Способы поддержания дисциплины на занятиях
материал

Тищенко Татьяна Валериевна

исциплина – это один из основных аспектов учебного процесса, который требует очень много энергии от педагога.

Любой педагог (и молодой, и опытный) сталкивается с проблемой дисциплины на своих занятиях. Причиной плохой дисциплины могут быть много факторов: (время проведения занятия, степень подготовки педагога к занятию, его организация, возраст учащихся, поведение самого педагога во время занятия и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_podderzhaniya_distsipliny_na_uchebnom_zanyatii.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

               Способы поддержания дисциплины на учебном занятии.

Дисциплина – это один из основных аспектов учебного процесса, который требует очень много энергии от педагога.

Любой педагог (и молодой, и опытный) сталкивается  с проблемой дисциплины на своих занятиях.  Причиной плохой дисциплины могут быть много факторов: (время проведения занятия, степень подготовки педагога к занятию, его организация, возраст учащихся, поведение самого педагога во время занятия и т.д.).

Так как я  работаю в системе дополнительного образования, то в основном все занятия проходят во второй половине дня. А это значит, что мои учащиеся приходят ко мне на занятие уже после учебного дня в школе, где у них бывает  5-7 уроков. И этот фактор нужно обязательно учитывать при подготовке и организации  занятия. Иногда они приходят уставшие или слишком перевозбужденные и бывает сложно удержать их внимание на теме занятия, особенно когда это касается изучения сложных тем. Поэтому при подготовке занятия я стараюсь поменьше времени уделять сложной теории и перехожу к практике, к выполнению заданий.

В целях сохранения внимания, особенно у младших школьников, у которых оно неустойчиво,  часто меняю виды деятельности, применяю разнообразные формы и методы работы и чередую устную речь, чтение, письмо. Также важно помнить, что  разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности и это нужно учитывать при планировании своей работы.

Стараюсь на своих занятиях быть не докладчиком информации, а собеседником в диалоге. Общаюсь с группой в процессе занятия, задаю им вопросы и отвечаю на их вопросы. Это привлекает  внимание отдельных, самых слабо мотивированных учащихся.

  Время занятия следует использовать полностью и не терять ни одной минуты. Обычно шум в классе начинается тогда, когда учащиеся не заняты. Поэтому к занятиям готовлюсь  заранее, продумываю задания так, чтобы ученики были заняты делом в течение всего времени занятий. Планирую свою  работу и следую разработанному плану. Чем тщательнее будет подготовлено занятие, тем будет меньше проблем с налаживанием дисциплины.

Дисциплина на занятии зависит также от заинтересованности  учащихся. Для того чтобы   сделать занятие  интересным,  привлекаю дополнительный, актуальный материал. Использование современных технологий (интернет, компьютерные и мультимедийные технологии) также помогает мне поддерживать дисциплину во время занятий. Благодаря им,  занятия становятся яркими, наглядными и запоминающимися. А если занятие интересно и увлекательно, то в классе стоит идеальная тишина.

Иногда   отсутствие дисциплины может говорить о том, что дети просто устали сидеть на одном месте в одной позе. Тогда я провожу физкультминутки и динамические паузы. Несколько  минут физической зарядки вполне хватает, чтобы остальное время прошло в тишине и спокойствии.

 

Также дисциплина во многом зависит от модели поведения самого педагога.  Педагог должен быть авторитетом для учащихся и занимать твердую, уверенную  позицию «Я - учитель, ты - ученик». Фамильярность  и панибратство воспитывают неуважение. Дети должны понимать, что учитель – это, прежде всего,  руководитель.  Нужно и важно держать  детей на расстоянии. Это нисколько не мешает вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.

Педагогу следует установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как готовиться к занятию, как сидеть, отвечать на вопросы и прочее. Учащийся должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил.

Педагог должен быть  примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его. Поэтому от педагога требуется собранность, уверенность и решительность, быть последовательным и логичным в своих действиях,  четко давать инструкции, иметь все необходимые материалы для занятия под рукой.

Хорошая дисциплина на занятии часто является следствием хороших взаимоотношений между педагогом и детьми, поэтому важно относиться к учащимся тактично, уважать их достоинство, общаться с ними вежливо, и они, в свою очередь, не позволят себе бестактного поведения.

 Дисциплина – это важная составляющая процесса обучения и воспитания. Дисциплина во время занятия очень важна, так как без нее невозможно сделать процесс обучения  качественным, а труд педагога  имеющим смысл.

 

4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагога с социальной и психологической службой по поддержанию дисциплины

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?         Классный руководитель является связующим звен...

Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на пер...

Педагогические средства и способы формирования УУД в рамках реализации учебных дисциплин на 1 ступени обучения

        Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин м...

Способы поддержания и повышения мотивации изучения английского языка на уроках.

Моя статья - это попытка структурировать материал по данной теме....

Советы начинающему учителю для поддержания дисциплины в классе

Предлагается восемь конкретных советов учителю для того, чтобы удержать произвольное внимание обучающихся начальной школы, научиться корректно делать замечания ребёнку, нарушающему дисциплину во время...