Казачьи посиделки « Эх, донские казаки»
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Внеклассное мероприятие - Казачьи посиделки    « Эх, донские казаки»

 

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.

Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Казачьи посиделки    « Эх, донские казаки»

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.

Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества.

Сцена оформлена в виде казачьего куреня.

     

Казачка.  Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам    да радости!

                Старые да молодые, весёлые да удалые.            

Казачонок.   А  собрались мы с вами на казачьи посиделки «Эх, донские казаки».

Казачка.  И собрались мы  позабавиться: будем  играть, шутить,  да        

                    казаков наших прославлять.  А песня   родится там,  где много  солнца, света,  

                     радости.

                  Такова наша донская земля.                              

Под песню «Ой, при лужку» в зал въезжают на конях казачата.

1ребенок.               Не  за  морем – океаном      

        Не  за  островом  Буяном.

        А  на  седьмой  излучине

        Батюшки  Дона

        Встречаем  гостей

                                  Будьте  как  дома.

2 ребенок.                Здравствуйте,  гости  дорогие    

                        Посидите,  отдохните,

                        А  мы  вам  песни  пропоем,  пропляшем

                        О  Доне – батюшке,  казачестве расскажем.

3  ребенок:                Откуда  Дон  берет  начало,  

                        Где  скрыта  быстрая  река

                        Что  вниз  по  руслу  величаво

                        Уходит в  дальние  края.

4 ребенок:                Под  незнакомою  березкой  

                        Начало Дон  свое  берет

                        Из-под  травы    земли  московской

                        С  Ивана- озера  течет.

5 ребенок:                Играют  травы  разноцветьем  

                        И  отражаются  в  Дону

                        С  сердечным  утренним  приветом

                        Тропинкой  по  полю  иду.

6 ребенок:                А  справа  высится  пшеница    

                        Качая  колос  налитой        

                        Ну  как тут  можно  не  влюбиться

                        В  чудесный  этот  край  родной.

7 ребёнок.          Мой милый край, ты сердцу дорог  

                      Я с детских лет в тебя влюблён

                      В степную ширь донских просторов,

                     И в каждый куст и в каждый клён.

 8 ребёнок.      Широко раскинулся              

                      Дон наш батюшка-река!

                       Ты глубок, могуч

                      И красуешься уж долгие века!

9 ребёнок.    Дон, Дон любимый,

                   Дон наш батюшка.

                  Ты для нас всегда красивый,

                   Как и Волга-матушка.

1 ребенок.               Тетушка  Аксинья,  пришли  к  тебе  на  посиделки  

                                  парубки  да  девки.

2 ребенок.               Попеть,  повеселиться,

                                 да  уму-разуму научиться.

3 ребенок.               Добрая  беседа  всегда  найдет  соседа.

4 ребенок.                Беседа  без  спорного  слова,

                                       что  тесто  без  дрожжей.

5 ребенок.                Казан  проверяют  по  звону,  а  казака  по  слову.

Аксинья.       Поведем  мы  беседу  на  очень  интересную  тему, о  

                      Донском  казачестве,  его  обычаях  и  традициях,  песнях  и  

                     поговорках.  То,  что  вы  сегодня  услышите  не  дань моде,  

                      а  один  из  кирпичиков,  вложенный  в  дело  возрождения

                     славного,   сильного,  яркого,  свободного    племени –  казачества.  

- Ребята,  а  что  означает  слово  казак?

(Слайд 3)

          1.  Слово  казак   в  переводе   с  татарского   языка – удалой,    вольный человек.

          2.Те  казаки,  которые  селились  по  берегам  Дона,   стали  зваться  донскими.

Аксинья.       На  Дону   селились  люди  не  только  с  Руси,  но  и    

                         других  земель.  Среди  казаков  можно  было  встретить  украинцев,           

                        белорусов,  поляков  и  греков, персов,  татар,

                        грузин,  калмыков  и осетин.  Однако  русских  все  же  было больше,

                         поэтому и  все  казаки,   независимо  оттого,   откуда  они  пришли  на  Дон,                                                  

                        считали себя  людьми  русскими и защитниками Руси.

                       Выступая  в  поход  казаки  брали  с  собой  флаг.

         - Ребята,  а  вы  знаете  какой  был  флаг  у  казаков?

                    ( Слайд 4)

                Флаг  Всевеликого  войска  Донского  был  принят  в 1918 году  на  казачьем  кругу.

  • Он  состоит  из  трех  продольных  полос  синего,  желтого  и  красного  цветов.
  • Три  народности  живут  издревле  на  донской  земле   и  составляют  коренных  граждан   донской  области.
  • Это  донские  казаки,  калмыки  и  русские  крестьяне.

Национальными  цветами  их  были:                                                                    

  • У донских  казаков – синий,  символ  реки  Дон.
  • У калмыков – желтый,  символ  степи
  • У русских  алый.

Сегодня  это  флаг  Ростовской  области.

(Слайд 5-7)

Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут здесь люди вольные, братцы донские казаки.

Аксинья. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?

Дети:

1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.

2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви.

3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.

4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит, вырастет сильным и смелым казаком.

5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.

6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.

7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».

8. Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.                    

            Аксинья.  В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской

половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Дети. Казак должен быть ловким, смелым, храбрым и гордым.

Аксинья. Казачата, выходите свою ловкость покажите.

             Игра «Ловкие казаки»

Две команды: папаха, жилетка, сабля, конь. Кто быстрее оденется.  Эстафета.

Аксинья.       Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо будет тебе и род твой будет долог»

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Аксинья.       Много  вы  знаете  о  воспитании  мальчиков  в  казачьей  семье,  а  какие  обязанности  были  у  девочек?

Дети:

  1. Девочки  начинали  работать  с  очень  раннего возраста.
  2. В  пять  лет  девочка  уже  могла  быть  нянькой.
  3. Постарше  уже  помогала  матери  по - хозяйству.
  4. Ее  учили  вышивать,  шить,  вязать  на  спицах  и  крючком.
  5. Это  умела  каждая  хозяйка.

Аксинья.        Девочку  в  семье  очень  любили,  отмечали  все  девичьи  праздники.

Дети:

  1. Праздновали  первый  шаг,  дарили  ленточки  на  бантик.
  2. Платочек – в  церковь  ходить.
  3. Все  праздники  сопровождались   угощениями,  песнями  и  плясками.

Аксинья.       Ну,  казачки  выходите,  хоровод  свой  заведите.

              Исполняют  хоровод «На  горе, то  калина»

(Слайд8)

-Самым верным другом казака во всех его походах был его конь. Любил и берёг казак коня своего вороного, строевого, друга верного боевого. Существует очень  много пословиц, подтверждающих это.

(Слайд 9)

«Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»

«Казак без коня, что солдат без ружья» 

«Казак без коня – как соловей без песни»

«Без коня казак кругом сирота»

 «Казак с пелёнок на лошади»

«Казаку конь себя дороже»

 «Казак сам не поест, а коня накормит»

«Казак с конём и ночью и днём»

Аксинья. Казачата, выходите

              Свою ловкость покажите.

       Игра «Кто быстрее сядет на коня? »

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

(Слайд 10)

Аксинья.      Много  у  казаков  было  суеверий  и  поверий.  Ну  и  как о  них  не  рассказать  на  посиделках,  хотя бы  о  некоторых.

Дети:

  1. Веником  не  надо  бить,  больному  быть.
  2. Нож  подать  другому  человеку  лезвием, значить  желать  зло.
  3. В  понедельник  рубашку  не  меняют,  беда  будет.

Аксинья.        Если  икота  нападет,  то  взять  себя  за  ухо  и  приговаривать:

                          «Икота-икота,  иди  до  воды,

А кто  около  воды,  того  за  ухо  приведи».

Говорят,  помогает.

А  пословицы  и  поговорки  не  знают  границ,  живут  они  веками,  и  были у  казаков  на  все  случаи  жизни.

- Свою  удаль  покажите  и  пословицы   скажите.

Игра  «Скажи  пословицу»

  1. Казак в труде, как в бою

                    славит родину свою.

  1. Донская земля дармоедов не кормит.
  2. Кто пули боится, тот в казаки не годится.
  3. Казачьему роду нет перевода.
  4. Казак сам не поест, а коня накормит.
  5. Казак с конём и ночью и днём.
  6. Степь да воля – казачья доля.
  7. Казак донской – рубака лихой.
  8. Казак в пути не скучает, он песни играет.
  9. Казачьи песни слушать, что  мёд ложкой кушать.

Аксинья:

Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или как говорят  позубоскалить казак всегда был рад.

Казак: Ноне бывал на майдане да слыхал там сказочку новую. А сказитель ох и  начудил всех!

Все:      Как это?

Казак:  А вот как.

               Жил был царь, у царя двор, на дворе кол,

                          На колу мочало,

                          А не начать ли сказку сначала?

            Все: Начни!

            Казак: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол,

                          На колу мочало,

                          А не начать ли сказку сначала?

           Казак: А я знаю другую сказку.

           Казачок: Какую?

           Казак:  Мы с тобой шли?

           Казачок: Шли.

           Казак:  Кожух нашли?

           Казачок: Нашли.

           Казак: Я тебе его дал?

           Казачок: Дал.

           Казак: Ты его взял?

           Казачок: Взял.  

          Казак: Где же он?

          Казачок: Что?

          Казак: Да кожух.

          Казачок: Какой?

АксиньяА какими интересными словами была наполнена речь казаков в старину! Вот, вы, ребята, знаете, что значит гутарить? 

Вечерять - ужинать
Цибарка - ведро
Завеска - фартук
Курень - дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкарябать – поцарапать
Кочет – петух

Аксинья.  Эй, казачата выходите, да потешки говорите.

      1 казачок.     Мы казачата удалые.

                             Мы казачата озорные.

2 казачок.   Сядем у плетня, да потешим народ.

              Потешки

  1. Щука плавает в дону

Спит на яблоне в саду.

Шерсть смотали мы в клубок

Выйдет шёлковый платок.

  1. Закудахтал пёс барбос

В конуре яичко снёс.

В марте стаял снег и лёд.

Это к нам зима идёт.

  1. Из – за дона, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке

Жена на коровке, дети на телятках,

Внуки на козлятах.

  1. Как у дона у реки

Ловят рыбу казаки.

Малец Андрей

Поймал трёх окуней.

А батяня корней

Четырёх карасей.

А дед Гаврил

Двух сомов подловил.

  1. Возвернулся селезень-

На замок закрыт курень.

Пришёл Петя кочеток

И ключом открыл замок.

  1. Скок-поскок,

Молодой кочеток

По водичку пошёл

Молодичку нашёл

Молодичка невеличка,

сама с вершок

Голова с горшок.

             7 .Ой ты, совушка сова.

      Большая голова!

     На плетню сидела,

     Головой вертела.

     На стороны глядела.

Аксинья. У кого там хмурый вид?

 Снова музыка звучит!

 Собирайся, детвора,

 Ждет казачья вас игра!

Ребенок:  (считалка)     Шишел - вышел,  вон  пошел

                                На  казачий  двор  зашел

                                Любушку  себе  нашел.

        Игра   «Заря – заряница»

Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест  с  прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют.

Заря-заряница,

Казачка – девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты  голубые.

Раз, два – не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, вдвоём они бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

   Аксинья.         Сядем рядышком на лавке,

                             Вместе с вами посидим,

                             Загадаем вам казачьи загадки,

                             Кто смышленей поглядим.

(Слайд 11-16)

                 Загадки.

  1.  Погоны жёлтые, шашки острые,

              Пики длинные, кони борзые,

             Полем едут с песнями

             Искать царю чести, а себе славы.    

                                              ( Казаки )

  1. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.

                                                       ( Подкова)

  1. На  чужой  спине едет,   на своей  груз везёт.

                                                               ( Седло)

  1. Шесть ног, две головы, один хвост.

                                                        (Всадник на коне)

  1. Крепка,   звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой.

                                                        (Сабля)

  1. Мал мужичок – костяная ручка.

                                                (Нож)

1казачок.  День продолжается, солнце улыбается!

2 казачок. А у нас посиделки продолжаются!

      Игра «Папаха».

 Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть! »

Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

Аксинья. Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата, они все были быстрыми, ловкими

         

  Аксинья.  Вот и настал момент прощанья, 
                Будет краткой наша речь.

                   Говорим мы: (хором)

                  «До свиданья,
                  До счастливых новых встреч!»

  Под песню  «Мы донские казаки» дети   уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Открытый урок казачества в 4 классе. Тема: "Основные занятия донских казаков".

Цели урока:- познакомить с основными занятиями донских казаков в давние времена;- развивать устную речь, память;- воспитывать интерес к истории Донского края, гордость за свою малую родину....

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Внеурочное занятия "Донской казак хват, силой, удалью богат!"

Внеурочеая работа с целью, дать дебям предс товление о военной жизни казаков, похода, познакомиться с военными приёмами и судами казаков....

Разработка занятия по музыке для 1 класса "Песни донских казаков"

Внеурочное занятие по музыке(музыкальному воспитанию) для учащихся 1 класса, на тему:"Музыка и песни донских казаков". Занятие включает в себя-вступительную беседу, слушание песни, описание выполняемы...

Донские казаки в первой мировой войне

Участие донских казаков в первой мировой войне . Казачьи  методы ведения боя. Вентерь. Лава.П. Краснов, К Крючков. Георгиевские кавалеры....