Родительское собрание "Формирование читательской компетенции младших школьников"
материал (2 класс) на тему
Цель родительского собрания: помочь осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. Проводилось во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_2_chitatelskaya_kompetentnost.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Родительское собрание-круглый стол
"Формирование читательской компетенции учащихся"
( для родителей 2 класса)
Автор: Сверкунова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
д. Морозовица
2016 г.
Основная задача взрослых –
открыть в ребенке талант читателя.
С.Я.Маршак
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.
Задачи:
- Познакомить родителей со значением книги в жизни младшего школьника.
- Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
- Значение книги в жизни младшего школьника.
- Как развивать читательский интерес ребенка.
- Что мешает чтению детей.
Организация родительского собрания:
Подготовка сценария собрания и презентации.
Оформление приглашений для родителей на собрание.
Составление памяток для родителей.
Анкетирование учащихся и родителей и его анализ.
План собрания:
- Вступительное слово классного руководителя.
- Анализ статистики, анкет учащихся и родителей.
- Лекция классного руководителя о семейном чтении.
- Что мешает чтению детей.
- Копилка родительского опыта.
- Подведение итогов.
- Решение родительского собрания.
Ход родительского собрания
1.Вступительное слово классного руководителя.
2015 год объявлен президентом РФ Годом литературы в Росии.
Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением. Сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Литературное развитие- это возрастной процесс восприятия искусства слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития собственного литературного творчества детей.
Критерии литературного развития:
- начитанность ( круг чтения ребенка);
-сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение);
-уровень читательских навыков работы с текстом и книгой.
Существует как минимум 5 причин, по которым надо читать книги:
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.
2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. Сейчас на смену старой оценке знаний идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
2. Анализ статистики, анкет учащихся и родителей.
Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них? Ребятам была предложена анкета. ( см. Приложение 1)
Анализ анкет
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? Да- 5 Нет- 18
- Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? Читать- 13 Играть- 19 Смотреть телевизор- 12
- Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?
Стихи- 5 Сказки- 12 Произведения о животных- 13
Другое- 2
- Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?
Книга- 11 Игры- 21 Одежда- 10
- У вас дома много книг? Нет- 3 Много- 19
Если проанализировать данные анкет, то можно заметить, что большинство детей и осознают важность чтения, и любят читать, половина опрошенных рады получить в подарок книгу, а дома большую библиотеку имеют большинство обучающихся.
Но анализ анкет родителей эту информацию не подтверждает. Родители отвечали на следующие вопросы:
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Как вы это поощряете?
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
Видно, что только 7 обучающихся из 23 охотно читают сами, их не приходиться заставлять, напоминать, 10- ым нравится читать книги, а большинство родителей сами не могут назвать себя активными читателями. Но мы должны помнить, что ребенок учится на примере. Достаточно вспомнить народные пословицы и поговорки:
Яблоко от яблони упало недалеко.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Добрый пример лучше ста слов.
Таким образом, лучше не говорить детям о книгах, а показать на собственном примере, что надо любить книгу.
3. Лекция классного руководителя о важности семейного чтения
Как привить интерес и любовь к чтению и книге?
Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи? Сегодня многие социологи и психологи приходят к выводу, что «кризис чтения» невольно подготовлен самими педагогами и родителями. Беда в том, что детей не научили любить книги.
1.Совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.
Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут.
2.Подбор интересных и развивающих книг. Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобраны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.
Выдать памятку «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ» ( см. Приложение 2)
Действия учителя по формированию читательской компетенции:
- Уроки литературного чтения, русского языка, окружающего мира; на факультативах, во внеурочной деятельности.
- «Жужжащее чтение».
- Создание собственных книг, написание произведений.
- Активное сотрудничество с сельской и школьной библиотеками.
- Проведение классных часов, конкурсов чтецов и др.
4. Что мешает чтению детей?
Я предлагаю вам подумать над вопросом: Что мешает чтению детей?
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. В раннем возрасте ребенок не может четко определить, где – правда, а где – ложь. Он слепо доверяет всему тому, что видит на экране. Им легко управлять, манипулировать его эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
Просмотр фрагмента из документального фильма «25 кадр». Обсуждение.
КОМПЬЮТЕР
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.
Анализ компьютерных игр.
5. Копилка родительского опыта
( обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье, высказывания о ведении читательских дневников, о семейном чтении, о выборе книг, «Библиотека и семья»)
- Подведение итогов родительского собрания.
- Какие из материалов, использованных на собрании, показались вам наиболее интересными?
- Какой вопрос родительского собрания следовало обсудить более подробно?
- Какой вопрос, по-вашему, не затронут на собрании, хотя тема собрания предполагает его решения?
7. Решение родительского собрания. Примерный вариант:
- Принять к сведению информацию учителя по теме собрания.
- Использовать для привития детского чтения удачный опыт других родителей.
- Провести в классе конкурс на «Лучший читательский дневник», «Маленький читатель».
- Проводить еженедельную проверку навыка чтения с занесением в дневник.
- Организовать собрание совместно с детьми в форме игры, соревнования, семейной гостиной или праздника.
Библиография:
1. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания. 1-4 классы: ВАКО: М., 2006.
Интернет- источники:
Приложение 1.
Анкета для ученика
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?__________
- Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? ___________________________________
- Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?
- Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?
- У вас дома много книг?__________________________
Анкета для родителей
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?_____________________________________________________________
- Сколько времени он проводит за книгой?_____________________________________________________________
- Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?_____________________________________________________________
- Как вы это поощряете? Хвалю- дарю книгу- другое _____________________________________________________________
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
_____________________________________________________________
- Считаете ли вы себя активным читателем? Обведите: да нет
Приложение 2.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
2. Читайте с ребенком каждый день.
3. Окружайте ребенка книгами.
4. Читайте медленно и громко. Задавайте вопросы о прочитанном.
5. Читайте книги снова и снова.
6. Не давите на ребенка. Ребенок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.
7. Разрешайте ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.
8.Показывайте свою заинтересованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников (родительское собрание)
Родительское собрание.В помощь родителям по осознанию ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников и вовлечению родителей в решение проблемы....
Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"
Материал будет полезен при проведении родительского собрания....
Родительское собрание по теме "Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников"
В материалах собрания затрагивается тема о важности роли чтения в жизни детей....
Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)
В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....