Выступление на педагогическом совете на тему: "Воспитательный потенциал уроков литературного чтения"
методическая разработка
Цель - выявление воспитательного потенциала уроков литературного чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Воспитательный потенциал уроков литературного чтения»
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.»
Е. Ильин
Главная задача педагога, осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения.
Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем урок по любой дисциплине должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным потенциалом.
Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность».
Таким образом, урок литературного чтения выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.
Вероятность достижения воспитательных задач при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».
С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах.
С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя. Чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам.
Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках.
Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Интересный вид работы-сбор пословиц и поговорок о добре и зле, о дружбе, вежливости. Учащиеся сами подбирали эти пословицы дома. На уроке мы их разбирали, объясняли, как они их понимают и проводили аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценивали свое поведение. Всегда ли они поступают правильно.
Очень важным является воспитание детей, через искусство, через литературу. Если ребенок видит, замечает, понимает прекрасное он будет вести себя иначе. Например, стихи Пушкина, Тютчева, Никитина, Фета и других поэтов-классиков позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание, свежесть летнего утра, ощутить резкое дыхание метели.
Изучение стихотворений в школе составляет основную часть воспитательного процесса. Ведь это тот род литературы, который формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Тексты, выученные в начальной школе, он помнит прекрасно. И зимнее утро, и зимний вечер, и зимняя дорога, и речка, одетая льдом, все живет в душе.
Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."
Выступление на педагогическом совете на тему: «Если пропустил урок …» - сетевой проект по подготовке домашних заданий."...
Выступление на педагогическом совете "Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе".
Выступление на педагогическом совете " Применение инновационных технологий на уроках английского языка в начальной школе"....
Выступление на МО "Рейтинговая система оценки учащихся на уроках литературного чтения"
Выступление на МО "Рейтинговая система оценки учащихся на уроках литературного чтения"...
Выступление на тему: Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.
Презентация к выступлению...
Воспитательный потенциал урока литературного чтения в начальной школе
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ....
Выступление на педагогическом совете " Использование воспитательных возможностей содержания урока"
Выступление на педагогическом совете....