Сформированность УУД на начало 1-го класса | Планируемые результаты формирования УУД к концу 1-го класса | Планируемые результаты формирования УУД к концу 2-го класса | Планируемые результаты формирования УУД к концу 3-го класса | Планируемые результаты формирования УУД к концу 4-го класса | Связь УУД с содержанием учебных предметов, методы и формы организации учебной работы младших школьников |
| Личностные УУД |
|
|
|
|
- Положительно относится к школе как к месту, “где учат и где получают пятерки”.
Хочет пойти в школу, сохранив дошкольный образ жизни | Сопоставляет свое поведение с требованиями, заданными учителем | Сопоставляет свое поведение с правилами школьника. Выполняет предложенные поручения в классе под контролем учителя | Выполняет правила поведения школьника. Самостоятельно выполняет поручения учителя, проявляя инициативу | Положительно относится к школе, выполняет правила поведения обучающихся, ориентируется на образец хорошего ученика. Делает осознанный выбор поручений в классе | Создание ситуации успеха на занятии, использование системы поощрения, поддержка ребенка в случае его неудачи. Чередование поручений. Проигрывание и обсуждение разных ситуаций поведения в школе |
- Проявляет интерес к школьным занятиям как к новой игре.
Предпочитает социальную оценку своих знаний вместо поощрения в форме сладостей, подарков | Ориентируется на статус школьника (стремится удержать это социальное положение) | Удерживает статус школьника, ориентируется на значимость учения, учится с опорой на внешние мотивы | Удерживает статус школьника, осознает значимость учения, учится с опорой на внешние и внутренние мотивы, объясняет свои мотивы | Задается вопросом: “Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?” – и умеет на него отвечать. Учится с опорой на внешние мотивы (социального признания, поощрения) и внутренние мотивы (учебно-познавательные). Учится с опорой на учебно-познавательные мотивы | Применение разноуровневых заданий, заданий по выбору. Игра, соревнование, конкурс и т. д., отслеживание включенности каждого ученика в учебную работу. Рефлексия учебной деятельности. Публичное представление результатов учения |
- Предпочитает совместные занятия индивидуальным занятиям дома, проявляет познавательную активность.
Проявляет интерес к познавательной литературе, инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности | Задает познавательные вопросы учителю. Под руководством учителя находит способы решения новой задачи.
| Проявляет инициативность, любознательность, интерес к отдельным предметам. С помощью установок учителя находит способы решения новой задачи. Находит способы решения новой задачи совместно со сверстниками | Проявляет познавательный интерес к отдельным предметам. Находит способы решения новой задачи совместно со сверстниками | Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | Задания по выбору. Интеграция в заданиях, интересных для обучающегося, тем из других предметов. Совместная разработка алгоритма решения творческих заданий |
- Ориентируется на оценки взрослых и эмоционально откликается на них
| Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей | Принимает и ориентируется на предложения и оценки взрослых и сверстников | Сопоставляет самооценку и оценку другими себя на основе критериев успешности учебной деятельности
| Принимает и ориентируется на предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей | Выбор посильных заданий из числа рекомендованных. Рефлексия деятельности (индивидуальной и коллективной). Соотнесение внешних мнений с собственными и обсуждение расхождений |
- Самостоятельно принимает решения в игре.
Уверен в себе | Оценивает свои возможности, ориентируясь на мнение учителя | Оценивает свои возможности, ориентируясь на мнения взрослого и одноклассников. Делает выбор на основе самооценки | Самостоятельно оценивает свои возможности на основе заданных критериев успешности | Адекватно оценивает свои возможности | Самооценка и взаимооценка с использованием соответствующих средств (“волшебных линеек”, памяток, сигнальных карточек). Соотнесение внешних оценок с собственными и обсуждение расхождений |
- Участвует в играх с теми детьми, которые ему нравятся.
В играх учитывает интересы других детей | Привлекает в свои игры детей, которым не симпатизирует, под наблюдением учителя | Привлекает в свои игры детей, которым не симпатизирует. Участвует в играх разных народов | Учитывает интересы других детей (без контроля взрослых), положительно относится ко всем одноклассникам | В совместных играх и учебе терпим к детям других национальностей и вероисповедания | Прогнозирование поступков и их последствий. Групповая работа со сменой ролей. Командные соревнования. Столкновение и обсуждение мнений. Проигрывание конфликтных ситуаций |
- Называет свою национальность, пол, возраст, адрес.
Проявляет доброжелательное отношение к близким людям. Выполняет элементарные поручения по дому | Проявляет интерес к праздникам класса, школы в качестве зрителя. Выполняет поручения по классу. Проявляет уважительное отношение к взрослым | Берет на себя выполнение ролей в мероприятиях под руководством взрослого. Выделяет себя как члена семьи, рода на генеалогическом древе. Выбирает поручения по интересу. | Задается вопросами о различиях между национальностями (по поводу культуры и традиций, физических особенностей, языка и т.п.). Участвует в школьных проектах общественно-полезной направленности. Поддерживает дружеские отношения с другими детьми | Выделяет свою национальную принадлежность, поддерживает позитивные традиции и участвует в национальных праздниках, проявляет заботу о членах семьи, товарищах | Изучение родословной, выполнение и презентация творческих работ (составление древа семьи, эскизов гербов семьи, школы, поселка, оформление альбомов). Посещение музеев. Участие в праздниках класса, школы, поселения. Совместная разработка планов мероприятий и их сценариев. Инсценировка характерных фрагментов произведений по изучаемым темам (о мамах, детях, войне и т. д.). Составление и решение задач на актуальные общественные темы |
- Перечисляет членов своей семьи
| Перечисляет членов своей семьи, указывает адрес места жительства, называет свою страну, край (область, республику). Называет достопримечательности родного города (села), знает названия улиц | Называет основные даты (события) своей семьи. Называет достопримечательности родного города (села), знает названия улиц | Рассказывает о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях) | Называет основные исторические факты поселка (города), страны |
- Узнает флаг Российской Федерации
| Изображает флаг России. Узнает герб России, главных лиц страны | Отличает флаг и герб Российской Федерации от флагов и других стран. Воспроизводит гимн России | Отличает символику России, края. Воспроизводит гимн России | Проявляет корректное отношение к символике родного края и страны |
- Следует нормам поведения, принятым в семье.
Различает элементарные случаи проявления добра и зла. Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их | Дает нравственную оценку своим поступкам и поступкам других людей под руководством учителя. Соблюдает элементарные правила этикета и поведения обучающихся. Договаривается со сверстниками о нормах поведения в ролевой игре и выполняет их | Оценивает совместно со сверстниками свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения. Выполняет нормы поведения в ролевой игре. Соблюдает элементарные правила этикета и поведения на улице | Самостоятельно оценивает свои поступки и поступки других людей, ориентируясь на нормы поведения. Соблюдает элементарные правила этикета и поведения в общественных местах. Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях | Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять. Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах. Договаривается со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях. Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Решает моральные дилеммы на основе учета позиций партнеров в общении, их мотивов и чувств | Разработка вместе с обучающимися правил поведения в различных ситуациях, правил этикета. Обсуждение выполнения правил, качественная оценка своих поступков и поступков других учащихся. Ролевые игры |
- Проявляет чувство стыда, вины, совести
| Проявляет чувство стыда, вины, совести | Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести под руководством взрослого | Сдерживает свои эмоции. Сопереживает другим, оказывает помощь | Регулирует свое эмоциональное состояние. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. Понимает чувства других людей, оказывает помощь | Обсуждение поступков литературных героев. Прогнозирование поступков и их последствий. Создание идеальных образцов поведения. Рефлексия поведения в различных ситуациях, включая конфликтные |
- Участвует со взрослыми в уходе за домашними животными и растениями
| Ухаживает за домашними животными и растениями по правилам под руководством взрослого | Сопоставляет свои действия с экологическими правилами под руководством учителя | Сопоставляет и оценивает свои действия с экологическими правилами самостоятельно | Соблюдает экологические правила | Изучение экологических тем. Исследования и наблюдения. Проектная деятельность. Экскурсии. Внеурочные мероприятия по охране природы |
- Следует правилам личной гигиены по примеру, образцу, инструкции взрослого
| Придерживается распорядка дня под руководством взрослого
| Сопоставляет свое поведение с режимом дня и делает оценочные суждения. Соблюдает режим дня и санитарно-гигиенические нормы под наблюдением взрослого | Соблюдает режим дня и санитарно-гигиенические нормы. Делает оценочные суждения по поводу вредных привычек. Соблюдает правила безопасного для себя и окружающих образа жизни | Соблюдает правила личной гигиены. Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни. Придерживается здорового образа жизни | Изучение вопросов здорового образа жизни. Исследования и наблюдения. Сопоставление своего образа жизни с положительными примерами. Спортивные соревнования. Экскурсии |
- Эмоционально реагирует на красоту природы и рукотворного мира, любит рисовать, танцевать, петь
| Выражает свои эмоции в творческих работах, участвует в творческих мероприятиях под руководством учителя | Выражает свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства по наводящим вопросам
| Выражает в рисунке, лепке свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства. Разрабатывает творческие мероприятия совместно с учителем | Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры Разрабатывает творческие мероприятия совместно со сверстниками | Изучение произведений мировой и отечественной художественной культуры. Выражение положительных эмоций в творческих работах. Посещение музеев, театров, выставок с последующим обсуждением увиденного. Экскурсии |
| Регулятивные УУД |
|
|
|
|
- Аккуратно раскладывает свои игрушки, письменные принадлежности в пенале.
Соблюдает гигиенические требования при лепке и рисовании | Содержит в порядке свое рабочее место, портфель, книги и тетради под руководством учителя. Соблюдает гигиенические требования к осанке под руководством учителя | Соблюдает режим учебной работы под руководством учителя. Распределяет в ходе занятия учебные принадлежности на рабочем столе в соответствии с принятыми нормами | Организует рабочее место. Соблюдает режим учебной работы в совместной деятельности | Организует рабочее место. Соблюдает режим учебной работы | Формирование регулятивных УУД осуществляется на всех учебных предметах и во внеурочной работе в процессе многократного выполнения соответствующих операций: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими обучающимися, а затем – самостоятельно. Обязательно организуется рефлексия выполнения этих операций. Результаты обсуждаются фронтально (в тех случаях, когда это корректно) или индивидуально с учащимся |
- Рассказывает о последовательности своих действий в игре, рисовании, лепке
| Рассказывает о правилах действия в игре | Сопоставляет правила действия в игре с правилами действия в учебе (с помощью учителя) | Создает правила действия в учебной деятельности по аналогии с игровой, рефлектирует выполнение этих правил | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную (выявляет правила действия ребенка в игре, создает правила действия на учебных занятиях, рефлектирует выполнение этих действий) |
- –
| Осуществляет учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану | Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале под руководством учителя. Осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному плану (алгоритму) совместно с одноклассниками (в парах и группах) в сопровождении учителя | Разрабатывает под руководством учителя алгоритм действия с новым учебным материалом. Самостоятельно осуществляет учебные действия в новом материале по образцу или заданному алгоритму совместно с одноклассниками (в парах и группах) | Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом. Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале |
- Использует разные способы изображения одного и того же предмета (рисование, лепка, конструирование)
| Приходит к одному результату, решая задачу разными способами (группировка, счет, сравнение, предметов, их преобразование) | Приходит к одному результату, решая (математическую, лингвистическую) задачу разными способами под руководством учителя. Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям | Отличает способы выполнения учебного действия применительно к характерным ситуациям | Различает способ и результат учебного действия |
- Проявляет волевые усилия в игре, рисовании, лепке, если интересно
| Соблюдает правила игры. Выполняет элементарные алгоритмы, инструкции под руководством учителя. Выполняет задание по образцу | Анализирует учебную задачу, следует последовательности её решения под руководством учителя | Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению | Принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению |
- Делает выбор действий в игре из предложенных вариантов
| Дополняет предложенный план действий недостающим | Определяет под руководством учителя количество и порядок действий по решению задачи | Определяет количество и порядок действий по решению задачи в соответствии с условиями ее реализации | Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
- Оценочно относится к выполнению правил игры
| Следует алгоритму контроля решения задачи под руководством учителя | Следует алгоритму контроля способа решения задачи совместно с одноклассниками | Сопоставляет свои действия по планированию и контролю решения задачи с установленными правилами | Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения задачи |
- Комментирует свои игровые действия
| Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя, сравнивая результат с образцом конкретного задания
| Осуществляет по алгоритму пошаговый и итоговый контроль, проговаривая выполняемые учебные действия под руководством учителя | Осуществляет пошаговый и итоговый контроль действий одноклассника (в группе, паре), сравнивая способ его выполнения и результат с эталоном | Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи. Описывает возможный результат и способ его достижения |
- Исправляет указанную ошибку под руководством взрослого.
Корректирует свои действия | Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку под руководством взрослого | Находит ошибку с помощью взрослого и исправляет ее самостоятельно. Обнаруживает с помощью взрослого расхождение между эталоном, реальным действием и его результатом | Корректирует действие по ходу его выполнения. Исправляет указанную ошибку самостоятельно. Корректирует с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | Корректирует действие по ходу его выполнения. Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Использует предложения учителя и оценки для создания нового, более совершенного результата |
- Выполняет практические задачи
| Сравнивает цели своих учебных действий с целями одноклассников под руководством учителя. Отличает в практической задаче известное и неизвестное под руководством учителя | Сравнивает цели своих учебных действий с целями одноклассников. Отличает в познавательной задаче известное и еще неизвестное под руководством учителя | Формулирует познавательную цель под руководством взрослого. Различает, что известно и усвоено, от того, что еще неизвестно. Преобразует практическую задачу в познавательную | Формулирует познавательную цель. В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще им не известно. Преобразует практическую задачу в познавательную |
- Обсуждает со взрослым результаты игры, лепки, рисования
| Оценивает учебную работу под руководством учителя, используя графическую шкалу | Сопоставляет свои критерии оценки с критериями других учеников | Самостоятельно сопоставляет, аргументирует и оценивает свою работу и работу других | Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма. Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом | Самооценка и взаимооценка с использованием различных средств (“волшебная линейка”, сигнальные карточки, критерии и т. д.). Соотнесение внешних оценок с собственными и обсуждение расхождений. Рефлексия деятельности |
- Эмоционально откликается на успешность или неуспешность своих действий
| Обсуждает под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий | Сопоставляет цель, ход и результат деятельности под руководством учителя | Сопоставляет цель, ход и результат деятельности совместно со сверстниками, определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности | Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности |
| Познавательные УУД |
|
|
|
|
- Проявляет любознательность.
Находит нужную букву в алфавите, соотносит букву с картинкой, цифру с количеством предметов | Находит в тексте ответ на поставленный вопрос, слово в словарике учебника или в словаре. Находит книгу, иллюстрацию и фотографию по теме (возможно, с помощью взрослого). Отвечает на вопросы, используя свой жизненный опыт | Находит в тексте ответ на поставленный вопрос. Находит необходимую информацию в печатных изданиях под руководством взрослого | Осуществляет поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | Осуществляет поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий | Подготовка вопросов по теме. Нахождение лишней информации при изучении темы. Подпись иллюстраций словами из текста. Составление плана текста. Заполнение таблиц, составление схем по тексту. Подготовка рекламы, рассказа о каком-то объекте на основе поиска информации. Толкование слова с помощью словаря. Нахождение произведения на заданную тему |
- Выделяет признаки наблюдаемого объекта
| Наблюдает объект (включая его иллюстрацию) под руководством учителя | Называет признаки наблюдаемого объекта | Определяет цель и способ наблюдения с помощью взрослого. Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним под руководством взрослого | Осуществляет наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами. Называет характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживает изменения, происходящие с ним |
|
- Фиксирует в рисунке информацию об окружающем мире и о себе
| Копирует необходимую информацию из Интернета под руководством взрослого. Фиксирует символами результаты своей деятельности и наблюдений за природой | Фиксирует найденную информацию с помощью учителя. Готовит небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов при непосредственном участии учителя. Выступает перед аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой | Представляет при участии учителя изученный материал в виде устных сообщений, реферата, презентаций. Фиксирует информацию в форме моделей, рисунков, планов, диаграмм, схем, чертежей | Выбирает и записывает (фиксирует) информацию об окружающем мире и о себе, в т. ч. с помощью ИКТ | Выполнение творческих заданий (подготовка сочинений, рефератов, сообщений) с использованием ИКТ. Обозначение на рисунке характерных признаков предметов или групп предметов |
- По обложке различает тип книги
| Использует для поиска информации оглавление и иллюстрации учебника | Различает элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использует структуру учебника для ориентирования | Различает типы книг (изданий), виды информации (научная, познавательная) с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выбирает книги для чтения на основе заглавия, оглавления, аннотации, предисловия, иллюстраций и др. данных | Использует для поиска информации основные компоненты учебника: оглавление, вопросы и задания к учебному тексту, образцы, словарь, приложения, иллюстрации, схемы, таблицы, сноски. Определяет примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации |
|
Использует наглядно-предметный материал для решения задач. Составляет схемы односложных и двусложных слов, предложений из 2–3-х слов, использует символы для обозначения гласных и согласных звуков | Составляет звуковые схемы, подбирает к ним слова. Схематически (рисунком) обозначает условие математической задачи под руководством. Переходит от одной модели к другой с помощью учителя | Составляет звуковые схемы, подбирает к ним слова. Схематически (рисунком) обозначает условие математической задачи по алгоритму. Переходит от одной модели к другой с помощью учителя | Использует модели, схемы и другие знаково-символические средства для решения задач | Использует модели, схемы и другие знаково-символические средства для решения задач, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач | Моделирование (состава слова, предложения, звукового состава слова, использование графической формы букв и т. д.). Работа с готовой моделью, схемой, краткой записью, чертежом, рисунком. Составление условия задачи по схеме, чертежу, краткой записи. Преобразование модели (например, на основе видоизменения слова). Выбор соответствующей схемы к заданию. Составление модели к правилу, выводу. Заполнение таблицы “цена-количество-стоимость” и т. п. |
- Использует предложенный способ выполнения действий
| Анализирует задачу под руководством учителя | Выбирает верный способ решения задачи из предложенных вариантов | Решает задачи разными способами | Выбирает эффективный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Определение последовательности действий по решению задачи. Сравнение возможных способов решения задачи и выбор эффективного способа. Нахождение лишних или недостающих данных в условии задачи. Изменение вопроса задачи |
- –
| Выделяет составные части задачи (под руководством учителя). Использует приемы решения задач по аналогии и образцу | Выделяет совместно с одноклассниками части задачи. Решает задачи по алгоритму | Использует алгоритмы, схемы, памятки, таблицы для решения задач по рекомендации учителя | Использует общий прием решения задачи по необходимости. Аргументирует свои действия, опираясь на общие приемы решения задач | Составление модели условия задачи. Составление алгоритма (определение последовательности) действий по решению задачи. Объяснение правописания орфограмм. Разбор слова по составу, предложения по частям речи и (или) членам предложения. Рассказ об объекте по плану |
- Выделяет признаки вещей
| Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов по простым признакам под руководством учителя | Анализирует объекты: отграничивает объекты, определяет их составляющие части и отношения друг с другом (под руководством учителя) | Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом (с одноклассниками). Выбирает аспект анализа из предложенных вариантов | Анализирует объекты: отграничивает вещь или процесс от других вещей или процессов, определяет компоненты объекта (составляющие части) и их отношения друг с другом. Устанавливает аспект анализа (точку зрения, с которой определяются или будут определяться существенные признаки изучаемого объекта) |
|
- Характеризует предметы, явления на донаучном уровне
| Анализирует объекты: выделяет внешние признаки предметов, явлений; выделяет предмет на основе заданных признаков | Анализирует объекты: выделяет существенные признаки объекта в сопровождении учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану) | Анализирует объекты: отличает существенные и несущественные признаки объекта под руководством учителя; анализирует объекты по алгоритму (заданному плану); определяет цель анализа объекта | Анализирует объекты: осуществляет наблюдение в соответствии с заданными целями анализа, описывает компоненты объекта, выделяет его существенные и несущественные признаки | Разбиение объекта (и множества объектов) на части. Распределение слов, чисел, математических выражений, животных и растений, героев художественного произведения на группы по заданным признакам. Выделение составных частей задачи, нахождение избыточной или недостающей информации. Качественное и количественное описание объекта, выделение его существенных признаков |
- Восстанавливает целое из частей, конструирует изделия из деталей
| Конструирует объект (изделие, рассказ и т. п.) по предложенному плану и по аналогии | Дополняет целое (задачу, уравнение, деформированный текст и т.п.) недостающим компонентом | Составляет целое (алгоритм, план, схему, модель и т.п.) из частей. Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты | Осуществляет синтез (составляет целое из частей). Осуществляет синтез, достраивая и восполняя недостающие компоненты | Составление предложений из слов, рассказа из предложений. Составление рассказа по плану. Составление математических выражений из предложенных чисел и знаков. Сборка изделий из деталей. Восстановление деформированного текста, включая стихотворение |
- Сравнивает серии сюжетных картинок, выделяет лишний предмет из группы.
Распределяет объекты на группы по внешним признакам (цвет, форма, размер) | Сравнивает и группирует объекты по заданным признакам; выделяет лишний предмет, объясняя свой выбор. Классифицирует материальные объекты (мебель, посуда, одежда и т. п.) | Выделяет признаки для сравнения и группировки объектов. Классифицирует конкретные и абстрактные объекты. Дополняет группу объектов подобными | Проводит сравнение, классификацию по заданным критериям с помощью учителя
| Проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии | Распределение предметов на группы (по размеру, цвету, форме, назначению). Нахождение лишнего в группе предметов. Нахождение общего и различного в объектах. Выбор критериев для сравнения двух объектов. Сравнение объектов по заданным критериям. Дополнение группы предметов однородными. Составление подобной группы предметов |
- Интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).
Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей | Объясняет причину некоторых явлений природы и поступков людей | Устанавливает и объясняет связь между причиной и следствием в изучаемом круге явлений с помощью учителя | Устанавливает и объясняет причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений с опорой на вопросы, схемы, алгоритмы | Устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений | Составление вопросов к тексту. Установление причинно-следственной связи объектов и явлений (например, событий и действий героев произведения). Выдвижение гипотез по изучаемой теме, обоснование своего выбора. Выбор верного варианта умозаключения из предложенных. Определение возможных последствий каких-либо событий, действий. Установление причин событий, действий, результатов. Моделирование событий, явлений с указанием причинно-следственных связей. Использование речевых клише для выявления, обоснования причин и следствий. Оформление выводов по итогам наблюдений за объектами |
- Задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, и отвечает на них
| Строит суждения о явлениях природы и поступках людей по вопросам учителя. Самостоятельно строит простые рассуждения об объекте | Самостоятельно строит простые рассуждения об объекте, используя опоры, памятки | Рассуждает, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях в сотрудничестве с учителями или одноклассниками (по опорам) | Строит рассуждение, связывая простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях. Строит логическое рассуждение, используя причинно-следственные связи | Выделение и сравнение свойств изучаемых объектов. Использование графических моделей разного вида суждений. Использование речевых клише для построения суждений, связывания их в рассуждение. Составление рассуждений по плану. Анализ истинности утверждений и рассуждений. Подготовка рекламы заданного объекта |
- Объединяет предметы (в том числе коллекции) по общим признакам (животные, посуда, растения, игрушки и т. д.)
| Определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов. Находит объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначает термином ряд однородных объектов | Находит объект на основе заданных признаков (понятий). Обозначает термином ряд однородных объектов | Выделяет специфические признаки группы однородных объектов. Объединяет объекты на основе специфических признаков | Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки, сущностную связь). Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию) |
|
- –
| Выделяет аналогии среди предложенных вариантов умозаключений | Выделяет свойства, по которым установлена аналогия | Переносит схожие свойства с одних объектов на другие | Устанавливает аналогии: на основе сходства двух объектов по одним параметрам делает вывод об их сходстве по другим параметрам | Определение совпадающих качеств объектов и выдвижение гипотез вида “Если объекты сходны по этим признакам, то, вероятно, они обладают и другими сходными признаками”. Нахождение аналогий среди героев художественных произведений и средств выразительности |
- –
| Фиксирует разницу между полученным результатом и образцом | Устанавливает разницу между тем, что хотел сделать, и тем, что получилось | Устанавливает причину трудностей, которые не позволили достичь желаемого. Предлагает варианты по преодолению препятствий | Фиксирует проблему (устанавливает несоответствие между желаемым и действительным) и её причины. Формулирует гипотезу по решению проблемы, создает необходимые способы. Осуществляет перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем |
|
| Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
| Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах) |
|
|
|
|
- Сотрудничает со сверстниками и взрослыми на основе заданных правил игры
| Работает в паре под руководством учителя | Работает в паре, в группе по заданному алгоритму. Принимает цель совместной работы, распределяет роли, последовательность действий между участниками | Принимает правила учебного сотрудничества. Определяет цель совместной работы и распределяет задания в паре, группе | Осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия. Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия | Совместное изготовление изделий (поделок, геометрических фигур и др.) с распределением ролей. Соревнование, групповая и парная работа со сменой ролей, распределением заданий |
- Оценивает действия других, используя понятия “правильно” и “неправильно” под руководством взрослого
| Высказывает оценочные суждения о действиях партнера, опираясь на вопросы учителя | Оценивает действия партнера на основе заданных критериев под руководством учителя | Оценивает действия партнера на основе заданных критериев | Оценивает действия партнера на основе заданных критериев. Контролирует и корректирует действия партнера на основе совместно определенных критериев | Обсуждение и оценивание поступков героев литературных произведений. Инсценировка характерных эпизодов произведений. Проигрывание ситуаций. Взаимопроверка в паре или группе |
- Задает вопросы на интересующую тему
| Задает партнеру вопросы по теме и сравнивает ответы с готовым ответом | Задает партнеру вопросы по теме и сравнивает ответы с готовым ответом | Задает вопросы партнеру по теме и контролирует ответы на основе своих знаний | Задает партнеру вопросы по содержанию осваиваемой темы и контролирует его ответы. Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия | Разные виды работы с книгой, текстом в парах и малых группах (чтение, анализ, пересказ). Совместное изучение нового материала. Взаимообучение и взаимопроверка |
- Поддерживает разговор на интересную для него тему
| Поддерживает с партнером разговор на заданную тему под руководством взрослого | Спрашивает партнера о том, что тому непонятно. Строит высказывания для партнера под руководством взрослого | Задает вопросы собеседнику на понимание и строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает | Задает собеседнику вопросы на понимание, строит понятные для партнера высказывания с учетом того, что партнер знает и понимает | Разные виды работы в парах (группах) и рефлексия ситуаций непонимания. Проигрывание ситуаций и их рефлексия |
- Действует в совместной игре по принципу “хочу – не хочу”
| Высказывает свою точку зрения | Выслушивает точки зрения других и предлагает свою | Выделяет точки зрения разных людей, выслушивает их, сопоставляет основания этих точек зрения | Допускает возможность существования у собеседников различных точек зрения, сопоставляет основания этих точек зрения, уважает их мнение, даже если не согласен с ним | Обсуждение неоднозначных и спорных вопросов по разным темам учебных предметов. Высказывание и согласование разных мнений при распределении поручений, ролей (определение компромиссного варианта). Рефлексия совместных действий |
- Обсуждает возникающие проблемы, правила игры
| Выслушивает разные мнения партнеров при работе в паре, малой группе | Сопоставляет разные мнения при работе в паре, малой группе; ориентируется на мнение, поддержанное учителем | Сопоставляет разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве | Допускает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве | Сопоставление мнений партнеров по паре и группе, принятие согласованного со всеми решения. Использование памяток по координации позиций. Рефлексия хода совместной деятельности |
- –
| Договаривается о совместной деятельности по интересам | Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) с помощью учителя | Различает разные позиции партнеров по общению и деятельности (руководителя группы, проверяющего, консультанта и т.п.) | Ориентируется на позицию партнера в общении и деятельности | Запрос мнения партнера. Вопрос начинается со слов: “Правильно ли я тебя понял, что…?”, “Ты считаешь, что…?”, “Что ты предлагаешь?”. Рефлексия ситуаций общения |
- Высказывает свое мнение вида “согласен – не согласен”
| Высказывает свое мнение вида “согласен – не согласен” с обоснованием | Высказывает свое мнение вида “я думаю, что…”, “я считаю, что…” | Формулирует собственное мнение и позицию | Формулирует собственное мнение и позицию. Обосновывает и отстаивает собственную точку зрения | Выражение и отстаивание своей точки зрения (ответ начинается со слов “я считаю”, “я думаю”), участие в споре. Рефлексия ситуаций общения |
- Договаривается в ролевых играх, конструировании и т.п., если это задано ролью.
Обнаруживает возникшие проблемы в совместной игре, но действует по-своему | Придерживается заданных правил и норм работы в паре и группе под руководством учителя | Обсуждает под руководством учителя нормы, правила, порядок работы в паре и группе | Обсуждает спорные вопросы совместной деятельности, приходит к общему решению | Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в т. ч. в ситуации столкновения интересов. Продуктивно содействует разрешению конфликтов | Работа в паре (группе) с распределением ролей, заданий. Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и отслеживание его реализации |
- Организует совместные игры.
Выбирает себе по интересу род занятий и партнеров | С участниками группы выбирает задание, при его выполнении придерживается заданного плана | С участниками группы выбирает задание, при его выполнении придерживается заданного плана | Планирует совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживается плана. Осуществляет взаимоконтроль | Составляет план совместной учебной работы. Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь | Определение цели, функций участников, способов взаимодействия при работе в паре (группе) с распределением ролей, заданий. Самостоятельное распределение обязанностей, ролей, заданий в группе (паре) |
| Работа с устным текстом. Выражение своих мыслей письменно и устно |
|
|
|
|
- Фантазирует вслух, играет звуками и словами, придумывает сказки
| Правильно выстраивает простое предложение в устной форме под руководством учителя | Правильно выстраивает сложное предложение в устной и письменной форме под руководством учителя | Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме под руководством учителя | Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства) | Анализ, заучивание и декламация образцов устной речи. Драматизация. Составление предложений. Формулирование вопросов к фрагментам текста, ко всему тексту. Рассказ по теме. Анализ устного ответа товарища |
- –
| Выделяет в услышанном тексте-повествовании понятное и непонятное. Задает элементарные вопросы по сюжету | Выделяет в услышанном тексте-описании понятное и непонятное. Задает вопросы к услышанному по описанию | Выделяет в услышанном тексте-рассуждении понятное и непонятное. Задает вопросы к услышанному рассуждению | Выделяет в услышанном тесте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно | Выделение непонятных слов, словосочетаний, фраз. Объяснение непонятных слов с помощью словаря, а также с помощью контекста. Формулирование вопросов |
- Проявляет волевые качества при слушании сказок. Слушает речь, пока интересно
| Внимательно слушает чтение учителем сказок и коротких рассказов | Внимательно слушает чтение учителем и детьми рассказов, стихов, статей, приближенных к жизненным ситуациям ребенка | Внимательно слушает чтение учителем и детьми научно-популярных статей, былин, басен | Концентрирует свое внимание при слушании | Выполнение заданий на извлечение информации из текста, например, поиск ответов на заданные вопросы по содержанию прослушанного. Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного |
- Отвечает на прямые вопросы по прослушанному тексту
| Выбирает из предложенных высказываний те, которые содержатся в прослушанном тексте | Выделяет среди предложенных высказываний истинные и ложные | Отвечает на вопросы по содержанию услышанного | Извлекает из услышанного текста информацию, данную в явном виде. Извлекает информацию, данную в неявном виде | Выполнение заданий на извлечение информации из текста (фактов, слов, выражений). Выделение в тексте ключевых слов. Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного. Интерпретация услышанного в форме схемы, рисунка |
- Выделяет главных героев произведения
| Односложно передает смысл прочитанного | Среди предложенных вариантов высказываний находит главную мысль услышанного текста | Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста по алгоритму совместно с другими | Выделяет главную мысль (мысли) из услышанного текста | Определение авторской позиции. Формулировка главной мысли |
- Высказывает свои объяснения явлениям природы и поступкам людей на основе услышанного
| Высказывает простые суждения по поводу прослушанного текста без обоснования | Выбирает из предложенных высказываний подходящий вывод по поводу услышанного | Формулирует вывод в совместной деятельности на основе алгоритма | Формулирует выводы на основе услышанного | Выбор подходящих выводов из предложенных вариантов. Формулирование своих выводов по прослушанному |
- Раскладывает по порядку сюжетные картинки из прослушанных произведений
| Раскладывает по порядку сюжетные картинки из прослушанных произведений. Выбирает название текста из предложенных вариантов | Делит прослушанный текст на смысловые части, перечисляя по порядку основные события, составляет картинный план текста, под руководством взрослого озаглавливает части | Выделяет опорные слова. Составляет план текста по памятке | Выделяет в прослушанном тексте ключевые слова. Делит текст на смысловые части. Озаглавливает смысловые части текста. Составляет план текста | Определение хода развития событий в тексте. Деление текста по плану на части. Работа с деформированным текстом. Составление плана по памятке. Сворачивание высказывания в короткую фразу. Выбор заголовков для фрагмента текста из предложенных вариантов. Коррекция деформированного плана |
- Составляет рассказ с опорой на серию сюжетных картин
| Составляет рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, серии сюжетных картин | Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по опорным словам, вопросам, картинному плану | Составляет (продолжает) рассказ на заданную тему по плану | При изложении своих мыслей (по заданному вопросу) придерживается темы. При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана | Изложение заданного вопроса с опорой на сюжетные картины, ключевые (опорные) слова. Творческий пересказ (от другого лица, с конца произведения, с позиции другого героя). Пересказ по готовому плану; плану, составленному в группе; самостоятельно составленному плану. Пересказ какой-либо одной сюжетной линии из параллельных Анализ ошибок в высказываниях других учеников на соответствие теме. Анализ собственного изложения вопроса на соответствие теме (по ключу, готовым ответам или без них) |
| Работа с письменным текстом: поиск информации и понимание прочитанного |
|
|
|
|
- Спрашивает значение непонятных слов у взрослых
| С помощью учителя обращается к словарику из учебника, сноскам для объяснения непонятных слов | Работая в паре, обращается к словарю, сноскам для объяснения непонятных слов | Самостоятельно обращается к словарю для объяснения непонятных слов | Объясняет непонятные слова с помощью словаря. Объясняет непонятные слова с помощью контекста |
|
- –
| Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного текста, выбирает из предложенных высказываний те, которые содержатся в тексте | По вопросу находит в прочитанном тексте информацию, заданную в явном виде | Находит в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | Находит в письменном тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Использует формальные элементы текста (подзаголовки, сноски и др.) для поиска нужной информации | Поиск ответов на вопросы. Выполнение заданий на извлечение информации из текста (фактов, слов, выражений). Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прочитанного текста. Интерпретация прочитанного в форме плана, схемы, рисунка |
- –
| Задает вопросы по содержанию учебного материала на основе вопросительных клише | Задает вопросы по содержанию учебного материала на основе вопросительных клише | Задает напарнику вопросы по содержанию учебного материала | Задает вопросы по содержанию учебного материала | Составление вопросительных предложений. Формулировка вопросов к абзацам текста, ко всему тексту |
- –
| Выделяет непонятные слова, у учителя выясняет значение непонятных слов | Выделяет в письменном тексте-повествовании понятное и непонятное. Задает элементарные вопросы по сюжету | Выделяет в письменном тексте-описании понятное и непонятное. Задает вопросы к услышанному по описанию | Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно | Объяснение значения слов, словосочетаний, фраз. Объяснение непонятных слов с помощью словаря, а также исходя из контекста. Формулировка вопросов по содержанию прочитанного. Сопоставление разных ответов на один и тот же вопрос, нахождение истинных высказываний, их аргументация |
- –
| Отвечает на заданные вопросы по тексту | Определяет тему и главную мысль текста под руководством учителя | Понимает смысл прочитанного, определяет тему и главную мысль (в сотрудничестве с одноклассниками) | Определяет тему и главную мысль письменного текста | Определение авторской позиции. Формулировка главной мысли |
- –
| Раскладывает сюжетные картинки по порядку. Выбирает название текста из предложенных вариантов | Делит письменный текст на смысловые части, перечисляя по порядку основные события, составляет картинный план текста (под руководством взрослого). Выделяет ключевые слова по наводящим вопросам | Выделяет опорные слова. Восстанавливает деформированный план. Составляет план текста по памятке | Выделяет в тексте ключевые слова. Делит текст на смысловые части. Озаглавливает смысловые части текста. Составляет план текста | Определение хода развития событий в тексте. Деление текста по плану на части. Работа с деформированным текстом. Составление плана по памятке. Сворачивание высказывания в короткую фразу. Выбор заголовков для фрагмента текста из предложенных вариантов. Коррекция деформированного плана |
- –
| Заносит в таблицу фактические данные, выбранные из текста | Подбирает информацию, соответствующую плану, схеме | Отличает главную информацию от второстепенной. Задает основание для упорядочивания информации (под руководством учителя) | Упорядочивает информацию по заданному основанию. Задает основание для упорядочивания информации | Исправление ошибок на упорядочивание информации. Поиск оснований, по которым информация упорядочена. Упорядочивает информацию |
- –
| Выделяет объект по заданным признакам | Выделяет признаки, на основе которых можно сравнивать объекты, описанные в тексте (с помощью учителя) | Сравнивает между собой объекты, на основе заданных существенных признаков | Сравнивает между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Сопоставляет информацию, полученную из нескольких источников | Нахождение признаков для сравнения объектов, выделение среди них существенных. Коррекция результатов сравнения, сделанного разными учениками |
- –
| – | Извлекает информацию, представленную в неявном виде (с помощью учителя) | Извлекает информацию, представленную в неявном виде, по наводящим вопросам | Извлекает информацию, представленную в неявном виде. Понимает текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | Поиск фраз, употребленных в переносном значении. Установление связи между разными событиями, фактами. Поиск ответов на наводящие вопросы. Поиск в тексте художественных приемов (сравнение, эпитеты, олицетворения, мораль и т. п.) |
- –
| «Читает» схемы слов, предложений, задач, схематический рисунок | «Читает» простые схемы, извлекает информацию из таблицы для решения учебных задач | Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы (с помощью учителя) | Извлекает информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | Заполнение таблиц. Поиск информации в таблицах. Моделирование обложки произведения. Словесное рисование картин, иллюстрирование. Чтение готовых схем. Графическое рисование соотношения “схема – слова”, “схема – предложения”. Схематизация задач |
- –
| Использует поисковый вид чтения (находит описание, слова героя и т.п.) | Использует различные виды чтения: изучающее, поисковое – в сотрудничестве с учителем | Использует самостоятельно различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, поисковое (по заданному алгоритму) | Использует различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. Выбирает нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | Чтение произведений на заданную тему. Поиск требуемой информации в тексте, книге. Определение жанра и вида текста |
| Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
|
|
|
|
- Пересказывает известную ему сказку, небольшой рассказ
| Выполняет подробный пересказ с помощью наводящих вопросов, сюжетных картинок. Самостоятельно пересказывает небольшое по объему произведение | Выполняет подробный пересказ небольшого по объему произведения, несложного в содержательном и лексическом отношении, в том числе по коллективно составленному плану | Выполняет подробный пересказ прочитанного на основе самостоятельно составленного плана | Выполняет подробный пересказ прочитанного | Пересказ с опорой на картинки (план, ключевые слова). Творческий пересказ (от другого лица, с конца произведения, с позиции другого героя) |
- –
| – | Вычленяет в тексте основные события, факты и кратко передает их последовательность | Составляет план, вычленяя содержащиеся в тексте основные события и сведения. Кратко передает содержание текста по плану | Выполняет краткий пересказ прочитанного | Пересказ по готовому плану. Пересказ по плану, составленному в группе. Пересказ по самостоятельно составленному плану. Пересказ какой-либо одной сюжетной линии из параллельных. Интерпретация текста в форме рисунка, схемы |
- –
| – | Подбирает факты к общей идее текста. Выбирает из предложенных фактов, соответствующие теме | Устанавливает простые связи между идеей текста и фактом | Соотносит факты с общей идеей текста, устанавливает простые связи между ними | Схематизация текста. Поиск ответов на вопросы по соотнесению фактов и общей идеи. Использование моделей типичных умозаключений |
- –
| – | Находит в тексте примеры и факты, доказывающие верность суждения (в сотрудничестве) | Формулирует выводы при помощи наводящих вопросов. Выбирает верный вывод из предложенных вариантов, аргументирует выбор | Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод | Выбор подходящего вывода из предложенных вариантов. Коррекция неверного или неполного вывода. Подбор фактов из текста, подтверждающих вывод |
- –
| – | Кратко передает тему прочитанного в устной форме. Высказывает свое отношение к прочитанному | Составляет «аннотацию», письменно отвечая на вопросы, заданные учителем | Составляет небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном |
|
| Работа с текстом: оценка информации |
|
|
|
|
- Высказывает свое отношение к героям произведения
| Высказывает свои суждения о прочитанном тексте без обоснования | Дает оценочные суждения о прочитанном тексте под руководством учителя | Высказывает свою точку зрения о прочитанном, работая в паре и группе | Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте. Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения | Выбор подходящих критериев оценки из предложенных вариантов. Формулирование своих критериев оценки. Выражение собственного отношения к прочитанному. Аргументация своих оценочных суждений о прочитанном. Сопоставление разных оценок, точек зрения о прочитанном |
- –
| – | Дает оценочное отношение содержанию текста | Дает аргументированную оценку содержанию текста (в процессе обсуждения с учителем и сверстниками) | Оценивает содержание, языковые особенности и структуру текста | Поиск в тексте художественных приемов (сравнение, эпитеты, олицетворения, мораль и т. п.). Исправление и оценка деформированного текста. Изменение структуры небольшого текста, сравнение исходного и нового вариантов (желательно использовать ИКТ) |
- –
| Соотносит иллюстрацию с содержанием текста (с помощью учителя) | Соотносит иллюстрацию с содержанием текста | Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) | Определяет место и роль иллюстративного ряда в тексте | – |
- –
| – | Находит несоответствие в тексте, исправляет их (коллективно) | Обнаруживает неточные факты, сведения, отсутствие информации | Подвергает сомнению достоверность прочитанного: обнаруживает пробелы в информации или лишнюю информацию. Выявляет достоверную (противоречивую) информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками | Работа с деформированными таблицами, текстами. Нахождение и исправление ошибок друг друга. Аргументация недостоверности прочитанной информации |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся |
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | Создаёт файл, сохраняет файл. | Вносит изменения в файл, сохраняет их. | Переименовывает файлы и папки. Распечатывает файл. Использует эргономичные и безопасные для здоровья приемы работы со средствами ИКТ | Организует систему файлов и папок, запоминает изменения в файле, именование файлов и папок. Распечатывает файл. |
2. | Демонстрирует элементарные навыки пользования компьютером под руководством учителя. | Конструирует небольшие сообщения, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создает информационные объекты (иллюстрации) к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. | Создаёт творческие работы, несложные видеосюжеты, натурные мультипликации и компьютерные анимации с собственным озвучиванием, музыкальные произведения, собранные из готовых фрагментов | Вводит информацию в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирует изображения и тексты. Записывает (сохраняет) вводимую информацию. Распознает текст, введённый как изображение. Учитывает ограничения в объёме записываемой информации, использует сменные носители (флеш-карты). |
3. | Ориентируется в клавиатуре. Набирает небольшой текст. | Владеет клавиатурным письмом. Осуществляет поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете. | Соблюдает правила при создании и оформлении текста. Создает небольшой текст на компьютере на иностранном языке. Использует компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов. | Составляет текст. Владеет клавиатурным письмом. Знает основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работает в простом текстовом редакторе. Набирает текст на родном и иностранном языках, осуществляет экранный перевод отдельных слов. Пользуется полуавтоматическим орфографическим контролем. |
4.- | - | Распознает графические сообщения | Создает графические сообщения. | Рисует на графическом планшете. Создает планы территории. Создает диаграммы и деревья. |
5 | - | Создает небольшой текст на компьютере. | Создает небольшой текст на компьютере. | Редактирует текст, фотоизображения и их цепочки (слайд-шоу), видео- и аудиозаписи. |
6. | Составляет новое изображение из готовых фрагментов (аппликация). | Создаёт презентацию как письменное и устное сообщение. Создаёт сообщение в виде цепочки экранов. | Создаёт новые сообщения путём комбинирования имеющихся. Добавляет на экран изображения, звука, текста. Использует ссылки из текста для организации информации. Помечает фрагмент изображения ссылкой. Добавляет объекты и ссылки в географические карты и ленты времени. |
| Создаёт письменные сообщения. | Создаёт письменные сообщения. Создаёт структурированные сообщения. | Создаёт структурированные сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов. |
7. | Осуществляет представление и обработку данных. | Собирает числовые и аудиовизуальные данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков. | Графически представляет числовые данные в виде графиков и диаграмм. |
8. | Осуществляет поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках, поиск информации в Интернете, формулирует запрос, интерпретирует результаты поиска. | Сохраняет найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. Осуществляет поиск информации в компьютере. Организует поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. | Осуществляет поиск информации в Интернете, формулирует запрос, интерпретирует результаты поиска. Сохраняет найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. С помощью ссылок указывает использованные информационные источники. Осуществляет поиск в базах данных. Заполняет базы данных небольшого объёма. |
9.- | Участвует в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. | Проектирует объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Выступает перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Ведёт дневник, осуществляет социальное взаимодействие. | Передаёт сообщения, участвует в диалоге с использованием средств ИКТ: электронной почты, чата, форума, аудио- и видеоконференции и пр. Размещает письменные сообщения в информационной образовательной среде. Осуществляет непосредственную фиксацию хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Планирует и проводит исследования объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Моделирует объекты и процессы реального мира и управляет ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора. |