ПРОЕКТ «Дружат люди всей Земли!», приуроченный к Международному дню толерантности
проект (1 класс)
Развивать интерес детей к культуре своей страны и многообразию культур народов нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzhat_lyudi_vsey_zemli.docx | 227.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»
ПРОЕКТ
«Дружат люди всей Земли!»,
приуроченный к Международному дню толерантности
Выполнили: обучающиеся 1Б класса
Руководители: Шишмарева Н.А., учитель
Лопатина С.В., воспитатель
г. Троицк
2023
Оглавление
1 часть. Теоретический раздел 7
2 часть. Практический раздел 8
Паспорт проекта
1 | Название проекта | тема |
2 | Руководитель проекта | Учитель Шишмарева Нина Александровна Воспитатель Лопатина Светлана Викторовна |
3 | Автор проекта | Обучающиеся 1Б класса |
4 | Аннотация проекта | Развивать интерес детей к культуре своей страны и многообразию культур народов нашей страны. |
5 | Проблема | Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. |
6 | Гипотеза | |
7 | Срок проекта | Краткосрочный 20.11.2023 – 30.11.2023 |
8 | Цель проекта | Разработка этапов работы для формирования толерантности у детей младшего школьного возраста. |
9 | Основные задачи проекта |
|
10 | Этапы работы над проектом (кратко) | Подготовительный этап. Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы). Основной этап. Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы, совместное творчество детей и родителей). Заключительный этап. Выставка совместных творческих работ детей и родителей. |
11 | Результат проекта | Дети: сформируется толерантное отношение к детям разных национальностей. Расширится кругозор. Сформируется целостная картина мира. Сформируется понятие «Настоящая дружба». Выставка совместного творчества родителей и детей - рисунков «Дружат люди всей Земли!» Родители: Проявят активное участие в реализации проекта. Педагоги: Повысят свое самообразование. |
Введение.
Проблема воспитания толерантности на сегодняшний день является одной из наиболее волнующих, а значит, актуальных. Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имеет и культура межнациональных отношений: они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.
В современном мире очень важно воспитывать у детей положительное отношение к миру, дружбе, гуманное отношение ко всему живому. Знания о том, как живут дети всего мира, как они дружат, как можно выразить детям свои чувства, как можно помочь голодающим или больным малышам, - это основа интернационального воспитания, воспитания гражданина планеты Земля.
Задачи воспитания толерантности решаются в повседневной жизни, в процессе образовательной деятельности, во время досугов, в режимных моментах. Одним из важных звеньев по воспитанию культуры межнациональных отношений у младших школьников является взаимодействие педагогов и родителей.
Невозможно сформировать у ребенка толерантности, если родители не являются союзниками педагогов в решении проблемы: значение семьи в формировании толерантности и культуры межнациональных отношений трудно переоценить. Это определило совместный с детьми и родителями воспитанников проект «Дружат люди всей Земли».
Цель.
Формирование у обучающихся интереса к жизни детей народов мира и воспитание толерантного отношения к детям разной национальности.
Задачи:
- познакомить обучающихся с песнями, сказками, танцами и играми разных народов;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать у младших школьников толерантность, чувства уважения и доброжелательности, сопереживания и гуманности.
Продукт проектной деятельности: изготовление плаката «Мы за жизнь!»
Выставка совместного творчества родителей и детей - рисунки «Дружат люди всей Земли!»
Планируемые результаты.
Дети.
Сформировать толерантное отношение к детям разных национальностей. Закрепить понятие «Настоящая дружба». Развивать творческие способности обучающихся
Родители.
Проявлять активное участие в реализации проекта. Своим примером показывать уважение и доброжелательность к народам мира.
Педагоги
Повысить компетентность по теме проекта, расширить представления о возможных методах и приемах, используемых в процессе работы над проектом.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный:
Составление плана реализации проекта.
Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор мультфильмов, художественной литературы, изготовление наглядно-дидактического материала).
Сотрудничество с родителями, педагогами других классов.
2 этап. Основной.
Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстративного
материала, разучивание песен про дружбу, чтение художественной литературы, совместное творчество детей и родителей).
3 этап. Заключительный.
Презентация творческой работы «Мы за жизнь!». Фотоотчет деятельности детей по реализации проекта. Выставка совместного творчества родителей и детей - рисунки «Дружат люди всей Земли!»
Методы и приемы работы над проектом:
- Словесные (рассказ педагога, беседы, знакомство с пословицами, вопросы, указания, объяснения).
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр мультфильма, прослушивание песен).
- Игровые (дидактические игры, сюрпризные моменты, создание игровой ситуации).
- Практические (упражнения, подвижные игры, изготовление творческой работы, выполнение рисунков).
1 часть. Теоретический раздел.
Понятие «толерантность» в настоящее время рассматривается как личностное образование и включает в себя: терпение; уважение; знание себя, признание других; отсутствие стереотипов, предрассудков.
Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:
- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.
Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у младших школьников была плодотворной, необходимо задействовать спектр мероприятий и разных видов их деятельности.
Мы считаем необходимым поиском разрешения выявленных проблем в системе современного образования.
Проект поможет организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей младшего школьного возраста и создать плакат.
2 часть. Практический раздел.
1 этап. Подготовительный
Составление плана реализации проекта.
Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор мультфильмов, художественной литературы, изготовление наглядно-дидактического материала).
На подготовительном этапе был составлен план реализации проекта, для этого была изучена литература, сделан подбор мультфильмов, художественной литературы, наглядного материала. Распределены роли по реализации проекта.
2 этап. Основной.
В ходе основного этапа для учащихся были проведены: беседа «Дружат люди всей земли!», объяснение пословиц о дружбе, просмотр мульфильмов (Приложение).
Разработана дидактическая игра «Национальности России», направленная на знакомство с национальными костюмами и национальностями (Приложение)
На уроках по музыке обучающиеся слушали песни и музыку разных народов.
В ходе внеурочной деятельности с обучающимися были созданы элементы для макета (вырезаны бумажные ладони).
На уроках физической культуры были проведены подвижные игры (Приложение).
Все мероприятия были направлены на создание положительной эмоциональной обстановки в классе и способствуют пониманию этой нравственной ценности. Ребята подготовили рисунки «Давайте жить дружно!» и создали плакат «Мы за жизнь!». Мы предложили родителям и детям обратить внимание на основные качества толерантной личности: милосердие, сострадание, уважение, доброта, терпение и дружелюбие, и условия их формирования.
3 этап. Заключительный.
Презентация творческой работы «Мы за жизнь!». Фотоотчет деятельности детей по реализации проекта. Выставка совместного творчества родителей и детей - рисунки «Дружат люди всей Земли!»
Неделя получилась насыщенной и интересной. Благодаря активному участию детей, родителей и педагогов в нашем классе царила комфортная и доброжелательная обстановка, ведь толерантность – путь к миру и согласию.
Заключение.
Проведенная работа показала, что у детей изменились взаимоотношения внутри детского коллектива. В общении они стали проявлять больше терпения, стремятся находить выход из конфликтных ситуаций мирным путем. У детей расширились знания о мире людей, понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 536 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников.- М.: ИПП, 2004. – 261 с.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2007. – № 10. – С. 43-50.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2006. – 423 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006. – 355 с.
- Новикова И.П. Толерантность в развитии школьников. – Тверь.: Речь, 2010. – 49 с.
- Пчелинцева И.А. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 188 с.
- Рожков М.Н., Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – М.: Народное образование, 2006. – 163 с.
- Трубина Л.И. Толерантная личность: основные черты // Воспитание школьников. – 2003. - №5. – С.18-22.
Приложение
Беседа с детьми в первом классе
«Дружат люди всей Земли»
Направлена на знакомство детей среднего дошкольного возраста с расами людей, на формирование представлений о сходстве и различии людей разных рас, на закрепление представлений детей о дружбе, доброжелательности, на формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, о дружеском поведении.
Задачи:
- знакомство детей с расами людей;
- формирование представлений о сходстве и различии людей разных рас;
- закрепление представлений детей о дружбе, о дружеском поведении;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, толерантности.
Ход беседы
Воспитатель может начать занятие с чтения стихотворения:
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Воспитатель спрашивает ребят (дети отвечают при помощи карточек)
- Что такое дружба?
- Каким должен быть настоящий друг?
- Должны ли дружить дети в группе детского сада?
- Должны ли дружить дети, живущие в одном дворе, городе?
Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.
Воспитатель спрашивает ребят:
- Что это?
- Кто живёт на этой планете?
- Много ли людей живёт на планете Земля?
- Должны ли дружить все люди, живущие на нашей планете?
- Все ли люди на планете одинаковы?
Воспитатель приглашает ребят в путешествие на остров Дружбы, чтобы познакомиться с его жителями.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию.
Воспитатель спрашивает:
• Кто изображён на картинке?
• Чем отличаются дети друг от друга?
Воспитатель уточняет, что дети на рисунке отличаются цветом кожи, разрезом глаз, волосами. Это дети разных рас. Они отличаются друг от друга, потому что родились в разных местах земли, где разный климат, по-разному светит солнце и дует ветер.
Люди со светлым цветом кожи, светлыми волосами и глазами живут в нашей стране, в Европе, Америке и Австралии. Там, где они родились, солнце светит не часто, часто идут дожди и бывают туманы, поэтому тут живут люди со светлой кожей и светлыми волосами. Это Европеоидная раса людей.
Ещё есть люди, которые живут в степях Азии, Монголии, Японии, на Крайнем Севере. Там дуют сильные ветры — это родина людей со смуглой (жёлтой) кожей и узкими глазами. Эти люди относятся к монголоидной расе.
В Африке жарко, там ярко светит солнце. От его палящих лучей защищает тёмная кожа и пышная шапка волос. Эти люди относятся к негроидной расе.
Чем похожи все дети? Что у них общего?
Воспитатель отмечает, что все дети похожи по строению, все испытывают одинаковые эмоции и настроение.
Воспитатель спрашивает ребят: можно ли обижать человека, не дружить с ним из-за того, что у него другой цвет кожи?
Воспитатель проводит физкультминутку «Шире круг».
Физкультминутка «Шире круг»
Шире круг, шире круг, (идём по кругу)
Музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Дружат птицы в вышине, (руки вверх)
Дружат рыбы в глубине, (приседание)
Дружит с небом океан, (подняться на носочках)
Дружат люди разных стран. (кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте)
Дружат солнце и весна, (идут по кругу)
Дружат звёзды и луна, (останавливаются, берутся за руки)
Дружат в море корабли, (сходятся к центру)
Дружат дети всей земли. (расходятся)
Воспитатель говорит, что все народы на нашей планете объединяет одно — это дружба людей.
Воспитатель спрашивает ребят:
• Умеете ли вы дружить?
• Что значит дружить?
• Ссоритесь ли вы с друзьями? Из-за чего?
Воспитатель предлагает послушать первое стихотворение.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»
Воспитатель спрашивает ребят:
• Правильно ли поступают зверята?
• Почему Мишка обиделся на Ёжика?
• Какое правило дружбы нарушили зверята? (нужно уступать друг другу, делиться)
Воспитатель предлагает послушать второе стихотворение:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель спрашивает ребят:
• Как поступили зверята в стихотворении?
• Что сделал Мишка?
• Как вы думаете, что сделает Ёжик в ответ?
• Какое стихотворение понравилось больше?
В завершение занятия воспитатель может провести ряд игр на эмпатию и развитие дружеских взаимоотношений.
Игры на эмпатию « Хорошо – плохо»
Воспитатель перечисляет поступки людей. Если поступок хороший, дети должны хлопнуть в ладоши, если плохой — топнуть ногой. Воспитатель называет поступки:
• ссориться,
• помогать другим,
• драться,
• мириться,
• здороваться при встрече,
• хвастаться,
• просить прощения,
• жадничать,
• делиться,
• обзываться,
• говорить приятные слова,
• быть вежливым,
• грубить,
• уступать и др.
Игра «Подари улыбку»
Воспитатель показывает детям большой улыбающийся смайлик.
Воспитатель предлагает по очереди передавать смайлик соседу со словами: «Мне нравится с тобой дружить, потому что ты... (какой? назвать качество соседа)».
Пословицы
- «Друг за друга держаться – ничего не бояться».
- «Нет друга ищи, а найдешь береги».
- «Дружно за мир стоять – войне не бывать».
Мультфильма «Цветик-семицветик».
https://yandex.ru/video/preview/18425664464193991198
Дидактическая игра «Национальности России».
Цели игры:
Закреплять знания об особенностях народных костюмах и его элементах.
Закреплять умение соотносить вид одежды с полом ребёнка.
Тренировать умение последовательно составлять из частей ансамбль женской и мужской одежды.
Развивать у детей связную речь путём сравнения и общения.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к истории и культуре народа, желание запоминать стихи, сказки и песни разных народов.
Варианты игры:
Предложить ребёнку одеть кукол (девочку и мальчика) в любой национальный костюм. Найти сходство и отличие между женским и мужским костюмом.
Ребёнку предлагается одеть куклу в разные национальные костюмы. Найти сходство и отличие между костюмами разных народов. Обратить внимание на украшения, узоры, элементы одежды.
Подвижные игры
Армянская подвижная игра «Перетягивание палки» (развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища). Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги;
Русская подвижная игра «Бубенцы» Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Д иги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дружат дети на планете!"
Кто сам хороший друг, тот имеет и много хороших друзей. ...
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Международный день толерантности
Ежегодно в ноябре отмечаем Международный день толерантности. Группу продленного дня посещают дети разных национальностей.Задача педагога: создать благоприятные условия для каждого ребенка независимо о...
Фестиваль детского творчества "Дружат люди всей Земли"
Мероприятие помогает обучающимся познакомиться с культурой народов разных стран....
Социальный проект "Дружат дети всей Земли - Республика Адыгея"
Социальный проект "Дружат дети всей Земли - Республика Адыгея" "На Кубани родной мы живем семьей одной - Адыги"...
Проект "Дружат люди всей земли"
Развивать интерес детей к культуре своей страны и многообразию культур народов нашей страны....