Конспект родительского собрания «Формирование правильной самооценки младшего школьника».
консультация
«Формирование правильной самооценки младшего школьника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания «Формирование правильной самооценки младшего школьника».
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
-Что же такое самооценка?
Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Самооценка - “оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей”.
От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
Термин самооценка – личностью подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с другими людьми.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Важным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь. (Слайд 5)
На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.
В 1 кл. дети заполняли лист самооценки…..Я самый сильный, я самый умный, самый хороший ученик, самый здоровый…. И везде они ставили крестик на самой верхней границе, т.к. их самооценка на тот момент 1 класса в сентябре… не была сформирована.
Все Вы наверное знаете,тчто традиционно различают три уровня самооценки.
Самооценка может быть:
- заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
- завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
- адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Адекватная самооценка – это
- активность,
-находчивость
-общительность
- чувство юмора
- желание идти на контакт
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные стороны.
Заниженная самооценка
Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе. Принимать на свой счет замечания, недовольство других людей. Они переживают и беспокоятся по малозначительным поводам.
Завышенная самооценка
Стремятся быть лучше других.
"Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать".
Высокая оценка – человек верит в себя, чувствует себя непогрешимым. Однако он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Мы с 1кл. развиваем самооценку на всех уроках, и в разных видах деятельности:
- сравни с образцом!
- проверь у себя письмо наизусть, открыв учебник
- найди ошибку у себя… соседа….. учителя!
-взаимопроверка словарного диктанта (я же хорошо знаю словарные слова!)…
Сам оценил товарища!
-момент рефлексии: - хорошо ли я работал на уроке?
- все ли мне было понятно?
-взаимопроверка устного счета, … оценивание!
-И, НАКОНЕЦ, взаимопроверка стихотворений наизусть!
-проверять может тот, кто его знает на 5!
- умеет выразительно рассказывать!
( все хотят быть проверяющими, но для этого надо хорошо готовиться дома к уроку).
Уровень школьника довольно высок, это ребята вам демонстрируют на школьных праздниках. Необходимо развивать их творческие способности, а чтобы они стремились быть лучше, НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ каждого ребенка в правильном направлении.
К оптимальной самооценке относятся: "высокий уровень" и "выше среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию).
Важно корректировать чрезмерно завышенную или слишком заниженную самооценку.
- Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других.
- Заниженная самооценка личности, напротив, может формировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Такой ребенок будет «троечником».
Основным фактором развития самооценки является семейный фактор.
Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.
Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания.
Это способствует формированию у детей высокой самооценки. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое.
Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности.
Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки".
Через 1,5 года вашим детям предстоит переход из младшей школы в среднюю, а это важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучении, которая в средней школе становится предметной.
Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степени его тревоги и самооценки.
Выводы:
Регулярно поводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице.
Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся.
С помощью рисунка семьи постараться приблизиться к восприятию многообразного мира человеческих отношений. В рисунке семьи случайностей быть не может.
Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития.
Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками.
Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку.
Постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка.
Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"
Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...
Родительское собрание по теме "Самооценка младших школьников и подростков"
Выступление на родительском собрании...
План-конспект родительского собрания «Формирование здорового образа жизни школьника»
План-конспект родительского собрания «Формирование здорового образа жизни школьника» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и з...
конспект родительского собрания на тему: "Внимание младших школьников"
Конспект родительского собрания на тему: " Внимание младших школьников". Данный материал можно использовать в работе вкорреционных классов....
Родительское собрание "Формирование читательской компетенции младших школьников"
Цель родительского собрания: помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. Проводилось во 2 классе....
План-конспект родительского собрания на тему: "Жадность младших школьников"
Здравствуйте, уважаемые родители. Напоминаю вам, меня зовут _______. Я очень рада приветствовать на собрании. Каждый родитель м...
Тема: «Формирование правильной самооценки младшего школьника». Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ
Основные цели: сформировать представление родителей о приёмах выработки правильной самооценки младших школьников; способствовать проявлению заботы о состоянии психического здоровья своего ребёнка; сод...