Программа "Истоки" 2 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)
Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:
* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;
* социокультурным инструментарием;
* активными формами обучения и воспитания;
* действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;
* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;
* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;
* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.
Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.
Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.
Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным.
В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.
Общие цели предмета:
- Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
- Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
- Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
- Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Актуальность
Главная проблема общества: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей развития личности – приобщение к Истокам.Дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка поможет реализация учебно-воспитательного курса «Социокультурные истоки».
Обоснование выбора программы
Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования. Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по курсу «Социокультурные истоки», установленной федеральным образовательным стандартом.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Главной стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важной функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества.«Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Специфика курса «Истоки» направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с многообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времен, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Цель курса «Истоки» – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Наличие стержневой основы учебно-воспитательного курса «Азбука Истоков» позволяет устанавливать глубокие межпредметные связи без специальной переработки других курсов (рисование, труд, окружающий мир и др.). Межпредметные связи способствуют развитию системного мышления и восприятия, активизации творческого потенциала личности, улучшению внимания и памяти. Практическое осуществление межпредметных взаимодействий может быть реализовано на различных уровнях: информационном, ассоциативном или глубинно-семантическом.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
Общая характеристика учебного курса
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной средыи основной деятельности в ней человека.
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Цель:
- системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- приобщение ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление его (мира) истоки посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемые учителем;
- развитие восприятия, мышления, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока: «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
- Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
- Управленческий – развитие управленческих способностей;
- Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Место учебного курса в учебном плане
Во 2 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Основные формы контроля результатов обучения
Компетентностный подход к образованию предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором главной задачей учителя становится педагогическая поддержка ученика: учёт его интересов, поддержка его стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В связи с этим для успешной реализации образовательной программы применяются элементы современных педагогических технологий:
- личностно-ориентированного обучения;
- дифференцированного обучения;
- проблемного обучения;
- развития критического мышления;
- системно - деятельностный подход;
- ИКТ.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, системности, воспитания на социокультурном опыте.
В основе концепции преподавания «Истоков» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.
Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:
- работы в паре;
- работы в тройке;
- работы в четвёрке;
- ресурсные круги.
Главными целями тренинга являются освоение обучающимися социокультурных ценностей и накоплениесоциокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Важным этапом каждого тренинга является рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают характер общения, работу лидера и группы в целом. Проведение социокультурных тренингов позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков обучающихся – самооценку, взаимооценку и экспертную оценку.
Тренинги подразделяются на развивающие и оценивающие. В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды контроля: оценивающие тренинги. Они проводятся с целью определения уровня усвоения содержания материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие ученика можно фиксировать в баллах. Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Оценивание результатов в ходе тренинга осуществляется по 7-балльной шкале. При необходимости набранные баллы могут быть переведены в традиционную 5 – балльную отметку.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Система социокультурных ценностей, заложенная в Истоках:
- Ценности духовного мира: Вера, Надежда, Любовь, Истина
- Ценности нравственности и красоты: почитание родителей, родной очаг, любовь к ближнему, праздник как труд души, терпение, сострадание
- Ценности деятельности: мастерство, труд праведный.
- Ценности социума: семья, род, праведный суд, праведная власть, отеческая забота.
- Ценности природно-культурного пространства: река, лес, нива.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Система заданий, ориентированных на формирование УУД.
Личностные УУД.
- Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.
- Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям.
- Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.
Регулятивные УУД.
- Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов.
- Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
- Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
- Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
- Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке.
- Выполнение активных форм обучения.
- Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы.
- Составление рассказов, сообщений по заданной теме.
- Комментированное чтение статей.
- Поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД.
- Учет позиции собеседника (соседа по парте).
- Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
- Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Содержание курса
34 часа
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание (наименование разделов, тем) | Всего часов |
1 | Родной очаг | 9 ч |
2 | Родные просторы | 9 ч |
3 | Труд земной | 8 ч |
4 | Труд души | 8 ч |
Всего | 34 ч |
Методические пособия
№ | Автор, издание |
1 | А.В. Камкин «Истоки» 2 класс. Учебное пособие |
Информационное обеспечение. | |
ИКТ |
|
Список литературы
- Краткий словарь истоковедения.
- И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).
- И.А.Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).
- И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
- О.А.Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.
- «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.
- А.П.Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11)
- В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12.
- И.А.Кузьмин, О.А.Бандяк, В.Н.Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
- Л.И.Бурова, М.Е.Гриценко, Г.П.Логовеева «Родной край». Книга для младших школьников.
Литература
Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4.
- Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М.
Тематическое планирование учебного курса «Истоки»
2 класс
№ | Тема раздела / Тема урока | Дата | Содержание | Активные формы обучения | |
план | факт | ||||
I. Родной очаг - 9 ч | |||||
| Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | ||
| Семья | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | ||
| Семья (продолжение) | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?» | ||
| Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре. «Родовое дерево» | ||
| Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | ||
| Дом (продолжение) | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» (оценивающий тренинг) | ||
| Деревня | Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | ||
| Город | Город – труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» | ||
| Обобщающий урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | ||
II. Родные просторы – 9 ч | |||||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | ||
11 | Нива и поле (продолжение) | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – Божья ладонь». Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие - мерило человеческих добродетелей. | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | ||
12 | Лес | Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | ||
13 | Море - океан | Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода – Живая вода – Святая вода» | ||
14 | Река - дорога | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река – дорога. | Ресурсный круг «Река» | ||
15 | Река. Море – океан. | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки – Северная святыня. Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение. | Работа в паре «Человек и море» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Как море воспитывает человека?» | ||
16 | Путь - дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | ||
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. Дорога жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | ||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы. Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу. | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий тренинг) | ||
III. Труд земной – 8 ч | |||||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | Работа в паре «Полевые работы» Работа в паре «Пословицы и приметы» | ||
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | Работа в паре «Про кого так говорят?» Ресурсный круг «Кто важнее?» | ||
21 | Ткачихи - рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи – рукодельницы» | ||
22 | Ткачихи - рукодельницы (продолжение) | Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла?» | ||
23 | Мастера - плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | Работа в четверке «Инструменты плотника» Ресурсный круг «Мастера – плотники» | ||
24 | Кузнецы - умельцы | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | Работа в тройке «Подкуем лошадку» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Кузница» | ||
25 | Проект. Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | ||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | Труд земной. Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей. | Работа в четверке «Труд земной и орудия труда» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Ценности труда земного» | ||
IV. Труд души – 9 ч | |||||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | Работа в четверке «Какое бывает слово?» Ресурсный круг «Подари доброе слово» | ||
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | Работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке «Морозко») Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | ||
29 | Песня | «Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | Работа в четверке «Праздничная песня» Ресурсный круг «Душа поет» | ||
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | Работа в четверке «Смысл праздника» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Любимый праздник» | ||
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | ||
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | Ресурсный круг «Икона» Работа в четверке «Иконописный образ» | ||
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | Работа в четверке «Храм души» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Храм души» | ||
34 | Обобщающий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...