Урок по ОПК " Добро и зло"
план-конспект занятия (4 класс)
4 Целесообразность : урок откроет понятийное содержание двух основных понятий «добро» и «зло» не только с позиции светского понимания ,но и со стороны христианского учения. Обучающиеся ознакомятся с причиной происхождения зла, рассмотрят качества характера человека которые несут доброе и злое в жизнь человека. Урок поможет задуматься к самооценке своих личностных качеств и как следствие, совершение добрых поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobro_i_zlo.docx | 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга
Урок ОРКСЭ. Добро и зло в православной традиции.
Модуль: Основы православной культуры.
?
Санкт-Петербург
2022
- Пояснительная записка.
- Современный мир стал яркий и привлекательный для мира детства. Акцент расставлен на внешнюю сторону жизни : яркие игрушки, красивые наряды. В любой момент можно просмотреть любимый фильм, мультфильм, поиграть в компьютерные игры. Любимые герои наших детей монстры, ведьмочки или жуткие герои. Умы героев фильмов настроены на поступки, которые несут страдания и боль другому герою, т.е. несут зло.
1.3 Актуальность темы урока , в том ,что наше подрастающее поколение утрачивает самое ценное - умение сочувствовать , сопереживать, прийти на помощь т.е. творить добро. И это происходит из-за того, что дети не имеют целенаправленной информации , которая подтолкнула и заставила бы задуматься над вопросом сущности добра и зла. Поэтому главная миссия учителя указать грань между богооугодными поступками человека и поступками при которых человек утрачивает божественное начало.
1.4 Целесообразность : урок откроет понятийное содержание двух основных понятий «добро» и «зло» не только с позиции светского понимания ,но и со стороны христианского учения. Обучающиеся ознакомятся с причиной происхождения зла, рассмотрят качества характера человека которые несут доброе и злое в жизнь человека. Урок поможет задуматься к самооценке своих личностных качеств и как следствие, совершение добрых поступков.
1.5 Урок проводится в 4 классе. Обучающиеся готовы к получению информации . На уроке обучающиеся расширят свои знания по теме с позиции христианского учения.
2.Цель занятия : Сформировать у учащихся ценностного отношения к понятиям добра, зла .
3. Задачи:
Обучающие : познакомить учащихся с представлениями о добре, зле, грехе в православной традиции; раскрыть учащимся ключевые понятия урока; создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении к собственным поступкам.
Развивающие : развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, развивать кругозор, словарный запас обучающихся , работать в парах, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные : воспитывать стремление к богоугодным поступкам и действиям, совершаемым на основе свободы выбора, к принятию ответственности за их результаты.
4. Планируемые результаты:
Предметные результаты: познакомить учащихся с представлениями о добре, зле, грехе в православной традиции; раскрыть учащимся ключевые понятия урока; создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении к собственным поступкам.
Метапредметные : знания, которые школьник должен расширить и углубить по другим предметам, изучая православную культуру: истории, литературе, музыке, изобразительному искусству, географии и т.д.
формирование универсальных учебных действий:
познавательных УУД -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тексте.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
коммуникативных УУД- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, развивать словарный запас обучающихся.
регулятивных УУД.- панировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, развивать кругозор, работа в парах
Личностные результаты: развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений нравственных нормах; воспитание доброжелательности к сверстникам и окружающим ;умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей;;
5. Место: аудиторное
6. Формы занятия: аудиторная.
7. Технологии: педагогическая мастерская, методы : беседа, мозговой штурм.
8. Формы контроля: ответы на вопросы, творческое задание.
9. Ход урока.
Тема урока: Добро и зло в православной традиции. | |
Тип урока: урок открытия нового знания. | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Организационный момент. | |
Проверка к готовности к уроку
| Определяют готовность к уроку. |
Мотивация учебной деятельности | |
- Сегодня урок я хочу начать с притчи Л.Н. Толстого « Старик и яблони».
(Прослушивание притчи, 1 слайд.) -О чем эта притча? Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». - Скажите пожалуйста, зачем старик сажал яблони ? ( слайд № 2). Да, действительно, старик сажает яблони и заведомо понимает , что плодов яблонь он не дождётся. Обратите внимание , что несмотря на свой солидный возраст старик выполняет нелёгкую работу , тратит свои оставшиеся силы, садит яблони для других людей. Герой притчи Л.Н. Толстого долго живёт на свете и познал смысл жизни человека. Как вы думаете , в чём заключается смысл жизни каждого человека ,какой урок старик преподнёс молодым людям? На мой вопрос ответьте используя пословицы , представленные на доске.( слайд № 3) Всякое уменье трудом дается. Глаза страшатся, а руки делают. Жизнь дана на добрые дела Добрый человек говорит мало. Учись доброму- плохое и на ум не пойдёт. Где хотенье, там и уменье. Старик осознал за свою жизнь , что каждый человек рождён для того, чтобы творить добро. Определение темы урока. А теперь давайте сформулируем тему урока : Верно, мы будем сегодня говорить о добре , которое несёт в нашу жизнь только добрые и светлые помыслы и дела . Но можем ли мы осознать всю глубину и важность добра в нашей жизни, если мы не вспомним о противоположном понятии к слову добро? Какое противоположное понятие к слову добро ? Сформулируем тему нашего урока : Добро и зло Т.к. у нас урок православной культуры мы и будем говорить о том, как у православных верующие традиционно (то что перешло от одного поколения к другому) трактуют понятие добра и зла . (слайд № 4 тема урока ). -Запишите в тетрадь тему урока. Организация познавательной деятельности. Давайте рассмотрим понятие «добра» в толковом словаре Т.Ф.Ефремовой ( слайд № 5) Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло). Символом добра , милосердия и всего хорошего является Ангел.( слайд № 6) В православной традиции добро - является и сам Бог , Господь на всё распространяет лучи своей благости. Поэтому ангел является символом добра. Добро это и когда человек исполняет Божественную волю и каждый совершённый богоугодный поступок ведёт человека к духовному совершенству.( слайд № 7). У вас на парте лежит рисунок ангела, приклейте наш символ добра в тетрадь, справа от ангела запишите добрые поступки , которые совершаете вы в повседневной жизни. Перечислите свои добрые поступки. Посмотрите каждый ученик нашего класса в своей жизни совершал и продолжает совершать добрые поступки. А как называют людей , которые совершают добрые поступки ? А как вы думаете много ли добрых людей на свете ? При возможности обоснуйте свой ответ. Давайте прочитаем стихотворение Генриха Акулова « Добрые люди» и узнаем его ответ на вопрос: « Много ли добрых людей на свете ?» ( слайд № 8) Проанализировав строки стихотворения подберите присущие доброму человеку нравственные качества . -Запишите нравственные качества доброго человека в левый столбик. -О каком ещё важном качестве доброго человека напомнил нам Генрих Акулов ? -Добрый человек это ещё и бескорыстный человек. А теперь давайте проанализируем, ваши добрые поступки , которые вы написали справа от символа добра - ангела. Многие написали что они помогают родителям в уборке квартиры. А теперь подумайте и ответьте всегда ли эта помощь от вас бескорыстна ? Или может родители обещают вам поход в кино, сладости или грозят наказанием ? Подумайте, что было движущей силой помочь? Может это и не добрый поступок ? Ребята , а как вы думаете если каждый человек , живущий на Земном шаре будет стараться стать добрым человеком то каким станет мир? ( слайд № 9) Кластер «Добрый мир» Физ. минутка По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте), И про добрые дела никогда не забываем (поклонились). Всем всегда поможем дружно (взялись за руки), Потому что это нужно (указательным пальцем показываем). Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны), Улыбнись нам поскорей (улыбаемся). Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши) Раз, два, три, На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)
А если Добрый мир это мир счастливый, радостный, светлый, весёлый, ласковый, Значит в Добром мире в нет печалей, горя , страданий, несчастий, воен , нет зла.( слай № 10). Давайте попробуем сформулировать понятие к слову «зло». За основу возьмём понятие добро и будем подбирать слова противоположные к понятию добро.( возврат к слайду № 5) Если добро в православной традиции это исполнение Божьей воли, и каждый совершённый богоугодный поступок ведёт человека к духовному совершенству. То зло рассматривается как нарушение Божественной воли, отпадение от Бога.(слайд № 11). Назовите качества злого человека. Сначала запишите качества , которые начинаются со слова -зло- Запишите рядом в столбик качества злого человека. | -Для того, чтоб другие люди ели плоды. Высказывают своё мнение, предлагая свой выбор пословицы. Приходят к мнению, что верной будет пословица : «Жизнь дана на добрые дела». Ответы обучающихся :тема нашего урока о добре Ответы :противоположное понятие - зло. Записывают в тетрадь тему урока. Читают понятие со слайда. Делают записи . Записывают добрые поступки в тетрадь. 3-4 обучающихся зачитывают свои добрые поступки. -Добрые люди. Ответы обучающихся. Работают в парах и приходят к выводу , что если «в ногу со слабым шагают» это терпеливый человек. «щедро больным помогают» это милосердный , добросердечный; в остальных случаях : мягкосердечные, добродушный, отзывчивые, справедливый, радушные. Ответы обучающихся : все что делают добрые люди они не ждут наград, похвалы ,а делают это бескорыстно, от души. Записывают в столбик нравственное качество-бескорыстие. Размышления обучающихся. Ответы обучающихся :мир станет добрее ! Дети подходят к доске и заполняют кластер: счастливый, радостный, светлый, весёлый, ласковый. Обучающиеся читают понятие к слову « добро» ( слайд№ 5)и подбирают противоположные по значению слова. Получается понятие: Зло - всё плохое, отрицательное, всё то, что приносит несчастье, вред. Ответы: злопамятный, зловредный, злобный, жадный , лживый, ненавистный, завистливый, агрессивный, гордый, равнодушный. |
Посмотрите на столбик с нравственными качествами доброго человека. Закройте ладошкой столбик с нравственными качествами злого человека. Бог при сотворении мира задумал и сотворил мир только добрым и светлым. Зло появилось позже . Как же появилось зло ? Вы знаете, что Бог сначала создал мир ангелов.( слайд № 12) Ангелы были наделены разумом и свободой воли. Свобо́да во́ли — это способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий.(Слайд№ 13) -В мире ангелов был ангел Денница «утренняя звезда» , который изначально принадлежал к одному из высших чинов небесной иерархии, обладал многочисленными совершенствами, был приближён к Богу. И вот любуясь собой , своими достоинствами , Денница возгордился. И в его сердце зарождались мысли :«Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Слайд№ 14) Рождал одну клевету Денница за другой и стал «дьяволом», т.е клеветник, лжец. Он перестал слушаться Бога и стал сатаною, что означает «противник». Так в мире появилось зло. В своё восстание против Бога сатана увлёк треть ангелов, которые отпав от источника жизни превратились в мерзких бесов. Сатане противостоял архангел Михаил со словами : « Кто подобен Богу ? НИКТО КАК БОГ !»( слайд № 15). И произошла война на небе, и разделился тогда весь Ангельский мир .( слайд № 16). -Так что же стало причиной грехопадения ангелов ? ( слайд 17 ) Бог одарил всеми благами архангела Денницу. О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:14-15). -О каком беззаконии говорил Господь? -Да, гордыня заполонила мысли Денницы и гордец упустил из вида то ,что всё что он имеет это не его заслуга , а Божья. И, свободная его воля, также подаренная Богом . Синоним зла - грех. А ведь Денница не перешёл бы на сторону зла, не совершил бы грех, если бы у него не было возможности свободного выбора. -Скажите пожалуйста , смог ли Бог сотворить ангелов без права выбора, быть преданными ему и послушными ? Так почему же не сотворил ? -Бог мог сотворить ангелов без возможности свободы воли. Но Бог это любовь, а любовь не может действовать по принуждению. ( слайд № 18) -Первое зло вошло в мир из-за гордыни. -Бог сотворил и человека с правом на свободную волю. И только от человека зависит на чьей стороне ему быть : творить добро для других людей , тем самым радовать Бога или перейти черту дозволенного, совершить грех, творить окружающим зло и радовать дьявола. Давайте прочитаем притчу о добре и зле. Как вы поняли последние слова притчи ? (Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь).( слайд №19) Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, если человек «кормит» светлого волка , он следует Заповедям ( законам ) Божьим совершая добрые дела , поступки. Побеждает светлая сторона души. Очень важно чтобы добро совершалось не по принуждению, не ради похвалы, награды, а от чистого сердца. Своими добрыми поступками мы благодарим Бога за его любовь к нам (благость Божию). ( Слайд 20). А если человек переходит грань, свыше ему определённой Господом ,начинает творить злые поступки , он « кормит» тёмного волка Побеждает тёмная сторона души. ( Слайд 21). -Как вы думаете какой стороны души у вас больше ? Какие поступки последнее время вы совершали ? Добрые или злые ? Со времени грехопадения человека человеку очень сложно бороться с грехом. Так же православные , замечая у себя в душе поросль греха ( синоним греха-это зло),стремятся исповедаться и причастится. А как вы, обычные школьники, можете не допустить в своей душе умножения тёмной стороны ? Самый верный способ проявления любви к своему создателю мы читаем в Новом завете Петра 3:9-13 Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте тем, что просите у Бога благословить этого человека, ибо вы призваны Богом так поступать, чтобы унаследовать благословение Божье. - Как вы понимаете прочитанное наставление ? | Слушают, следят за ходом мысли учителя. Ответы обучающихся :он возгордился и стал считать себя наравне с Богом. . Читают слова Божьи , выделяют словосочетания «доколе не нашлось в тебе беззакония» Ответы : Денница начал вести себя беззаконно. Денница перешёл грань дозволенного Богом. Поставил себя на один уровень с Богом .
Ответы : да, смог, ведь Бог всемогущ. Размышления обучающихся. Один ученик читает притчу вслух, остальные обучающие следят. Рассуждения обучающихся. Ответы обучающихся. Ответы обучающегося :не совершать поступки, которые приносят другим страдания, горе, неприятности. Не переходить грань дозволенного, а если совершил грех попросить прощения за неподобающий поступок. Размышление обучающихся. |
Рефлексия деятельности | |
- Посмотрите на качества доброго человека и на качества злого, а теперь прочитайте высказывания поэта Н. Заболоцкого: «Два мира есть у человека — Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил». -Как связаны наши записи нравственных качеств человека и высказывания Н.Заболоцкого по отношению к Другому мира? - Да, действительно, от самого человека очень много зависит то, каким «Миром» (нравственным) он будет наделён в жизни. Если трудно справиться с злыми помыслами , нужно молиться , просить помощи у Бога, просить чтоб он недопустил греха в наши действия. Как Господь показал что любит людей ? -Как сделать чтоб зла стало меньше и мир стал Добрым ? -Посмотрите ещё раз на символ добра и помните , что если мир станет добрым, то зло перестанет существовать ! ( слайд №23 ) | Ответы : благодаря своей работе , усилиям над собой ( или её отсутствием) в течение жизни человек приобретает те или иные качества. . Нужно приложить огромное количество усилий , чтоб перебороть злые помыслы, искоренить ростки зла в своей душе . Ответы : Господь подарил человеку свободу выбора. Ответы :не отвечать на зло злом, раскаиваться в совершённых злых поступках, просить прощения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока по теме "Добро и зло"
план-конспект урока...
Классный час "Её уроки мира и добра"
Содержит стихотворения, конкурсы. Используются элементы мастерской письма. Материал может быть использован как в День Матери, так и 8 Марта. Буду рада, если предложенный материал вам пригодится во вне...
Урок по теме "Добро и зло"
Урок разработан по курсу ОРКСЭ...
Урок православной культуры "Добро и зло"
Материал урока раскрывает христианское понимание основных категорий христианской этики: «добро» и «зло» и их источника, показывает их проявление в добродетелях и страстях человека. Добродетели о...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....