4 ноября - день народного единства и примирения
классный час (3 класс) по теме

Носова Татьяна Александровна

Углубить знания детей , воспитывать в детях чувство патриотизма, стремление к единению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_3_klasse.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе

Тема: «4 ноября – День народного единства и примирения».

Провела учитель начальных классов Носова Т.А.

Цел:Углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Учебные материалы: Картина «Московский Кремль ХVI–ХVII веков»; фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты; картина К. Маковского «Минин на нижегородской площади»,  иллюстрации; записи на доске;

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Начинаем классный час, посвященный Дню единства и примирения. Проведем его в форме устного журнала.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

 Широко ты, Русь, по лицу земли

 В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

 Старины святой, громких подвигов?

 Уж и есть за что, Русь могучая,

 Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

 За тебя в нужде сложить голову!

У.  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину. )

– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? Выслушиваются ответы детей. – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? ( Наверное, нет).

У.  К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид. (Учитель показывает картину «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».)

У.  Знаете ли вы, из кого состояло население России? Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

На доске: Задание №1

Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, представители духовенства, ремесленники, крестьяне, стрельцы, рабовладельцы...

Д.  Лишнее слово – рабовладельцы, так как они жили раньше, при рабовладельческом строе, а на Руси не было рабовладения.

У.  1610–1613-й – годы междуцарствия, безвременья, лихолетья, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.

 Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.

 Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

У. Учитель показывает фотографию памятника Минину и Пожарскому. Знаете ли вы, кому этот памятник?

– Этот памятник стоит в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям? Ваше представление о них будет более полным после прослушивания отрывка из пьесы (по А.Н. Островскому).

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Маковского «Минин на нижегородской площади». Как вы думаете, что здесь произошло?

У. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

У. Каким вам представился Кузьма Минин? Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо.

Задание №2

 Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова: спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей

– Каким воином, по-вашему, будет Кузьма? Текст напечатан на карточках:

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

 Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

 В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

Задание №3 Найдите лишнее оружие, которым ополченцы не могли пользоваться. Почему?

 рисунки: ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, палица, винтовка.

Д. Палица – более раннее оружие, винтовка – более позднее.

Учитель показывает портреты Минина и Пожарского.

У. Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

 Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.

 Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

У. Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!

 Главное – дружно!

 Главное – с сердцем горящим в груди!

 Нам равнодушных в жизни не нужно!

 Злобу, обиду из школы гони!

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Князья

бояре

купцы

воевода

мещане

представители духовенства

ремесленники

крестьяне

рабовладельцы

ружье

сабля

шестопер

 кистень

 боевой топор

 палица

 винтовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему:"4 ноября- День народного единства и примирения"

Классный час на тему:" 4 ноября- День народного единства и примирения".Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усил...

Классный час "4 ноября - День народного единства и примирения"

Классный час проводится с учащимися 1 -го класса...

Классный час: «4 ноября – День народного единства и примирения »

4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства.     Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиг...

Классный час "День народного единства и примирения"

Классный час "День народного единства и примирения"  для учащихся 3 класса, форма: устный журнал...

День народного единства и примирения

laquo;4ноября – День народного единства»ЦЕЛИ:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;воспитывать чувство гордости и у...

Урок мужества «4 ноября – День народного единства и примирения»

Цель мероприятия:развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства;формиров...

Классный час на тему: "4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА И ПРИМИРЕНИЯ"

Цель : углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотич...