Отметка или оценка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Оценка или отметка.
Психология оценки
Еще в конце позапрошлого века В. Джемс в знаменитых “Беседах с учителями” задался вопросом, стоит ли “баллы, отметки и другие направленные обратно на ученика результаты держать втайне” с целью поощрения к работе ради самой работы, и дал на него отрицательный ответ. Он заявил, что желание ученика иметь сведения о своих успехах должно быть исполнено, и в качестве обязательного правила назвал ознакомление учеников с результатами их работ.
Спустя несколько десятилетий советский психолог Б.Г. Ананьев провел специальное психологическое исследование оценки и ее роли в педагогическом процессе. В 1935 году полученные результаты были оформлены в виде монографии “Психология педагогической оценки”. На основе трехсот (!) психологических наблюдений оценочных ситуаций в классе Ананьевым была дана общая характеристика психологической ситуации на уроке и сделан вывод о воспитательном воздействии педагога посредством оценки. Он исходил из общего принципа, что обучение есть основная форма руководства психическим развитием детей и своим психологическим результатом оно имеет воспитание психических процессов ребенка. Ананьев специально подчеркивал, что воспитательное воздействие обучения не ограничивается воздействием через предмет, а осуществляется всей системой отношений, создающих условия для усвоения знаний. Это означает, что умственное развитие ребенка осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая таким образом представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником.
В свете сказанного Ананьев выделяет две основные функции оценки.
Во-первых | Во-вторых |
оценка выполняет ориентирующую функцию, так как способствует осознанию учеником процесса и результатов умственной работы. | оценка оказывает стимулирующее воздействие на аффективно-волевую сферу ученика благодаря переживанию успеха или неуспеха, формированию притязаний и намерений. |
Таким образом, оценка существенно влияет на интеллектуальную (имеет место ускорение или замедление темпов умственной работы) и личностную сферу ученика.
Становится понятно, почему Ананьев видел в педагогической оценке акт взаимного оценивания: с одной стороны, учитель оценивает работу ученика, а с другой — ребенок “оценивает”, иначе говоря, воспринимает оценку учителя.
Особенности действия оценки и отметки специально анализировались В.В. Давыдовым. Он рассматривал оценку в качестве одного из компонентов учебной деятельности, отмечая, что оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации, то есть дает их качественную характеристику. Давыдов считал неправомерным отождествлять оценку с отметкой. Оценка фиксирует не просто факт усвоения или неусвоения, но и показывает причины последнего и направляет усилия ученика к устранению недостатков. Оценка имеет лишь два значения — положительное и отрицательное.
Отметка и оценка
Прежде чем вести дальнейший разговор о сложившейся к настоящему времени системе выставления отметок, необходимо внести некоторую ясность. Два термина “отметка” и “оценка” имеют сходное, но не тождественное лексическое значение, которое даже учителя не всегда различают. Например, когда говорят о “выставлении оценок за четверть”, то речь идет все-таки об отметках, а не об оценках.
“Оценка” — значительно более широкое понятие, чем “отметка”. Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке.
Интересно, что в толковых словарях русского языка эти два понятия далеко не всегда разводятся.
Не утихают споры относительно безотметочного обучения. Психологи и педагоги видят его очевидные плюсы. “Педагогика целостной жизни детей и взрослых” Ш. Амонашвили — система начального обучения, предполагающая отмену балльных отметок и, как следствие, сравнение детей друг с другом. По мнению Г.А. Цукерман, отмена отметки не означает отмены оценивания. Заменяя отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений ребенка и взрослого, учитель создает условия для развития у школьников способности самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Цукерман считает, что безотметочная система оценивания является щадящей для всех школьников (речь идет о начальной школе), но прежде всего для тех, чьи учебные достижения существенно ниже средних.
Для нас специальный интерес представляет определение того, как соотносятся между собой отметка и оценка, то есть, что и каким образом подлежит оцениванию, прежде чем обретет численное выражение в виде отметки. Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они “отчитываются” перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе, об одноклассниках, и о школе в целом.
Педагогические реалии
На несовершенство сложившейся системы оценивания педагоги обращали внимание всегда: практики разводили руками в поисках более содержательных ее форм, а теоретики старались найти способы ее гуманного реформирования, что выражалось в проведении исследований и написании научных и методических работ.
Для примера можно обратиться к одному из таких изданий.
Не так давно увидела свет книга “Оценка образовательных результатов школьников” (автор И.В. Гладкая), содержащая, если судить по названию, всю необходимую информацию по обсуждаемой проблеме. В качестве основных недостатков сложившейся системы в книге называются три:
• отсутствие четких критериев в выборе отметки;
• отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла;
• трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
Фактор развития
Сквозь призму накопленных психологических данных необходимо подойти и к решению проблемы соответствия оценки и отметки. Профессиональным психологам, тем более занятым в образовании, нет надобности объяснять, чем педагогический подход к проблеме обучения отличается от психологического, имеющего своей целью определить влияние обучающих воздействий на умственное развитие ученика. В данном случае следует обратить внимание именно на психологический анализ отметки/оценки, а значит, и показать ее влияние на психическое развитие ребенка.
Если мы хотим, чтобы отметка выполняла стимулирующую и уж тем более воспитательную функцию, то она прежде всего должна давать ученику как можно более полное и объективное представление о реальном положении дел, о том, насколько успешно он усваивает школьную программу.
Таким образом, отдавая себе отчет в том, что за одним и тем же количественным показателем могут скрываться разные содержательные результаты, мы приобретаем адекватное представление о состоянии учебных действий ребенка. Во-первых, наша готовность, опираясь на полученные содержательные данные, управлять процессом усвоения учеником предметных знаний. Во-вторых, и сам ученик, и его родители, не говоря уже о школе, получают достаточно объективный взгляд на школьные успехи и имеющиеся недоработки и им уже не придется краснеть за результаты ЕГЭ и удивляться, почему последние так расходятся с четвертными отметками. Хотя тогда, по всей видимости, и баллы итоговых испытаний могут оказаться иными — закономерными и вполне предсказуемыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский тренинг "Отметка и оценка". 2 класс.
В данной работе помещены: конспект родительского собрания, презентация и памятки для родителей. Такое собрание необходимо, чтобы родители учились культуре восприятия учебных способностей своего ребёнк...
Родительское собрание "Отметка и оценка в начальной школе"
Это собрание необходимо проводить во 2 классе перед началом выставления детям отметок....
Родительское собрание во 2 классе "Отметка и оценка".
Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого (низкого) авторитета среди сверстников., источником конфликта. Коммуникативный ...
Родительское собрание во 2 классе на тему "Отметка и оценка" ( конспект собрания, презентация, анкеты для родителей)
Цель данного родительского собрания состоит в том, чтобы показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка; формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка....
Отметка и оценка
Данный материал объясняет различие отметки и оценки и был подготовлен для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014 г....
Влияние отметки и оценки на личность учащегося
Влияние отметки и оценки на личность учащегося...
1.Результаты учебно- воспитательного процесса за 1 полугодие. 2.Оценка. Отметка. Критерии оценки .Как к ней относиться?
классный час. Очень интересные анкеты для использования в работе учителя начальных классов....