доклад "Патриотическое воспитание"
материал
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ГИМНАЗИЯ № 44
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОСТАВИТЕЛЬ:
МИХАЙЛОВА
ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Г.ИРКУТСК, 2023
1. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Не секрет, что первые уроки гражданственности дети получают в семье. Эти уроки – начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать ее. Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, с ее традициями, праздниками и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходят в семье. Актуальность этих проблем не исчезла со сменой государственного строя, наоборот, появилась новая проблема – как помочь семье воспитать в ребенке все эти качества исходя из требований современности, как в потоке пропаганды «западного» образа жизни не потерять остатки своего национального самосознания.
Важнейшая задача современной школы – содействовать всеми силами национальному семейному воспитанию, восстановлению традиций российской семьи. Именно этому открыто противостоят сегодня средства массовой информации, внедряющие торгашеский, продажный, расхристанный стиль даже во внешние формы личных человеческих и семейных отношений.
Российская школа должна начинаться с российской семьи, и при этом чисто семейному воспитанию надо вернуть права и обязанности, которые были утеряны за последнее десятилетие. Не менее важная задача – восстановить первенство «душевного строения» в школе, положить в основу современного образования духовные начала российского национального сознания.
Сегодня нам навязывают другой путь: стремятся подготовить нас к внедрению в отечественную школу вненационального колониального сознания. Заграничные «благодетели» действуют при этом достаточно открыто. То завлекают молодежь идолом западной моды, внушают всеми средствами тягу к привлекательным побрякушкам, духовным и материальным наркотикам.
Откровенный шаг к духовному развалу и культурной деградации в России сделан и в школьных программах образования и воспитания. Язык межнационального общения и взаимодействия культур народов России – русский язык – с подачи Российской академии образования – фактически отодвинут из программы всех российских школ замаскированной подстановкой названий: «родной язык», «второй язык». Невежественно умаляется в программах нашей школы русская литература – наша гордость, наша духовная родина. Ревнители антинародного образования нанесли удар не только по нашему будущему: они хотят отлучить граждан России от их истории, постыдно искажают и очерняют ее и одновременно пытаются «растворить» отечественное прошлое в некоем общем курсе человеческой цивилизации. Но только на основе духовных начал национальной идеи можно воспитать гражданское и патриотическое сознание личности.
Задача школы – выпестовать самобытные личности, т.е. людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, способных стремиться к доброумному бытию, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Такой личностью может стать только человек с чувством национального достоинства, опирающийся на национальные идеалы, способный хотя бы прикоснуться к идее о высшем смысле жизни. Достичь этого можно, лишь узнав и полюбив свою страну, ее историю, ее язык.
Обратимся к мудрому прошлому. Сколько раз повторяли наши национальные светочи, наши мудрецы этот совет. Взывал великий Гоголь: «Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно поездить по ней самому. Слухам не верьте никаким (…). Велико незнание России посреди России. Все живем в иностранных журналах и газетах. А не в земле своей!.. Очнитесь! Куриная слепота на глазах ваших! Не залучить вам любви к себе в душу. Не полюбить вам людей по тех пор, пока не послужите им (…). Потому и любимо дитя матерью, что она долго его носила в себе, все употребила на него и вся из-за него выстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш – Россия!»*
Знание России – основа нашего школьного дела. Три предмета, как три столпа образования, составляют его: русский язык, российская история и отечественная литература. Основою же их восприятия должна стать духовность. Однако здесь не все еще сказано. Именно: это – русский язык, преподаваемый широко, с любовью к живому русскому слову; это – российская история, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества; это – отечественная литература, рассмотренная, поданная с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.
И все это должны делать учителя. Великая ответственность ложится на них сегодня. Возможно, не каждый учитель готов к этому. Но Россия не спрашивает, она требует… Она имеет право надеяться, что все сила учительства будут отданы искоренению невежества и полузнания (иногда – сначала в себе). Учителя должны быть носителями национального сознания, чувствовать и от всего сердца любить страну, народ, людей, которых они воспитывают, искренне и сокровенно приобщать их к источникам родного национального духа, чтобы затем двигаться к восприятию духовных ценностей других народов.
П. В последние годы существенно меняются подходы к преподаванию литературы, русского языка и обществоведческих дисциплин в школе. По сути выстраивается новая концепция содержания образования, начиная с начальной школы, появляются совершенно новые учебники. Информатизация общества приводит к тому, что маленький человек 6-10 лет через телевидение, видео- и кинофильмы, компьютеры знакомится с массой новых явлений и фактов, не встречающихся в его непосредственном кругу общения. Окружающий мир во
* ГОГОЛЬ Н.В. Нужно проездиться по России (из писем к гр. А.П. Толстому)// Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга. 1992. С.139, 145.
всем его многообразии приближается теперь к ребенку. В его обыденный лексикон входит все больше слов из «взрослого» языка. В связи с этим коллектив ученых под общим названием «Школа – 2100» предложил существенно новый подход к преподаванию некоторых дисциплин в начальных классах. Авторский коллектив под руководством А.А. Вахрушева подготовил курс «Мир и человек» (1-4 класс), задача которого определяется авторами как формирование доступной, и вместе с тем целостной научной картины мира и умения познавать этот мир. В области гуманитарных дисциплин Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой создан курс чтения и литературы для начальной школы.
Совершенно очевидно, что назрела необходимость соотнесения пропедевтического курса обществознания с курсом чтения и литературы, а также естествознания в рамках начальной школы. Созданы совершенно новые по своей направленности учебник вводного курса истории и обществознания, состоящий из двух частей: первая часть – «Моё Отечество» (3 класс); вторая часть – «Человек и человечество» (4 класс). Учебник легко соотносится с учебником литературного чтения для 4 класса «В океане света», где детей знакомят с историей появления и становления детской литературы, начиная с 11 века. Такой комплекс учебников дает возможность ребенку получить наиболее целостную картину окружающего мира, а также прошлого и будущего России. Формируется общее и вместе с тем целостное представление о родной стране, о ее истории и современности. Именно с этих национально-государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведческая картина мира для ученика, идет становление патриотического чувства, гордости за свою страну, формирование той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.
Кроме школьных обязательных дисциплин в процессе воспитания гражданственности и патриотизма у младшего школьника можно использовать авторскую программу Новицкой «Введение в народоведение». Эта программа разработана как факультатив, но может быть использована и для внеклассной работы клубного типа. Курс знакомит детей с народными обычаями, обрядами, играми, песнями, рукоделием, канонами народного изобразительного искусства.
Ш. Всем хорошо известно, что педагогика как искусство воспитания существует не в абстрактной идее, а в четко обозначенном времени и пространстве. Во всякое время каждый народ рождает свои школы.
Если обратиться к России 1945 года, когда страна вышла победительницей из самой страшной и кровопролитной войны, которую только знало человечество, то школа того времени поразит нас своим стремлением к коллективизму и естественной организованностью всего учебного процесса. Война научила ответственности и дисциплине. И вместе с тем дала чувство уверенности и силы всему народу. Мужество и перенесенные невзгоды выковали особенную бережность в отношении к детям. Ведь от них зависело будущее, за которое было пролито так много крови. Именно в этот момент четко работали детские и молодежные организации – пионерия и комсомол. Вся деятельность их была прежде всего направлена на воспитание патриота и гражданина свой страны.
Но жизнь не стоит на месте, меняются духовные ценности. Страна пришла к поворотному моменту в своей истории.
Вспомним для примера 1989 год, когда в стране помимо обычных школ начали действовать и воскресные церковные школы, когда появились гимназии, лицеи, авторские школы различных направлений. Какой подъем был среди педагогов! Думалось, что удастся за несколько лет духовно возродить страну, восполнить пробелы в воспитании и образовании, укрепить нравственное здоровье нации. Время, кажется, само вдохновляло на такие дерзания.
И вот на дворе весна 2003 года. Время растерянности и недоумений, время нарастающих экономических катастроф и невиданных нравственных и уголовных преступлений. Какая-то всеобщая безответственность парализовала страну и в том числе школу. Мы топчемся на месте. Вопрос о новых формах воспитательной работы давно возник, но решение до сих пор не найдено. А может быть и не надо искать новое, а вернуться к старым формам работы и взять из них то, что необходимо на современном этапе? Может быть пришла пора к возрождению детских организаций, возрождению клубов семьи на базе школы. Ведь в процессе воспитания школьника нельзя вырвать из его собственной семьи и внушать ему идеи, идущие вразрез с тем, что он слышит от домашних. Может быть начать воспитание надо с родителей? Страшное десятилетие перестройки перевернуло представление людей о государстве и роли каждого гражданина в жизни страны, но жизнь в стране продолжается и какой ей быть зависит от нас сейчас, сию минуту. А дети, которые пришли в первый класс в этом году, это основа нашего будущего. Думается, что среди родителей есть единомышленники, которые жизнь себя, как гражданина, не соотносят с набитостью своего кошелька. Именно они и могут стать тем фундаментом, на котором современная школа может строить воспитание будущего поколения.
Стоит обратить внимание на опыт детских внутри- и внешкольных организаций некоторых городов, которые накопили уже достаточный опыт патриотического и гражданского воспитания.. Есть детские общественные организации в нашем городе, опыт которых тоже можно было бы использовать. Одно только надо учитывать – преемственность в воспитательном процессе между начальным, средним и старшим звеном. Нельзя отсеять начальную ступень только за то, что дети не совсем организованы или недисциплинированны. Как раз тут-то и нужна преемственность, возрождение шефской работы старшеклассников с младшими школьниками. Даже тот факт, что уже старшей школе есть что сказать о патриотическом воспитании на основе опыта отряда караульной службы у поста №1, заставляет думать, что начальной школе есть с кого брать пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Выступление на педагогическом совете "Самопознание.Эстетическое воспитание. Экологическое воспитание"
Материал является своего рода обобщением проделанной воспитательной работы по трём направлениям.Небольшой теоретический материал подтверждается фотогалереей....
Экологическое воспитание – воспитание человечности.
Статья об экологическом воспитании младших школьников....
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...