РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Умники и умницы» общеинтеллектуальное направление
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Умники и умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_umniki_i_umnitsy_1_a_klass.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Зам. директора ГБОУ средней школы № 233 ______________________ (Кураш Т.Н.) | на заседании Педагогического совета протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ средней школы № 233 _____________________ приказ № ______ от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Умники и умницы»
общеинтеллектуальное направление
для 1 «А» класса
Срок реализации рабочей программы 2020 / 2021 учебный год
ФИО учителя: Николаева Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2020 год
- Пояснительная записка
Цель реализации программы - развитие мотивации личности к познанию через систему интеллектуально-развивающих занятий. Для достижения указанной цели в процессе реализации программы, решаются следующие задачи:
Образовательные:
- формирование познавательных процессов, логики, увеличение объёма внимания;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
- формирование образного и вариативного мышления;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
- развивать речь;
- развивать различные виды памяти, внимания, воображения;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- развивать двигательную сферу;
- развивать сенсорную сферу.
Воспитательные:
- воспитывать систему нравственных межличностных отношений;
- воспитывать коллектив единомышленников.
- Реализация данной программы осуществляется в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализуется через образовательные платформы Учи.ру, Якласси др. и на платформе для проведения онлайн видео-конференций
Содержание
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности и форм их учета
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-читать и пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Форма учёта: создание книги «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»
- Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретических | Форма занятия | Практических | Форма занятия | ||
1 | Математические игры (ребусы, лабиринты),тренировка внимания | 1 | Круглый стол | 3 | Поисковые и научные исследования |
2 | Мнемотехника | 1 | Круглый стол | 3 | Поисковые и научные исследования |
3 | ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) | 1 | Круглый стол | 3 | Конференция |
4 | Затейные математические задачи | 1 | Круглый стол | 1 | Соревнование |
5 | Математические игры (логические кубики, математическое лото, головоломки) | 0 | 2 | Поисковые и научные исследования | |
6 | Решение игровых задач («Час весёлой математики») | 0 | 1 | Соревнование | |
7 | Комбинаторика в играх | 1 | Круглый стол | 1 | Соревнование |
8 | Логические задачи (продолжение логических цепочек). | 0 | 1 | Конференция | |
9 | Игры на развитие зрительной памяти | 1 | Конференция | 1 | Соревнование |
10 | Изготовление из пластилина шара и изделий, имеющих форму шара | 1 | Круглый стол | 1 | Соревнование |
11 | Ребусы и загадки, конкурсы на нахождение осевой симметрии в природе | 1 | Круглый стол | 1 | Соревнование |
12 | Танграмы | 1 | Круглый стол | 1 | |
13 | Игры и задания, развивающие наблюдательность, внимание | 1 | Круглый стол | 3 | Соревнование |
14 | Математический праздник «Самый умный» | 0 | 1 | Соревнование | |
ИТОГО | 10 ч | 23 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
Рабочая программаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа для 2 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы...