Казачьи посиделки « Эх, донские казаки»
план-конспект занятия (2, 3 класс)
Внеклассное мероприятие - Казачьи посиделки « Эх, донские казаки»
Цель: формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.
Задачи: пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачьи посиделки « Эх, донские казаки»
Цель: формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.
Задачи: пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества.
Сцена оформлена в виде казачьего куреня.
Казачка. Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости!
Старые да молодые, весёлые да удалые.
Казачонок. А собрались мы с вами на казачьи посиделки «Эх, донские казаки».
Казачка. И собрались мы позабавиться: будем играть, шутить, да
казаков наших прославлять. А песня родится там, где много солнца, света,
радости.
Такова наша донская земля.
Под песню «Ой, при лужку» в зал въезжают на конях казачата.
1ребенок. Не за морем – океаном
Не за островом Буяном.
А на седьмой излучине
Батюшки Дона
Встречаем гостей
Будьте как дома.
2 ребенок. Здравствуйте, гости дорогие
Посидите, отдохните,
А мы вам песни пропоем, пропляшем
О Доне – батюшке, казачестве расскажем.
3 ребенок: Откуда Дон берет начало,
Где скрыта быстрая река
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края.
4 ребенок: Под незнакомою березкой
Начало Дон свое берет
Из-под травы земли московской
С Ивана- озера течет.
5 ребенок: Играют травы разноцветьем
И отражаются в Дону
С сердечным утренним приветом
Тропинкой по полю иду.
6 ребенок: А справа высится пшеница
Качая колос налитой
Ну как тут можно не влюбиться
В чудесный этот край родной.
7 ребёнок. Мой милый край, ты сердцу дорог
Я с детских лет в тебя влюблён
В степную ширь донских просторов,
И в каждый куст и в каждый клён.
8 ребёнок. Широко раскинулся
Дон наш батюшка-река!
Ты глубок, могуч
И красуешься уж долгие века!
9 ребёнок. Дон, Дон любимый,
Дон наш батюшка.
Ты для нас всегда красивый,
Как и Волга-матушка.
1 ребенок. Тетушка Аксинья, пришли к тебе на посиделки
парубки да девки.
2 ребенок. Попеть, повеселиться,
да уму-разуму научиться.
3 ребенок. Добрая беседа всегда найдет соседа.
4 ребенок. Беседа без спорного слова,
что тесто без дрожжей.
5 ребенок. Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Аксинья. Поведем мы беседу на очень интересную тему, о
Донском казачестве, его обычаях и традициях, песнях и
поговорках. То, что вы сегодня услышите не дань моде,
а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения
славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.
- Ребята, а что означает слово казак?
(Слайд 3)
1. Слово казак в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
2.Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.
Аксинья. На Дону селились люди не только с Руси, но и
других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев,
белорусов, поляков и греков, персов, татар,
грузин, калмыков и осетин. Однако русских все же было больше,
поэтому и все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон,
считали себя людьми русскими и защитниками Руси.
Выступая в поход казаки брали с собой флаг.
- Ребята, а вы знаете какой был флаг у казаков?
( Слайд 4)
Флаг Всевеликого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу.
- Он состоит из трех продольных полос синего, желтого и красного цветов.
- Три народности живут издревле на донской земле и составляют коренных граждан донской области.
- Это донские казаки, калмыки и русские крестьяне.
Национальными цветами их были:
- У донских казаков – синий, символ реки Дон.
- У калмыков – желтый, символ степи
- У русских алый.
Сегодня это флаг Ростовской области.
(Слайд 5-7)
Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут здесь люди вольные, братцы донские казаки.
Аксинья. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
Дети:
1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит, вырастет сильным и смелым казаком.
5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
8. Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.
Аксинья. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской
половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Дети. Казак должен быть ловким, смелым, храбрым и гордым.
Аксинья. Казачата, выходите свою ловкость покажите.
Игра «Ловкие казаки»
Две команды: папаха, жилетка, сабля, конь. Кто быстрее оденется. Эстафета.
Аксинья. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет тебе и род твой будет долог»
И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».
Аксинья. Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?
Дети:
- Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
- В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
- Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
- Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
- Это умела каждая хозяйка.
Аксинья. Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники.
Дети:
- Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бантик.
- Платочек – в церковь ходить.
- Все праздники сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Аксинья. Ну, казачки выходите, хоровод свой заведите.
Исполняют хоровод «На горе, то калина»
(Слайд8)
-Самым верным другом казака во всех его походах был его конь. Любил и берёг казак коня своего вороного, строевого, друга верного боевого. Существует очень много пословиц, подтверждающих это.
(Слайд 9)
«Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»
«Казак без коня, что солдат без ружья»
«Казак без коня – как соловей без песни»
«Без коня казак кругом сирота»
«Казак с пелёнок на лошади»
«Казаку конь себя дороже»
«Казак сам не поест, а коня накормит»
«Казак с конём и ночью и днём»
Аксинья. Казачата, выходите
Свою ловкость покажите.
Игра «Кто быстрее сядет на коня? »
Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.
Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.
(Слайд 10)
Аксинья. Много у казаков было суеверий и поверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых.
Дети:
- Веником не надо бить, больному быть.
- Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
- В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Аксинья. Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:
«Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
А пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками, и были у казаков на все случаи жизни.
- Свою удаль покажите и пословицы скажите.
Игра «Скажи пословицу»
- Казак в труде, как в бою
славит родину свою.
- Донская земля дармоедов не кормит.
- Кто пули боится, тот в казаки не годится.
- Казачьему роду нет перевода.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- Казак с конём и ночью и днём.
- Степь да воля – казачья доля.
- Казак донской – рубака лихой.
- Казак в пути не скучает, он песни играет.
- Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать.
Аксинья:
Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или как говорят позубоскалить казак всегда был рад.
Казак: Ноне бывал на майдане да слыхал там сказочку новую. А сказитель ох и начудил всех!
Все: Как это?
Казак: А вот как.
Жил был царь, у царя двор, на дворе кол,
На колу мочало,
А не начать ли сказку сначала?
Все: Начни!
Казак: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол,
На колу мочало,
А не начать ли сказку сначала?
Казак: А я знаю другую сказку.
Казачок: Какую?
Казак: Мы с тобой шли?
Казачок: Шли.
Казак: Кожух нашли?
Казачок: Нашли.
Казак: Я тебе его дал?
Казачок: Дал.
Казак: Ты его взял?
Казачок: Взял.
Казак: Где же он?
Казачок: Что?
Казак: Да кожух.
Казачок: Какой?
Аксинья. А какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить?
Вечерять - ужинать
Цибарка - ведро
Завеска - фартук
Курень - дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух
Аксинья. Эй, казачата выходите, да потешки говорите.
1 казачок. Мы казачата удалые.
Мы казачата озорные.
2 казачок. Сядем у плетня, да потешим народ.
Потешки
- Щука плавает в дону
Спит на яблоне в саду.
Шерсть смотали мы в клубок
Выйдет шёлковый платок.
- Закудахтал пёс барбос
В конуре яичко снёс.
В марте стаял снег и лёд.
Это к нам зима идёт.
- Из – за дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке, дети на телятках,
Внуки на козлятах.
- Как у дона у реки
Ловят рыбу казаки.
Малец Андрей
Поймал трёх окуней.
А батяня корней
Четырёх карасей.
А дед Гаврил
Двух сомов подловил.
- Возвернулся селезень-
На замок закрыт курень.
Пришёл Петя кочеток
И ключом открыл замок.
- Скок-поскок,
Молодой кочеток
По водичку пошёл
Молодичку нашёл
Молодичка невеличка,
сама с вершок
Голова с горшок.
7 .Ой ты, совушка сова.
Большая голова!
На плетню сидела,
Головой вертела.
На стороны глядела.
Аксинья. У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Ребенок: (считалка) Шишел - вышел, вон пошел
На казачий двор зашел
Любушку себе нашел.
Игра «Заря – заряница»
Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют.
Заря-заряница,
Казачка – девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, вдвоём они бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Аксинья. Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим,
Загадаем вам казачьи загадки,
Кто смышленей поглядим.
(Слайд 11-16)
Загадки.
- Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы.
( Казаки )
- Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.
( Подкова)
- На чужой спине едет, на своей груз везёт.
( Седло)
- Шесть ног, две головы, один хвост.
(Всадник на коне)
- Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой.
(Сабля)
- Мал мужичок – костяная ручка.
(Нож)
1казачок. День продолжается, солнце улыбается!
2 казачок. А у нас посиделки продолжаются!
Игра «Папаха».
Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть! »
Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.
Аксинья. Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими
Аксинья. Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: (хором)
«До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Под песню «Мы донские казаки» дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....
«Казачьи посиделки» Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.
«Казачьи посиделки»...
Открытый урок казачества в 4 классе. Тема: "Основные занятия донских казаков".
Цели урока:- познакомить с основными занятиями донских казаков в давние времена;- развивать устную речь, память;- воспитывать интерес к истории Донского края, гордость за свою малую родину....
Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.
Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...
Внеурочное занятия "Донской казак хват, силой, удалью богат!"
Внеурочеая работа с целью, дать дебям предс товление о военной жизни казаков, похода, познакомиться с военными приёмами и судами казаков....
Разработка занятия по музыке для 1 класса "Песни донских казаков"
Внеурочное занятие по музыке(музыкальному воспитанию) для учащихся 1 класса, на тему:"Музыка и песни донских казаков". Занятие включает в себя-вступительную беседу, слушание песни, описание выполняемы...
Донские казаки в первой мировой войне
Участие донских казаков в первой мировой войне . Казачьи методы ведения боя. Вентерь. Лава.П. Краснов, К Крючков. Георгиевские кавалеры....