Родительское собрание "Трудности и возможности первоклассников"
материал (1 класс)
Родительское собрание на тему "Трудности и возможности в первом классе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_trudnosti_i_vozmozhnosti.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудности и возможности 7-8 летнего ребёнка»
Дата проведения: конец II учебной четверти.
Форма проведения: конференция.
Продолжительность: 1,5 часа.
Цель: информировать родителей учащихся об индивидуальных и возрастных особенностях детей 7-летнего возраста.
Задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями детей 7-8 лет, с индивидуальными особенностями учащихся класса; формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
. Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями. Исследования показывают, что маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учителя, их привлекают серьезные занятия, хотя пока отметку они воспринимают как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно делать.
При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределенность, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряженность. Младший школьник стремится к положительным взаимоотношениям со взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция - чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться.
Возраст 7-8 лет является благоприятным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению, стоит только взрослому убедиться, что ребенку понятен их смысл. Эксперименты показали, что если требование воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки на основе этого требования произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще.
Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне.
Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые.
В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.
Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, прочитать текст. Если же ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы. Капризы - это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения. Некоторые капризы в дальнейшем подростковом возрасте могут проявиться в асоциальном поведении.
Таким образом, обратившись к теме родительского собрания, можно сделать следующие выводы с практическими рекомендациями родителям.
Трудности детей 7-8-летнего возраста:
1. Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряженности, неврозов взрослому необходимо спокойно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечет стабилизацию физического самочувствия ребенка.
2. Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребенка, стремиться всегда прийти на помощь.
3. Возникновение безудержных капризов. Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.
Возможности детей 7-8-летнего возраста:
1. Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
2. Возраст 7-8 лет ребенка благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
3. Ребенок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
4. Ребенок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.
Таковы общие возрастные особенности детей 7-8 лет. Но каждый ребенок индивидуален, и индивидуальные особенности детей проявляются по-разному в одном и том же возрасте.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
Приложение 2
«Кодирование» (задание из теста Векслера)
«Кодирование» - это проба на определение скорости и легкости формирования у ребенка обучаемости.
Ребенку предлагается бланк с пятью рядами простых фигур (всего 50) и пятью фигурами-эталонами (см. рисунок). Нужно заполнить пустые фигуры в бланке такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Пять фигур в начале образца отводятся для тренировки. Следует начать и закончить работу по сигналу взрослого, заполнять все фигуры последовательно, одну за другой, и работать как можно быстрее. В конце подсчитывается число правильно заполненных фигур.
Норма для детей 7 лет - 32-39 фигур, 46-47 фигур - хороший результат, 49 - наилучший результат.
Приложение 3
Способность распределения внимания
(вариант методики Бурдона)
В процессе любой учебной деятельности, особенно во время работы в классе, ученику нужно уметь выполнять одновременно несколько требований. Способность ребенка распределять свое внимание одновременно на несколько предметов и в течение длительного времени удерживать их, контролировать свою работу - залог его школьных успехов.
Проверить уровень развития этой способности у ребенка можно, используя обыкновенный текст из газеты, книги, журнала, вычеркивая в нем 3 разные буквы в течение 5 минут. Так, одну из предложенных букв ребенок вычеркивает поперечной чертой (к), вторую букву - вертикальной чертой (а), а третью - крестиком (с).
Приложение 4
Тест «Запоминание
Ребенку предлагается запомнить ряд случайных цифр, начиная с трех:
813 3126 52 169 631 925
645 7482 38 471 936 472
Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.
Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок 7 лет, - 5-6 цифр (норма).
Наиболее важным для оценки уровня развития памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Качество запоминания отличается у детей. Они пассивно, механически стараются запомнить и воспроизвести материал.
Если ребенок применяет какие-либо особые приемы, стараясь лучше запомнить увиденное и услышанное, то это говорит о хорошем развитии его интеллектуальных функций и благоприятно сказывается на результатах запоминания. Такие дети без особой подготовки способны использовать такие механические приемы: проговаривание вслух, повторение, запоминание последовательности, объединение одной общей темой, группировка.
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Чтобы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:
Для вас небольшая памятка от ребенка (Приложение 2):
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас в группах подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие. Запишите ваши совместные предложения в середине цветка. (Родители заполняют цветок.)
V. Подведение итогов родительского собрания
Решение собрания может быть принято в произвольной форме, зависящей от специфики коллектива родителей и детей, и включать такие пункты:
1. Предложить школьному психологу продолжить исследование поведения детей по указанным тестам и рассказать о своих наблюдениях в конце учебного года.
2. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом школы по желанию.
3. Провести день открытых дверей с посещением родителями основных учебных занятий для подтверждения успешности адаптации детей к новым школьным условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первое родительское собрание для родителей первоклассников
На самом первом собрании я знакомлюсь с родителями. Расскзываю им о системе обучения Л.В. Занкова и почему мы её выбрали. Знакомлю с дидактическими принципами системы....
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»
Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...
Сценарий родительского собрания "Ваш ребенок - первоклассник "
Сценарий собрания для родителей первоклассников....
родительское собрание "Ваш ребенок первоклассник!"
Данное родительское собрание поможет родителям первоклассников достойно отнестись к проблеме адаптации ребенка к школе....
Методика проведения экспресс-диагностики адаптивных возможностей первоклассников
Предлагаемая методика изучения адаптационных возможностей позволяет определить степень поддержки, необходимой учащимся при адаптации в первом классе и является удобной опорой для согласования де...
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...
Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"
Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"...