Родительское собрание " Готовность к школьному обучению"
методическая разработка (1 класс)

Поколева Наталья Викторовна

Родительское собрание о подготовке дошкольников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_o_gotovnosti_rebyonka_k_shkole.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Готовность к школьному обучению"

Цели собрания:

  • педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы;
  • формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;
  • знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.

Задачи собрания:

  • наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
  • вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;

                                                                   Ход собрания

  Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Я познакомлю вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника.

  Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность вашего ребенка к школьному обучению, предлагаю вам короткий тест. Результаты останутся у вас, поэтому будьте откровенны при ответах. За каждый положительный ответ – 1, отрицательный – 0

Готов ли ребенок к школе (тест)

  1.  Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
  3.  Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?)
  4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
  6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7.  Умеет ли он изменять существительные по числам (например, дом – дома, кровать кровати и пр.?
  8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы (например, 8 + 1, 5 - 1?
  11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку (т. е. он уверенно, без дрожи в руке чертит линии, вырисовывает буквы и пр.?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за одну минуту?
  14. Знает ли ребенок названия домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья и пр.?
  15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» такие понятия как помидоры, морковь, картофель и т. д.?
  16. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
  17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику, конструктор, пазлы и пр.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Суммируйте ваши ответы, что у вас получилось.

  • 15 – 18 – можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
  • 10 – 14 - вы на правильном пути, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.
  • 9 и меньше – прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей.

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Проблема определения уровня готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения.

Готовность к школе, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм.

В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 4-5 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование карандашами. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности.

Давайте рассмотрим следующий компонент Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду, на подготовительных занятиях в школе «Малышок». Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в “Занимательные фигуры” или “Назови одним словом”; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовностьОна включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

И ещё одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами. (Представьте рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(а теперь представьте второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

–Скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же?

Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”.

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения.

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Надо с детства приучать ребёнка к труду.

И в заключении, хочу, чтоб вы представили губку. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим.). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Но как бы не продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он стремился бы к знаниям, не перегружайте его занятиями, развивайте его уверенность в себе, учите правильно реагировать на неудачи и конструктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Помните, ребёнок должен быть уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый! Поддержите своих детей, проявите к ним максимум внимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Презентация к родительскому собранию в 1 классе "Речевая готовность к школьному обучению"

В презентации учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи. Приведены примеры специфических ошибок письма. Даны рекомен...

Родительское собрание: Готовность детей к школьному обучению.

Данная презентация поможет в подготовке к родиельскому собранию:  Будущие первоклассники....

Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе"

Родительское собрание "Готовность ребёнка к обучению в школе". Содержит сведения о видах готовности и об особенностях подготовки ребёнка к школе.Цель: создание условий для включения родителе...

Анкета на тему: "Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка"

Анкета для родителей на тему: "Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка"...

Родительское собрание на тему: «Готовность к школьному обучению»

Цель:Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.Побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе готовности ребёнка к школ...