Рабочая программа педагога по внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
рабочая программа (4 класс)
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
Усть-Абаканского района
Основы функциональной грамотности
РАССМОТРЕННО ШМО Руководитель ШМО ___________(Валегжанина Т.Е.) Протокол №1 От «29»августа 2023г. | СОГЛАСОВАННО заместитель директора по УВР ____________(Метелкина З.З.) «30»августа 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________(Лукошко А.А.) Приказ №88 От 31.08.2023г. |
Рабочая программа педагога
начальных классов
Харитоновой Елены Анатольевны
по внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
4 класс
на 2023- 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» (4 класс). составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
На курс внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»» в 4 классе выделяется 31 ч (1ч в неделю, 32 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Цель работы: развитие основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Содержание
Содержание программы (31 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 7 | |||
2. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 7 | |||
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 5 | |||
4. | Математическая грамотность | 1 2 1 1 1 1 1 | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
Итого | 8 | |||
5. | Глобальная компетентность | 1 1 | Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». | |
Итого | 2 | |||
6. | Креативное мышление | 1 1 | История со словом «спички». Рассказы по картинкам. | |
Итого | 2 | |||
Итого | 31 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | Дата проведения | ||
Теория | Практика | План | Факт | |||
Читательская грамотность | ||||||
Старинная женская одежда. | 1 | 0,5 | 0,5 | 08.09 | ||
Старинные женские головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.09 | ||
Старинная мужская одежда и головные уборы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.09 | ||
Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы | 1 | 0,5 | 0,5 | 29.09 | ||
Предметы обихода русской избы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 06.10 | ||
История посуды на Руси. | 1 | 0,5 | 0,5 | 13.10 | ||
Какие деньги были раньше в России | 1 | 0,5 | 0,5 | 20.10 | ||
Естественно-научная грамотность | ||||||
Томат. | 1 | 0,5 | 0,5 | 27.10 | ||
Болгарский перец. | 1 | 0,5 | 0,5 | 10.11 | ||
Картофель. | 1 | 0,5 | 0,5 | 17.11 | ||
Баклажан. Семейство Паслёновые. | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.11 | ||
Лук. Капуста. | 1 | 0,5 | 0,5 | 01.12 | ||
Горох. | 1 | 0,5 | 0,5 | 08.12 | ||
Грибы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.12 | ||
Глобальная компетентность | ||||||
Комплексное задание «Экологичная обувь». | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.12 | ||
Комплексное задание «Этичная одежда». | 1 | 0,5 | 0,5 | 12.01 | ||
Финансовая грамотность | ||||||
Потребительская корзина. | 1 | 0,5 | 0,5 | 19.01 | ||
Прожиточный минимум. | 1 | 0,5 | 0,5 | 26.01 | ||
Инфляция. | 1 | 0,5 | 0,5 | 02.02 | ||
Распродажи, скидки, бонусы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 09.02 | ||
Благотворительность. Страхование. | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.02 | ||
Математическая грамотность | ||||||
В бассейне. | 1 | 0,5 | 0,5 | 01.03 | ||
Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.03 | ||
Делаем ремонт. | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.03 | ||
Праздничный торт. | 1 | 0,5 | 0,5 | 05.04 | ||
Обустраиваем участок. | 1 | 0,5 | 0,5 | 12.04 | ||
Поход в кино. | 1 | 0,5 | 0,5 | 19.04 | ||
Отправляемся в путешествие. | 1 | 0,5 | 0,5 | 26.04 | ||
Организуем экскурсию | 1 | 0,5 | 0,5 | 03.05 | ||
Креативное мышление | ||||||
История со словом «спички». | 1 | 0,5 | 0,5 | 17.05 | ||
Рассказы по картинкам. | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.05 | ||
Итого: | 31 | 15,5 | 15,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс...
Программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности"
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Основы функциональной грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной грамотности" 1-4 класс....