4 ноября-День народного единства
план-конспект

Валерия Сергеевна Мельникова

конспект занятия ко Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_narodnogo_edinstva.docx22.57 КБ
Файл 4_noyabrya.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 29.10.2020

Тема: 4 ноября-День народного единства

Цель:

Задачи:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Планируемые результаты

Личностные: формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность; эмоционально- положительное восприятие учения; объективная оценка результатов деятельности

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, правильно оформлять свою речь при высказывании, участвовать в диалоге; формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его

Регулятивные: сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников

Познавательные: воспринимать и преобразовывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы

Оборудование: презентация, видео, раздаточный материал

Ход занятия

I.Организационное начало урока

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вводная часть

РОССИЯ (1 слайд)

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение?

(о родине)

Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Учитель: Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.(2 слайд)

III. Основная часть

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

(о дне народного единства)

Учитель: 4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-

День народного единства. (3 слайд)

Учитель:Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

(ответ)

Учитель: Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.)

Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

(4 слайд)

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

(5 слайд)

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

(слайд 6)

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

(слайд 7)

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

(слайд 8)

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

(слайд 9)

Физминутка (слайд 10)

Учитель: ребята, у вас на столах лежат вырезанные ладошки, давайте напишем на них пожелания, которые вы хотите и прикрепим их на доску. Ведь ладошка и рукопожатие- это и есть символы единства

IV. Заключительная часть

Учитель:

Учитель: Какая беда обрушилась в те года на Русь?

Учитель: Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?

Учитель: Кто возглавил русское войско?

Учитель: Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Учитель: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

Учитель: Каким вам представился образ Кузьмы Минина?

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа?

(Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.)

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
(слайд 11)

Учитель: Всем спасибо за внимание, все сегодня хорошо работали, вы большие молодцы! До свидания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский

Слайд 7

Почти целый год собирали силы русские люди, и, наконец, в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского подступило к Москве.

Слайд 8

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – русские герои Памятник Минину и Пожарскому Установлен на Красной площади. На нём надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия 1818»

Слайд 9

Орден Минина и Пожарского был учрежден в 2003 году Фондом содействия инициативам по укреплению государства имени Минина и Пожарского , и вручается за большой вклад в дела Российской Федерации.

Слайд 10

День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября-день народного единства

Презентация для учащихся начальной школы посвящённая празднику 4 ноября-день народного единства....

4 ноября - день народного единства и примирения

Углубить знания детей , воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к единению...

презентация "4 ноября - День народного единства"

Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе или во внеклассной работе...

Классный час "4 ноября - день народного единства"

Этот классный час, посвященный Дню народного единства и освободителям нашей земли от иноземных захватчиков Минину и Пожарскому, с презентацией может облегчить подготовку учителя к соответствующему уро...

Классный час на тему:"4 ноября- День народного единства и примирения"

Классный час на тему:" 4 ноября- День народного единства и примирения".Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усил...

Внеклассное мероприятие к празднику "4 ноября-День народного единства"

Порой очень трудно найти сценарий. Данный материал может пригодится как учителям, так и воспитателям детских садов. В сценарии содержится подборка стихотворений. Презентацию и музыкальные номера...