Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
статья (2 класс)

Полетыкина Юлия Анатольевна

В условиях реализации новых образовательных стандартов возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Одним из главных направлений работы школы становится воспитание.  Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_poletykina.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

        

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Полетыкина Юлия Анатольевна, учитель английского языка и классный руководитель

В условиях реализации новых образовательных стандартов возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. Одним из главных направлений работы школы становится воспитание.  Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач личностного воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.

Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться.

В нашей школе основными функциями, выполняемыми классным руководителем являются: организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе, отвечающие ФГОС НОО.

Как классный руководитель коллектива, второй год обучающегося и развивающегося в соответствии с ФГОС НОО, в основу своей работы я положила следующие принципы: - ориентация на результат( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития);

- системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)

Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи:        

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

Функции кл руковдителя:

Организационно-координирующие

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);
  • проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

Коммуникативные

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Аналитически –прогностические

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Контрольные

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

1.Воспитательная программа «Почемучки – путь к здоровью».

 Программа «Почемучки-путь к здоровью» разработана в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая  включена в содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования.

Цель: создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников, учащихся, родителей и педагогов, жителей района Южный посредством создания ресурсного здоровье сберегающего центра на базе единого образовательного комплекса МАОУ «Средняя Общеобразовательная школа 14»

Моя воспитательная программа рассчитана на 4 года (охватывает ступень 1-4 классы).  Цель моей  программы: формирование навыков здорового образа жизни младших школьников, способствующих самоконтролю и личной ответственности ребенка  за свое здоровье.

В соответствии с заявленной целью программы основные акценты делаются на 1 класс  «Первые шаги» ориентирована на формирование

1)знаний о здоровом и безопасном образе жизни,

2)организацию режима дня

3)навыки двигательной активности

2 класс « Почемучки-путь к здоровью » ориентирована на 1)формирование знаний о здоровом и правильном питании 2)формирование навыков личной гигиены

3 класс «Выбираю здоровье »ориентирована на

1)формирование ценности здоровья

2)вовлечение в спортивные виды деятельности

4 класс «Резервы здоровья»

ориентирована на

1)формирование  самостоятельности и ответственности за свое здоровье

2)организацию спортивных мероприятий для других

Содержание представлено следующими темами:

1)« Режим дня» Проводится тест «Будьте здоровы» с целью выявить, как выполняют режим дня учащиеся, обсудили результаты. Выявление проблемы, постановка цели; беседы, лекции, игровые программы (режим дня школьника, умственное утомление, как человек спит и как сделать сон полезным, если хочешь быть здоровым, творческая работа: «Зачем нужен режим дня?»  проведение творческой мастерской  - составление и оформление плаката «Мой режим дня» проведение теста с целью выявление положительных результатов проведенных мероприятий;

2) «Правильно питание- залог здоровья» Ведущими формами деятельности предполагаются: чтение и обсуждение, Экскурсии: в пищеблок школьной столовой, в продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия, встречи с интересными людьми;  практические занятия; творческие домашние задания, конкурсы рисунков и плакатов на тему правильного питания, написание рассказов и сказок, где герои — ребята класса;

3)«Мы за здоровый образ жизни»: Беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика», «Чтоб здоровыми остаться надо….», « Я сильный, ловкий, быстрый», «Правила игр» и др.   2) Ведение каждодневной зарядки, переменка «Пятиминутка для глаз», подвижные игры на перемене.

2. Внеурочная деятельность. Отслеживается внеурочная деятельность учащихся по пяти направлениям: познавательная тропинка «Эрудит» (Беседы о здоровом образе жизни, викторины, познавательные  и интеллектуальные игры, познавательные презентации); профилактическая тропинка  «Бодрячок» (физминутки, подвижные игры на перемене, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика  ортопедическая, музыкальные  гимнастика, посещение соленой пещеры, занятие плаваньем); закаливающая тропинка «Здоровячок» (курс фиточая, пробежки, велопробег, подвижные игры на улице, прогулки); экологическая тропинка «Лесявичок» (уход за растениями, охрана природы, уход за птицами); спортивная тропинка «Спортландия» (походы, экскурссии, соревнования по плаванью, спортивные соревнования, спортивные игры); творческая тропинка «Затейники» (подготовка стенгазет, выпуск темат.боевых листков, подготовка и проведение конкурсов и викторин и дней здоровья)

Организация по реализации  программы «Почемучки – путь в здоровью»:

  1. Разработка, планирование и организация  прохождения тропинок  (дела, мероприятия)
  2. Разработка и придумывание правил и обязанностей участников программы (поручения)
  3. Разделение детей на группы в соответствии с направлениями (тропинками)
  4. Распределение поручений , индивидуальных и коллективных, смена поручений
  5. Организация соревнований среди групп  и оформление карты движения в классном уголке (рейтинг)
  6. Организация и проведения классных огоньков с анализом жизни за неделю, период, оценка нашей деятельности
  7. Оформление летописи класса с участием родителей и оформление портфеля достижений учащихся.

3.Работа с родителями.

Использую разнообразные формы работы с родителями, на родительских собраниях присутствует более 80% родителей, они участвуют в жизни класса, отмечают существенный вклад классного руководителя в становление межличностных отношений между учениками. За время существования классного коллектива отсутствуют правонарушения и нарушения общественного порядка учащимися класса, профилактическая работа и тесное сотрудничество с родителями способствуют снижению количества пропусков занятий, их отсутствие без уважительной причины. Также отсутствуют жалобы и обращения родителей на неправомерные действия классного руководителя.

4. Портфолио ученика. Портфель учебных достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника на основной ступени  обучения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к образованию, отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Основная цель «портфолио» - обеспечить отслеживание индивидуальных достижений  ученика в образовательном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

Портфолио позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и участвовать в конкурсном отборе в профильные классы на старшей ступени обучения.

Портфолио  учащихся школы состоит из 5 блоков:

Блок 1. «Индивидуальные данные учащихся» включает личные сведения об обучающемся, данные о родителях (законных представителях), адрес ученика.

Блок 2.«Творческие работы» включает проектные работы, рефераты, доклады, видеозаписи, модели, рисунки, сочинения и др.

Блок 3. «Внеурочная деятельность обучающихся».  В данный блок входит участие в кружках, секциях, клубах, объединениях, детских организациях,  социальных проектах, оказание помощи нуждающимся и др.

Блок 4. «Учебные достижения обучающихся».  В данный блок входят результаты рейтинга за каждый период, промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Блок 5.  «Документы, отзывы» включает в себя

•        характеристики отношения школьников к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами системы дополнительного образования и др. в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, рекомендательных писем,

•        письменный анализ самим школьником своей конкретной деятельности и ее результатов в форме резюме, эссе, и др.

•        грамоты и дипломы за участие в предметных олимпиадах, кружках, конкурсах, фестивалях, спартакиадах, соревнованиях.

Все ученики класса примают участие в выставке портфолио, которая проводится  в мае каждого года.

4. Электронный журнал.

Очень хорошо помогает мне, ученикам и родителям класса школьная сеть Электронная школа 2.0. Несомненные плюсы в том, что можно отследить успеваемость каждого ученика и класса в целом, рассчитать качество обучения по предметам, посмотреть домашнее задание, уточнить расписание и т.д. Если рассматривать сведения, выдаваемые на сайте, как диагностику, можно предупредить множество неприятных моментов в учебной деятельности класса.

Как видим, содержание деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС усложняется, наполняется новыми формами работы с учащимися. Классный руководитель получает всестороннюю информацию о каждом своем подопечном, что позволяет вовремя реагировать на все, что происходит в классном коллективе. Деятельность учеников также более организованна, системна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Воспитание- важнейший компонент образования в интересах человека, общества, государства. Цели деятельности классного руководителя, цель моей работы как классного руководителя. Функции и содержание мое...

Каким должен быть классный руководитель в условиях реализации ФГОС

Статья даёт ответ на вопросы:каким должен быть классный руководитель, каково его роль в современном воспитательном процессе?...

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Всякий из нас, кто предполагает,что может руководить другими,должен постоянно и напряженно учиться.Анатолий Васильевич Луначарский...

Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей....

"Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Данный материал поможет вспомнить и систематизировать основные моменты, таких воспитательных технологий как  технология здоровьесберегающая, технология развития критического мышления и другие....