Рабочая программа педагога по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
рабочая программа (4 класс)

Харитонова Елена Анатольевна

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_funktsionalnoy_gramotnosti.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования администрации

Усть-Абаканского района

Основы функциональной грамотности

РАССМОТРЕННО

ШМО

Руководитель

ШМО

___________(Валегжанина Т.Е.)

Протокол №1

От «29»августа 2023г.

СОГЛАСОВАННО

заместитель директора по

УВР

____________(Метелкина З.З.)

«30»августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________(Лукошко А.А.)

Приказ №88

От 31.08.2023г.

Рабочая программа педагога

начальных классов

Харитоновой Елены Анатольевны

по внеурочной деятельности

«Основы функциональной грамотности»

4 класс

на 2023- 2024 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» (4 класс). составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»

            На курс внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»» в 4 классе выделяется 31 ч (1ч в неделю, 32 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

           Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.                                                                  

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

               Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

             Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

           Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:

- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;

- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;

 - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;

- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:

- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

 - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;

 - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.

Цель работы: развитие основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

 В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.

Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Содержание

Содержание программы  (31 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство русской избы  

Предметы обихода русской избы

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук. Капуста.

Горох.

Грибы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность. Страхование.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

5

4.

Математическая

грамотность

1

2

1

1

1

1

1

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Организуем экскурсию

Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5.

Глобальная компетентность

1

1

Комплексное задание «Экологичная обувь».

Комплексное задание «Этичная одежда».

Итого

2

6.

Креативное мышление

1

1

История со словом «спички».

Рассказы по картинкам.

Итого

2

Итого

31

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Читательская грамотность

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5

08.09

Старинные женские головные уборы.

1

0,5

0,5

15.09

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

0,5

0,5

22.09

Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы

1

0,5

0,5

29.09

Предметы обихода русской избы.  

1

0,5

0,5

06.10

История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

13.10

Какие деньги были раньше в России

1

0,5

0,5

20.10

Естественно-научная грамотность

Томат.

1

0,5

0,5

27.10

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

10.11

Картофель.

1

0,5

0,5

17.11

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5

24.11

Лук. Капуста.

1

0,5

0,5

01.12

Горох.

1

0,5

0,5

08.12

Грибы.

1

0,5

0,5

15.12

Глобальная компетентность

Комплексное задание «Экологичная обувь».

1

0,5

0,5

22.12

Комплексное задание «Этичная одежда».

1

0,5

0,5

12.01

Финансовая грамотность

Потребительская корзина.

1

0,5

0,5

19.01

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

26.01

Инфляция.

1

0,5

0,5

02.02

Распродажи, скидки, бонусы.

1

0,5

0,5

09.02

Благотворительность. Страхование.

1

0,5

0,5

16.02

Математическая грамотность

В бассейне.

1

0,5

0,5

01.03

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

15.03

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

22.03

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

05.04

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

12.04

Поход в кино.

1

0,5

0,5

19.04

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

26.04

Организуем экскурсию

1

0,5

0,5

03.05

Креативное мышление

История со словом «спички».

1

0,5

0,5

17.05

Рассказы по картинкам.

1

0,5

0,5

24.05

Итого:

31

15,5

15,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...

Программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности"

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Основы функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности" 1-4 класс....