Тагирова Э.Р. Современный взгляд на педагогические идеи татарского просветителя Шакирзяна Хамиди
статья

Тагирова Эльвира Радиковна

          В данной работе рассматривается особенности использования педагогического наследия татарского просветителя Шакиржана Хамидуллина в процессе подготовки будущего поколения на примере книги «Нравственное воспитание» написанное арабскими буквами, переведенное религиозный деятелем и просветителем Ильдус Хазрат Фаизовым на татарский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл venets_tvoreniya.docx19 КБ
Файл diplom_tagirova_e.r._pedchteniya_venets_tvoreniya.docx687.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Отдел образования Управления образования ИКМО г. Казани по

Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам

Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71

с углубленным изучением отдельных предметов

Ново-Савиновского района г.Казани

ВЕНЕЦ ТВОРЕНИЯ…

Республиканские педагогические чтения,

посвященные выдающимся татарским

просветителям, педагогам

и общественным деятелям

Казань – 2023

УДК 372.882.512.145

ББК 74.268.3(2Рос=Тат)

 Л

Р е д а к т о ры:

Т.Р.Шакирова, Заслуженный учитель Татарстана, директор высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная татарскорусская школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов Ново-Савиновского района г.Казани;

Р.Р.Кашапова, заместитель директора высшей квалификационной категории по вопросам национального образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71 с углубленным изучением отдельныхпредметов» Ново-Савиновского района г.Казани

Венец творения…: Республиканские педагогические чтения, посвященные выдающимся татарским просветителям, педагогам и общественным деятелям. – Казань, редакционно-издательский центр «Школа», 2023. – 324 с.

В сборник включены тезисы научно-исследовательских работ учителей школ г.Казани и республики, представленных на Республиканских педагогических чтениях, посвященных выдающимся татарским просветителям, педагогам и общественным деятелям. Сборник адресован преподавателям общеобразовательных организаций.

Материалы печатаются в авторской редакции

© Коллектив авторов, 2023

© Оформление РИЦ «Школа», 2023

Современный взгляд на педагогические идеи татарского просветителя Шакирзяна Хамиди

Тагирова Эльвира Радиковна

МАДОУ «Детский сад №315»

Ново-Савиновского района г. Казани

Воспитатель

           Педагоги-просветители оставили богатейшее педагогическое и методическое наследие, которое еще не изучено в достаточной мере и не полностью стало достоянием широкой общественности. И чтобы это наследие стало действенным подспорьем в нравственном воспитании подрастающего поколения, необходимо его обстоятельное исследование, дальнейшая разработка, творческое развитие и применение выдвинутых в нем идей на практике.

Именно поэтому изучение деятельности прогрессивных для своего времени татарских просветителей, внесших огромный вклад в дело просвещения народа, является важной и актуальной задачей.

Актуальность данного исследования состоит в том, что особо важную роль в развитии личности человека играют педагогические ценности предшествующих поколений. Изучение наследия педагогов – просветителей раскрывает его огромное воспитательное значение для нас – потомков. Правильное использование этих знаний позволит более эффективно и успешно осуществлять обучение и воспитание подрастающего поколения в современном обществе.

В своем исследовании я рассматриваю педагогические идеи татарского педагога, просветителя Шакирзяна Хамиди. Несмотря на то, что в татарской энциклопедии при переводе на русском дана информация о родном брате Шайхислам Хамиди, о Шакирзяне ничего не написано. Между тем в его книге о нравственном воспитании освещены общепедагогические проблемы школьного образования, подготовки учителей, представляющий огромную ценность для современной педагогической науки и практики, которые целостно не изучены и не разработаны. В этом и состоит противоречие между необходимостью исследования педагогического наследия татарского просветителя Шакирзяна Хамиди, возможностью использования содержательного и воспитательного материала этого наследия в условиях современных образовательных учреждений и не изученностью факторов формирования педагогических факторов и обобщенностью его трудов в целом.

Это противоречие подтверждает очевидность существования историко-педагогической проблемы: какие социально-политические, историко-педагогические условия и факторы сформировали просветительское мировоззрение и педагогические взгляды Шакирзяна Хамиди; каковы содержание и научно-методическое обеспечение образования в педагогическом наследии учёного?

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать и обобщить педагогические взгляды Шакирзяна Хамиди, выявить те рекомендации из его наследия, которые связаны с обучением и воспитанием будущих поколений.

В соответствии с этой целью были определены следующие Задачи исследования:

1. Изучить педагогическую деятельность и наследие прогрессивного татарского педагога и просветителя Шакирзяна Хамиди.

2. Рассмотреть педагогические принципы воспитания и обучения на основе книги Шакирзяна Хамиди о нравственном воспитании.

3. Разработать методы и формы использования позитивных идей татарского деятеля просвещения в современном ДОУ.

Педагогическое наследие Шакирзяна Хамиди мы рассматриваем как имеющее большой научный интерес не только с точки зрения истории развития образования и педагогической мысли, но и решения современных проблем совершенствования содержания и методов воспитания и обучения. Это и объясняет выбор темы работы: «Современный взгляд на педагогические идеи татарского просветителя Шакирзяна Хамидуллина».

Книгу Шакирзян Хамиди можно поделить на несколько частей. Книга начинается с упоминания Бога-Аллаха «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного». Это подтверждает, что главной целью татаро-мусульман в получении знаний, воспитания и обучения детей опирается на законы

и предписания Всевышнего. Вначале он представил свод правил для детей школьного возраста по нравственному воспитанию, которое состоит из пятидесяти правил. Далее, наставления детям, чтобы они старались.

Следующая глава – наставления для бедных-инвалидов. Далее обучение предметам по математике, обучение календарю. Последняя глава – это разъяснение о ученых – богословах.

Особо важное значение Шакирзян Хамиди в воспитании детей отводит в познании Бога. Хамиди говорит, что людей из ничего создал Всевышний и приказал жить в соответствии с Его законами. Каждый человек должен учиться и быть образованным. Без знаний нельзя постичь Бога, религию ислам.

Эти правила, можно применить в работе с детьми после изучения определенной темы, рассказа, сказки или ситуации. Необходимо разобрать это правило. Родителям можно раздать памятки, чтобы они повторяли детям с утра, как наставление.

Система воспитания, выработанная, татарскими педагогами и просветителями представляла собой феноменальное явление в педагогической жизни татарского общества. Педагогические идеи и взгляды Шакирзяна Хамиди сыграли основополагающую роль в формировании единой системы нравственного воспитания татарской молодежи. Они представляют несомненный интерес и для современных педагогов-практиков и ученых. Научно-образовательная деятельность Шакирзяна Хамиди, как универсальную образовательная технология, с успехом может применяться в работе учителями с учащимися самого разного возраста, склонностей и способностей.

 Данное исследование выявило актуальность и значимость идей и высказывания педагога просветителя о формах обучения и воспитания детей для современной дошкольной и школьной практики. Наиболее интересными, на мой взгляд, являются их мысли о самообразовании, о нравственной, умственной и трудовой подготовке в условиях школы и семьи. В них большая роль отводится народному учителю в учебновоспитательном процессе, перед которым ставятся требования, не потерявшие своей актуальности и значения и в настоящее время.



Предварительный просмотр:

D:\Директор\Pictures\2023-04-05\001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)

Данная статья помогает узнать об особенностях  работы в классах с раздельным обучением....

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Научный семинар "Школа художников" выступлениеСОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В ста...

Итоги конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» среди педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Ярмарка проводится с целью выявления, распространения эффективного педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содействия професс...