классный час
классный час (2 класс)

Ефимова Татьяна Николаевна

классный час дорогою добра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_dorogoyu_dobra.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

                                    «Дорогою добра»

Целевая аудитории – ученики 2 класса

Цель: воспитывать культуру общения посредством формирования представления о доброте как одной из основных духовно-нравственных ценностей.

Задачи:  расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека, побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общепринятых человеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе

Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний

Предметные:получат представления о добре и зле, научатся различать

данные качества в различных жизненных ситуациях

 

Оборудование: песня «Дорога добра», спокойная музыка для начала занятия, мультфильм «Птичка Тари», «макет «Волшебного цветка доброты»,  лист для опроса, макет двухстороннего светофора «Красный- зелёный».  презентация к занятию.

  1. Орг. момент Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Сядьте как вам удобно , вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (мелодия)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глаза.  Дуньте на свои ладони. Одарите этот цветок добра своим одноклассникам ласково и спокойно.

Учитель. Перед нами  цветок с семью лепестками. Этот необычный цветок нам сегодня поможет совершить чудесные перемещения в мир доброты, как когда-то помог девочке Жене из сказки Валентина Катаева. Кто из вас знает, как называлась эта сказка?

А что такое доброта? Давайте послушаем ваших одноклассников.

  1. В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

  1.   Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому —  то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Учитель: Что такое доброта? (ответы детей)

Доброта проявляется в доброжелательных лицах,  в радостных улыбках, в нежном пожатии руки, в теплых лучах солнышка,  в красоте родной природы.

А вот что написано в толковом словаре С. И. Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Давайте подберём синонимы, которые помогают объяснить значение этого слова. Добро - нежность, забота, внимание, ласка, радость, дружба, любовь, грусть, зависть, обида.

Итак, я вижу, что вы готовы к нашему путешествию, отрываем первый лепесток. Он нас оправляет край мудрых народных мыслей.

1 Лепесток «Пословицы».

 Вам необходимо соединить две части в одну фразу и пояснить, как вы её понимаете.

  • Жизнь дана…. на добрые дела.
  • За добро плати….. добром.
  • Добра желаешь….. – добро и делай.
  • Добро помни,….. а зло забывай.
  • «Доброе слово лечит,… а злое калечит»

  «Не одежда красит человека, ….а его добрые дела»

2 Лепесток «Добрые слова».  Первый шаг к доброте – это доброе слово. Добрые слова, говорят вежливые, культурные люди. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Эти слова еще называют «волшебными словами».  (на экране – слова: спасибо, здравствуйте, извините, до свидания, благодарю, привет, добрый день, прощайте, пожалуйста, простите, прошу прощения, до встречи).

Давайте посмотрим, все ли мы знаем когда их употреблять

1.   Если, словом или делом

      Вам помог кто-либо,

      Не стесняйтесь громко, смело

      Говорить: … («Спасибо»)

- «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши добрые дела». Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас.)   

 2. Если встретился знакомый,

    Хоть на улице, хоть дома,

    Не молчите, не стесняйтесь

    И немым не притворяйтесь.

    Поздороваться спешите,

    Громко: … («Здравствуйте!») скажите.

Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья. Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер)

3. Если вы кого-то обидели случайно

    Или наступили на ногу нечаянно,

    Только не молчите, только не молчите,

      Долго не тяните, скажите:… («Извините!»)

Извините, то есть – «снимите с меня вину». Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? (Прошу  прощения,   простите, я виноват…)

  1. Если просишь что-нибудь,

   То сначала не забудь

   Разомкнуть свои уста

    И сказать: …. («Пожалуйста!»)

Я надеюсь, в городе Вежливости каждый усвоит, как быть вежливым, и не будет таким школьником, о котором нам сейчас расскажут девочки».

Послушайт одну историю.

Стихотворение: Друзья, вот вам на всякий случай 
Стихи о школьнике одном 
Его зовут ..., а в прочем 
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» –
Произносить он не привык, 
Простого слова «извините» 
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он в место «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья» 
Не говорит он ничего. 
Или заявит на прощанье: 
«Ну, я пошел, пока, всего...»
Не скажет он друзьям по школе: 
Алеша, Петя, Ваня, Толя. 
Своих друзей зовет он только 
Лешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут 
Сказать вам, как его зовут. 
Мы честно вас предупреждаем,  что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам «спасибо»

Вопрос: Ребята, а вы не узнали этого школьника? Очень надеюсь, что среди вас нет таких детей, и вы волшебные слова знаете и не забываете их говорить.

Молодцы ребята, надеюсь  в этом вопросе за вас не придётся краснеть.

3 Лепесток «В гостях у сказки». Быть добрыми и справедливыми, бороться со злом, презирать обманщиков, хитрецов помогать слабым учат сказки. И издавна люди свой жизненный опыт и мудрость передавали из уст в уста через сказки. В сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Давайте посмотрим и вспомним любимые сказки

-Этот сказочный герой с прекрасной шарманкой ходил по городам. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр (Папа Карло)

-Этот сказ герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Доктор Айболит)

-Эта сказочная Героиня оказалась сильнее Снежной королевы и спасла из ледяного плена своего друга Кая (Герда)

-Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем красивого замка (Кот в сапогах)

-Эта смелая девочка через страшный лес несла пирожки своей бабушке (Красная Шапочка)   -Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Что общего у сказочных героев, которых вы сейчас назвали? (они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

4 Лепесток «Мульти-пульти». Все вы любите мультфильмы, а наш цветик хочет, чтобы вы познакомились с мультфильмом «Птичка Тари» . Каким в начале мультфильма показан крокодил?  Почему вы так считаете? Каким он показан в конце мультфильма? Почему это произошло? Чему хотел вас научить 4 лепесток?

5 Лепесток «Театралы» . Послушайте стихотворение А. Барто в исполнении наших учеников. Жил-был один мальчик Вова.

Он совершал много добрых поступков.  А вот что произошло с Вовой потом?

1. Он решил – ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком.

Он краснел при этом слове.

Стал стесняться доброты.

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дёргал кошек за хвосты.

Знайте все, что он не добрый,

Злее волка, злее кобры!

  1. - Берегись, не то убью!

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал её украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка – добрая душа!»

Работа по содержанию стихотворения.

 1.        Почему Вовка решил стать злым?

 2.       Как вы считаете, прав Вовка или нет?

 3.        Злой ли Вовка на самом деле? Почему?

 4.        Почему некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть на самом деле?

 5.        Нужно ли стесняться доброты?

А вот ещё одна история. (стихотворение- инсценировка  «Про котенка»)

 Девочка:   Я нашла в саду котенка…

                  Он мяукал тонко-тонко,

                  Он мяукал и дрожал.

                  Может быть, его побили,

                  Или в дом пустить забыли,

                  Или сам он убежал? Мама!

Мама:       Лучше не проси,

                  Где взяла, туда неси!

Девочка:   Летом я бы не просила,

                  Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама:       У меня забот

                  Без котенка - полон рот!

                  Где живут лесные звери?

Девочка:   В норке…в логове…в пещере…

                  Иль в каком-нибудь дупле,

                  Вместе с матерью в тепле!

                  А у этого зверька

                  Ни кормушки, ни кутка…

Мама:       Прекрати волынку эту!

Девочка:   Я нашла в саду котенка,

                  Только мама…

Дед:          Стой, стой, стой,

                  Где найденыш этот? Ой!

                  До чего же страшный зверь!

                  Вот что сделаем теперь:

                  Ты пойди к себе, умойся

                  И немножко успокойся.

                  Да найденному плеснуть

                  Молочка не позабудь…

Дед к маме: Разве ты забыла?

                   Как у нас в семействе было:

                   Две собаки, два кота,

                   Куры, гуси. Красота!

                   Не могу поверить чтобы…

Мама:        У котов в шерсти микробы!

                   И собаки и коты все заразны!

Дед:           Это ты говоришь слова такие?

                   Без любви к животным злые

                   Вырастают дети…Дочь!

                   Ты отбрось сомненья прочь,

                   Разреши коту остаться…

                   Ну, куда ему деваться?

                   Оставляем, значит?

Мама:        Да!

Дед:           Внученька, иди сюда!

                   Все уладилось прекрасно!

Девочка:    Он хорошенький ужасно:

                   Мама! Дедушка!

Дед:          Ну вот, как по маслу все идет.

                   Если б каждому ребенку

                   По щенку или котенку,

                   Не осталось бы зверька

                   Без кормушки и кутка!

Вы догадались, какую мысль до вас хотели донести?  

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

6 Лепесток «Проверь себя» предлагает вам проверить, а добры ли вы.

Нужно поставить напротив номера вопроса + или – (т.е. «да» или «нет»).

  Вопросы:

  1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
  2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
  3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
  4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
  5. Часто ли ты используешь злые шутки?
  6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
  7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
  8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
  9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
  10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
  11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
  12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1,2,3,4,7,11 – и за отрицательный ответ на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.  

Результаты:

  Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

  От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

  Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

7 Лепесток «Светофор».  Ребята , я предлагаю вам поиграть в интересную игру. На парте у вас лежат светофоры. Если на картинке вы видите добрые поступки, поднимайте зелёный кружок, если плохой, то красный.

  • На перемене у двери столовой два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. 
  • Две девочки в столовой "хлюпают" носами, болтают за столом во время еды.
  • Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. 
  • По утрам убираем свою постель. 
  • После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
    Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. 
  • Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  • Мальчики бегут по коридору школы.
  • Старшие ученики обижают младших.
  • Ученики дарят цветы учительнице.
  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.

В заключение нашего занятия, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Ученица читает стихотворение

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Попрошу я вас, ребята,  хором по сигналу повторять слова:

Будьте добры друг к другу

Чтобы не быть в обиде когда приходится туго

Будьте добры друг к другу!

Во время труда и в час досуга 

Будьте добры друг к другу!

Когда Зимой за окном свирепствует вьюга, И летом жарким

Будьте добры друг к другу!

Дети и взрослые! Молодые и старые! Во что бы то ни стало

Будьте добры друг к другу!              

Но на этом наше путешествие в Мир Доброты не заканчивается. Вы будете продолжать движение по дороге добра на протяжении всей жизни. 

Давайте вместе исполним песню «Дорогою добра» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...