Нравственное воспитание школьников как фактор эффективной реабилитации и социальной адаптации воспитанников
статья

Цыбуля Юлия Ивановна

о нравственном воспитании в коррекционной школе-интернате

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ « Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

« Нравственное воспитание школьников как фактор эффективной реабилитации и социальной адаптации воспитанников»

        

Воспитатель: Цыбуля Ю.И.

        Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям.  Мы  считаем,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения,  как  привычные  формы  поведения.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, воспитателя, успехи в учебе. 

Младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании преобладают повелительные  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя, воспитателя так как  дети  с  большим  доверием  относятся  к  взрослым. 

В младшем школьном возрасте дети начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер. Работая над проблемами нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психо-социальные особенности. 

Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности.  Успешному формированию нравственных качеств способствуют:

  • Личный пример учителя, воспитателя
  • Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
  • Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
  • Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.

Можно сказать что, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и он направлен на овладение людьми правил и норм поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и  в юношеском возрасте по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь воспитанников нравственным содержанием.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. 

Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и внеурочного процесса. Для этого необходимо деятельность воспитанников строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна как  на уроках так и во внеурочное время. В нашей школе воспитательная работа  с детьми работает по направлениям – это: трудовое развитие и  профориентация, охрана здоровья и физическое развитие, духовно – нравственное развитие, социализация и общение,  гражданско – патриотическое развитие, культурно – досуговая деятельность.  По каждому направлению разработана рабочая программа и план воспитательной работы, исходя из которого строится работа воспитателей.

Мы работаем с детьми младшего школьного возраста – это дети 4 класса. По развитию нравственного воспитания детей запланированы и проводятся следующие занятия:

-правила общения со старшими, культура общения в семье, культура общения со сверстниками, о терпимости к ближним, о милосердии к пожилым людям, этикетные ситуации, познай самого себя, самовоспитание, как я работаю над собой, о терпении, об источниках наших нравственных отношений, совесть - основа нравственности, чем ты сильнее, тем будь  добрее, заветы предков, о любви к Родине, твоя малая родина, искусство и нравственность, беречь природу – наш долг.

        В заключении хочется сказать,  что нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий: необходимо

 -опираться на положительные возрастные потребности и интересы детей

-обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности, организуя совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие воспитанников;

-создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

-утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности;

-заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса

данная программа написана с учётом современных требований....

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

Проблемы социальной адаптации ВОСПИТАННИКОВ

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии; здесь он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповтор...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Обобщенный педагогический опыт по теме" ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ   ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ   ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...