Нравственное воспитание школьников как фактор эффективной реабилитации и социальной адаптации воспитанников
статья
о нравственном воспитании в коррекционной школе-интернате
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ « Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»
« Нравственное воспитание школьников как фактор эффективной реабилитации и социальной адаптации воспитанников»
Воспитатель: Цыбуля Ю.И.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, воспитателя, успехи в учебе.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, воспитателя так как дети с большим доверием относятся к взрослым.
В младшем школьном возрасте дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психо-социальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Успешному формированию нравственных качеств способствуют:
- Личный пример учителя, воспитателя
- Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
- Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
- Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Можно сказать что, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и он направлен на овладение людьми правил и норм поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и в юношеском возрасте по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь воспитанников нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и внеурочного процесса. Для этого необходимо деятельность воспитанников строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна как на уроках так и во внеурочное время. В нашей школе воспитательная работа с детьми работает по направлениям – это: трудовое развитие и профориентация, охрана здоровья и физическое развитие, духовно – нравственное развитие, социализация и общение, гражданско – патриотическое развитие, культурно – досуговая деятельность. По каждому направлению разработана рабочая программа и план воспитательной работы, исходя из которого строится работа воспитателей.
Мы работаем с детьми младшего школьного возраста – это дети 4 класса. По развитию нравственного воспитания детей запланированы и проводятся следующие занятия:
-правила общения со старшими, культура общения в семье, культура общения со сверстниками, о терпимости к ближним, о милосердии к пожилым людям, этикетные ситуации, познай самого себя, самовоспитание, как я работаю над собой, о терпении, об источниках наших нравственных отношений, совесть - основа нравственности, чем ты сильнее, тем будь добрее, заветы предков, о любви к Родине, твоя малая родина, искусство и нравственность, беречь природу – наш долг.
В заключении хочется сказать, что нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий: необходимо
-опираться на положительные возрастные потребности и интересы детей
-обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности, организуя совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие воспитанников;
-создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
-утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;
-заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса
данная программа написана с учётом современных требований....
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...