нужно относиться к государственным символам?

- Покажите пальчик вверх, если вам понравилось занятие сегодня.

- Спасибо за работу, до свидания!

- Государственным символам России.

- Объединяют, поддерживают, отличают страну.

- С уважением и гордостью, аккуратностью.

Оценивают занятие

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Может создавать устные и письменные высказывания; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.

Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме  с Конституцией,  с основными правами и обязанностями граждан  и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...

План-конспект "Государственные символы России".

Внеклассное занятие на тему: Государственные символы России....

Конспект занятия, презентация по патриотическому воспитанию на тему: "Государственные символы России"

Внеклассное занятие на тему: «Государственные символы России»Цель: рассказать о современной государственной символике.Задачи:1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.2. Воспитан...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: "Государственные символы России"

Внеклассное занятие на тему: «Государственные символы России»Цель: рассказать о современной государственной символике.Задачи:1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников.2. Воспитан...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....

План-конспект открытого урока окружающего мира "Государственные символы России", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Государственные символы России". 3-й классДанный урок посвящен  “Государственным символам России”, приурочен  к одному из  главных г...

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"

Внеклассное занятие "Моя Родина - Россия. Государственные символы России"...