Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим
план-конспект урока (2 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

 Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ; вызвать интерес и уважение к великому прошлому русского народа.

 Продолжить знакомить обучающихся с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем.

Развивать грамотную речь обучающихся, расширить кругозор, развивать интерес к русскому языку, русскому народному творчеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим»

Цель:

  • Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к русским традициям, гордость за свой великий русский народ; вызвать интерес и уважение к великому прошлому русского народа.
  • Образовательная:  продолжить знакомить обучающихся с жизнью русских крестьян, их трудом, жилищем.
  • Развивающая: развивать грамотную речь обучающихся, расширить кругозор, развивать интерес к русскому языку, русскому народному творчеству.

Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка (пение птиц, колокольный звон).

  1. Россия, Россия, края дорогие, 
    Здесь издавна русские люди живут.
    Они прославляют просторы родные, 
    Раздольные русские песни поют. 
  1. О русский мой народ-
    Поток спокойной силы,
    Трудом добытый хлеб и золотые нивы.
    Веселье от души и общие печали,
    Народ – как первый гром, что сотрясает дали.

Доверчив он и строг, мудрее год от года.

Нет выше доли быть, Частицею народа!

 

  1. Душа народа, жизнь и быт, его культура и обряды.
    Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.
    В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,
    Все это отголоском отзовется и близким станет и родным

 

  1. Жива традиция, жива-
    От поколенья старшего
    Важны обряды и слова
    Из прошлого из нашего.
  1. Чем дальше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим.
    И в прошлом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим.

Муз. заставка


Учитель 1:  Мы  спешим  сказать вам - здравствуйте!

 Чтоб пожелать здоровья доброго.

 Мы  спешим  сказать вам - благости!

 Чтоб пожелать вам счастья нового.

Сегодня мы предлагаем вам отправиться в удивительный мир русской народной культуры.

Учитель 2:  Без памяти нет традиций.
Без традиций нет культуры.
Без культуры нет воспитания.
Без воспитания нет духовности.
Без духовности нет личности.
Без личности нет народа как  исторической общности

Академик РАО Г. Н. Волков

Духовно-нравственное воспитание не возможно без знания и уважения обычаев и традиций своего народа, своей истории и культуры.  Потому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе мы будем  к общечеловеческому. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа.  Без прошлого нет будущего

В зале гаснет свет. Открываются двери музея. Выходят хозяйка и хозяин.

Поют песню.

Рады мы вас видеть,
Дорогие наши,
Русское спасибо
Мы от сердца скажем.

Кланяемся низко,
от души вас просим.
Как велит обычай

Хлеб и соль подносим!

Хозяин:  Гости званные, желанные,
Добры молодцы, красны девицы,
Судари и сударыни,
Милости просим всех проследовать в избу русскую.
 

Учитель:  русская изба – это загадочный, сказочный мир, с нашей точки зрения; давайте зайдем в избу и увидим, как она устроена.

Муз.заставка.  Гости заходят в музей.

Хозяйка:  Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Учитель: гостю-то известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: Мы рады гостям, как добрым вестям! Милости просим, будьте как дома, знакомьтесь со всем, что ещё не знакомо.

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”.  Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”.

Учитель: как вы думаете, а для чего нужны музеи и зачем мы пришли  в музей?

- Здесь живая история.

- Все, что здесь находится, сделано руками наших предков, во всем – душа людей.

- Многие предметы мы не увидим в современном мире, они исчезают.

Наша музейная комната была создана более 12 лет назад. Идея о создании комнаты возникла у директора школы В.С.Лавровой. Материалы, экспонаты собирали в течение нескольких лет. В 2008 году музейная комната получила статус музея «Русская изба первой половины XX века».

Дом на Руси назывался изба. Изба, в которой вы находитесь, имеет двухкамерное строение. Холодную часть называли клеть или сени.  В них хранили бочки с соленьями, коромысла с ведрами, одежду. Здесь же на столах находились сельница, бочки для кваса, на стенах висели пучки трав, мочало. Теплая часть избы была жилой, состояла из одной большой комнаты.

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» (печь).

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(низко кланяются печке.)

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Печь занимала почти ¼ часть крестьянской  избы. Ее обычно ставили в углу справа от входа. Она служила источником тепла и света. Использовалась  для приготовления пищи. В топке разводился огонь. Перед топкой находился шесток, где стояла хозяйственная утварь. В чугунах готовили еду.  У печи стояли кочерга, ухват, деревянная лопатка. Рядом самовар с трубой. На печи всегда лежал лучник и лучина.

Печь редко ставили вплотную к стене. Небольшое пространство между стеной и печью называли запечье. Здесь находился рукомойник, под ним ставили лохань, а на кованом гвозде висело полотенце или рукотёрник.

 Угол перед печью называли  кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. Здесь хозяйка готовила пищу, ткала, пряла. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: корневатки, горшки, чашки, туеса, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

На женской половине стоял ткацкий станок, на котором ткали половики. Это делали зимой, когда заканчивались полевые работы. Рядом со станком стояли тюрики, на них наматывали нити и сидели ткачихи.

Почетное место в избе – красный угол.

Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!

Красный угол находился по диагонали от печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой. В нашем музее представлен киот (иконостас) конца 18 века.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Свадебный обряд совершался в красном углу, из красного угла отчего дома  невесту увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно несли в дом и устанавливали в красный угол.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. В красный угол сажали самых дорогих гостей.  Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Между окнами висели зеркала, украшенные вышитыми полотенцами. Здесь же стояли сундуки. Все вещи хранились в сундуках. Считалось, чем больше сундуков в доме, тем зажиточнее хозяева. Большие сундуки использовали вместо кровати. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка – крестьянская детская колыбель. Делалась из луба и привязывалась к оцепу и «зыбилась». Отсюда и название. Здесь же представлены куклы – обережки. Кукла была любимой игрушкой детей русской деревни. Лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла – вещь неживая и в нее не могут вселиться злые духи.

Детей с детских лет приучали к домашнему хозяйству. Старшие в семье дети всегда присматривали за малышами.  Девочки с измальства пряли, ткали, вышивали себе одежду. Мальчики помогали отцам.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки.  Здесь же хозяин занимался ремонтом конной упряжи. Мужской угол или «конник» - у входа. На крестьянском дворе занимались и ремёслами. Крестьянин считался мастером на все руки. Из бересты делали бураки, туески. Изготовлял из дерева мебель, выстругивал посуду и домашнюю утварь. А искусство плетения крестьяне осваивали в совершенстве. Мужчины плели корзины, лукошки, короба, лапти.  

Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.

Мастер – класс

В старину по осени крестьянские хлопотливые люди вдобавок к привычным заботам начинали-заводили всякие рукодельные работы. Женщины пряли да ткали, шили да вышивали, конечно, дом вели, скотинку обихаживали, детишек пестовали.

Мужчины занимались обувью, упряжью лошадиной, инструментами для всех домашних и полевых работ, плотничали, посуду глиняную да деревянную изготавливали, дрова запасали, охотились да рыбачили. В общем, мастера были в каждом доме.

Девушки-рукодельницы куклу особую делали. Звали куклу в честь любимой святой всех рукодельниц — Параскевой. Эта кукла покровительница женских ремесел.  Её делали ко дню 10 ноября.  Параскева – Пятница считалась заступницей женской доли. В этот день женщины приводили болезненных детей к родникам и умывали их водой, чтобы они были здоровы. Девушки обращались к ней с молитвами, чтобы послала счастья и удачной жизни.  Не случайно Параскева сделана из нитей, она словно плетет нить судьбы. Поправляешь ей наряд и словно ниточку за ниточкой правишь свою судьбу. В основе куклы - крестик из ленточки. Завязывали ленту с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

На Руси люди не только трудились, но и умели отдыхать. Вечером после трудового дня собирались крестьяне на посиделки.

Русская ложка-чудо из чудес! 
Подарил нам это чудо русский лес. 
Заиграйте, чудо ложки 
Расписные, русские!

Танец «Кадриль». Исполнение песни, игра на ложках.

Вечер в тихой рощице, в лад гармонь умелая,
Голоса задорные слышатся вокруг,

Паренька красивого, робкого, несмелого,

Девушки-красавицы приглашают в круг!

Завлекли залетного, улыбнулись ласково,

Отмахнулись весело от людских забот,
Хлопнули ладошками и волшебной сказкою
Закружился кружевом русский хоровод!

На Руси крестьяне играли в игру «Карусель»  Встав в хоровод, девушки и юноши выбирали для себя красивую ленточку, говоря о своих чувствах. Давайте, друзья встанем в хоровод

Муз. заставка «Хоровод»

Рефлексия.

Посидели, повеселились. Пора и честь знать.

Спасибо хозяюшки за угощенье знатное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый год в прошлом и настоящем

История новогоднего праздника, новогодние традиции в разных странах мира ....

Урок русского языка №66. 3 класс УМК «Гармония» Тема : Из прошлого –в настоящее. Тип урока :изучение нового материала

Задачи урока:1.Предметные: наблюдать за изменением личных окончаний  у глаголов настоящего времени,закреплять представление о временах глагола;обогащать словарный запас языка....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».

Знакомство детей с традициями народных и православных праздников....

Большая психологическая игра "К новым берегам"

Большая психологическая игра направлена создана в рамках программы преемственности между начальным и средним звеном. В конце 4 класса ребята подводят итоги 4 лет, проведенных в начальной школе. Они со...