Классный час "Люблю тебя, моя Россия!"
классный час (4 класс)

Хруль Алла Ивановна

      Цель:

 формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

      Задачи:

-сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;

-формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_lyublyu_tebya_moya_rossiya.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

        

Классный час  «Люблю тебя, моя Россия!»

 

      Цель:

 формирование у школьников патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

      Задачи:

-сформировать основы российской гражданской идентичности; чувства гордости за свою Родину;

-формировать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих.

Понятия: Отечество, Родина, Россия, патриот.

Оборудование: мультимедийный проектор.  

Место проведения: класс

                                     

Ход классного часа

 

У: -Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?   (Стих)

Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!

 

У: - О чем это стихотворение?  (О России)

-Как автор называет Россию?  (Родиной)

У: -Как относится писатель к Родине?

Д:.(Писатель очень любит свою Родину, восхищается ею, дорожит)

У:- Мы понимаем, что душа человека наполнена любовью к России.

-Мы произнесли слова «Любовь», «Россия»

У: -Назовите тему классного часа  «Люблю тебя, моя Россия!».  

У: Сегодня  речь пойдёт о любви  к своей Родине-России.

У:  -На какие вопросы мы постараемся сегодня ответить? (Ч то для вас Родина? С чего начинается Родина? Что значит любить Родину? У кого мы можем научиться любить свою Родину? )

У: -Ребята,  «С чего начинается Родина?» в вашем понимании?

У.- Ответьте на вопрос, выполнив задание.У вас на столе рабочие листы лежат. Подпишите их.

Задание №1. С помощью стихотворения ответим на вопрос «С чего начинается Родина?» и  этими словами дополните схему. (Выбирайте, что вам близко)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина...

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки что во поле

Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина...

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья,

И тропинка ,и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое -

Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

 

(Дети читают свои ответы)

У: Родина начинается на пороге твоего дома. Родина –это то место, где нам хорошо!

-Какие вы знаете слова близкие по значению к слову Родина?  (Отечество,Отчизна)

У: У вас в рабочих листах записано значение этих слов из словаря С.И.Ожегова.  Давайте подробнее разберём понятия Родина, Отечество.

Ученик читает №1

1.Это место родное для человека.  

«Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Ученик читает №2

2.Отечество- родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека,

 У. - Отечеством мы называем  страну, где родился человек. Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение.

У: -Давайте вместе поразмышляем о том,  что значит любить Родину?

( ответы детей.  )

У:-   Мы любим свою Родину уже за то, что она у нас есть.

-Ребята, а что  для вас малая Родина? (тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. ) 

У: Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт свой любимый уголок малой Родины. Его можно нарисовать словесно,  а можно передать кистью.

У: Память человека связана с тем местом , где он родился.  

У: Давайте, послушаем сообщение о нашей малой Родине.

У: - Теперь давайте проведём экскурсию в нашу «галерею»,  расскажите о том, какой вы видите свою малую родину в своих рисунках.

(спасибо, ребята, видно,что вы старались и с любовью говорите о своей малой Родине)

У: Послушайте стихотворение, которое тоже наполнено любовью к наше му городу.

У: Постепенно взрослея ,человек понимает, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны. Россия, является многонациональным государством Рядом с нами живут, учатся люди разных национальностей. Каких, например в нашем классе? (русские,армяне, дагестанцы, аварцы  ). Что нас объединяет!    

( Культурные традиции, историческая память, вера, язык, любовь к Родине)

 -Мы все живём как одна дружная семья, для всех Родина одна – Россия. 

Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык.  

-А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться?

(Примерные ответы детей: Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил.)

У: Поэты, писатели написали много замечательных произведений о нашей большой Родине. Народ слагал пословицы, о любви к Родине.

 Работа в парах

Задание №1 Я вам предлагаю восстановить пословицы о Родине.

  1. Нет ничего на свете краше, чем...

3.одна у него и Родина

  1. За Родину-мать не страшно...

4.милей вдвойне.

  1. Одна у человека мать,  ...

1.Родина наша

  1. На чужой стороне Родина  ...

2 умирать.

(Читаем полученные пословицы)

- Ребята, а каким чувством проникнуты эти пословицы? (любовью к Родине)

Я предлагаю поработать в  группах. (три группы)

Групповая работа

У: Предлагаю вам прочитать Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке  и ответить на вопросы.

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными.  Всем ты преисполнена, земля Русская...!

У: Вопросы: (Ответы можно подчеркнуть в тексте)

1.Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки?(чувство гордости, пишет о богатстве страны) 

2.Чем восхищается автор? (красотой природы)   

3.Какими красотами прославлена земля .Подтвердите словами из текста.

 

 У: А теперь предлагаю послушать текст Константина Дмитриевича Ушинского, написанный сто пятьдесят лет назад.

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

У:  Вопросы: (Ответы можно подчеркнуть в тексте)

1. Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют  Отечеством?

2.Почему  называют страну Родиной?  

3.Почему Родину называют матушкой, матерью?

  

У: А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

 Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.  

У: Попробуем определить, на какие важные вопросы отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев.  

 1.Что для человека является   главной целью жизни?

 2. Что такое добро в понимании автора?

 3. Как человек учится любви к Родине?

(Отвечают дети на вопросы после текстов)

 У:  -Что  объединяет эти тексты? ( мысль о Родине, о ее красоте, о важности для человека чувства сопричастности с прошлым и настоящим Родины, ответственности за нее в будущем.) 

У: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине.

У: Давайте вернёмся к пословицам с которыми работали. А в какой из пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину? Найдите эту пословицу!

(За Родину-мать не страшно умирать)

У: А кто всегда защищал свою Родину? Отечество? (Народ) 

- Почему? (Ведь все, что человеку важно и дорого, без чего он не может жить, человек должен беречь, хранить, а если надо – и защищать )

У: Из изученного материала уроков  мы помним, что всегда русский народ вставал на защиту своей земли от врагов и захватчиков.

У:  Среди православных святых было много воинов. Назовите их.

(Дет называют)

У: Скажите, как назвать человека, который любит свою Родину - любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их?(Патриот)

У: А первое, с чем может ассоциироваться патриотизм — это подвиги, совершённые на благо родной земли.  

Родина — это наша большая семья.Это и родной язык, и культура — всё это создавалось и приумножалось поколениями наших предков. Они создавали, осваивали, развивали, защищали нашу страну. Всё это было от любви к Родине!  

У: Составьте синквейн к слову «Россия» (  разбор синквейнов)

Итог классного часа. Что значит любить Родину? 

(защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников, делать добро)

-У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко.

Пусть каждый из вас  отдаст частичку своего сердца для процветания своей Родины. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я написала: « труд учителя». И приклеим сердечко на карту.

 

(Включаю видеоролик и дети приклеивают сердечко на карту)

Читаю надпись на сердечках!

У:-Ребята, я хочу сказать вам такие слова.

Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Люблю тебя , моя Россия" для начальных классов

Сценарий праздника "Люблю тебя, моя Россия" для обучающихся начальной школы. Сценарий содержит стихи и тексты песен....

Музыкально-литературная гостиная "Все струны сердца о тебе поют, Россия..."

Разработку музыкально-литературной гостиной "Все струны сердца о тебе поют, Россия..." можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню конституции России  или Дню независимости Рос...

Конспект занятия "Люблю тебя, моя Россия"

Данное занятие способствует патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста. Включает в себя ознакомление детей с государственными символами Россиии и   обучение детей выразительному...

Сценарий праздника "Люблю тебя, моя Россия!"

Внеклассное мероприятие разработано с целью обогащения знаний учащихся об истории своей Родины...

" Пою тебе, моя Россия"

Сценарий праздничного мероприятия, посвященному Дню народного единства....

Классный час "Люблю тебя, моя Россия!"

Сценарий праздника для учащихся 2-3 классов...

Классный час «Люблю тебя, моя Россия!»

Классный час «Люблю тебя, моя Россия!»...