УРОК ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
план-конспект урока

Нестеренко Наталия Васильевна

УРОК  ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №1 им. Ляпидевского

муниципального  образования  Щербиновский  район

станица  Старощербиновская

КУБАНОВЕДЕНИЕ

Тема: «Дикие и домашние животные»

                                                                                                                                     Подготовила  Нестеренко Н.В..,

                                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                 МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема урока

Домашние животные.

Ведущий метод:

Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод.

Цель:

Предметная: 

образовательная : создать условия для показа разнообразия домашних животных и их значения  в жизни       человека;   необходимости заботы  человека   о животных;

развивающие: способствовать развитию внимательности и наблюдательности;

воспитательныя: воспитывать бережное отношение и заботу к окружающему миру  домашних животных ;

деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода   рефлексивной самоорганизации и наблюдений.

Метапредметная (Формировать УУД):

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать  культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других  строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные умения: определять основные признаки домашних животных, роль человека в жизни домашних животных.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

-  различают домашних животных: определяют значение животных в жизни человека, понимают необходимость заботы человека о животных.

Метапредметные умения:

  • Познавательные умения:

- общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;                              

- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  • Регулятивные умения:

 -уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

 - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  • Коммуникативные умения:

- уметь слушать и понимать речь других;  

- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать  им.

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Личностные умения:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Термины и понятия

Предметы природы. Живая и неживая природа. Дикие и домашние животные,

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы

Информационный материал:

- учебник.

Технические средства обучения:

ноутбук, интерактивная доска

медиапроектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация  

Формы работы

фронтальная, индивидуальная.

                                                                                     Технология изучения

Этапы урока

Планируемые результаты Формируемые умения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Организационный

Актуализация знаний.

Открытие нового знания.

Физкультминутка

Применение нового знания

Рефлексия.

;

Личностные:

-формировать интерес к изучению предмета;

-воспитывать культуру поведения.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими   нормами родного языка.

Метапредметные:

регулятивные:

-определять цель и формулировать вопросы.

Предметные:

-правильно называть домашних животных;

Метапредметные

Познавательные:

-выполнять классификацию,

-обосновывать основания для классификации.

Регулятивные:

-высказывать свое предположение на основе услышанного.

Метапредметные

личностные:

воспитывать культуру поведения.

Метапредметные

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-работать в группах;

-строить высказывания в рамках учебного диалога.

Регулятивные:

- строить высказывание (предположение ) на основе учебного материала.

Метапредметные

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организует приветствие и знакомство с детьми.

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Цель: организовать учащихся на учебный процесс, создание условий для возникновения у детей  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Цель: подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

Цель: определение темы урока и постановка целей урока.  

Организует  работу с учебником.

Организация  деятельности учащихся по применению знаний и умений в самостоятельной  работе.

Цель: соотнести цель и результаты деятельности на уроке

Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы край родной свой знать.

-Сегодня мы урок начнем с игры «Доскажи словечко». Для игры я использовала стихи и загадки кубанского поэта Владимира Нестеренко.

Могут в речке

Плавать сутки

Непоседливые (утки)

«Му и му»

Одно лишь слово

Говорит всегда (корова)

Отгадай-ка, кто проворно

Ищет крошки, ищет зерна?

Говори же не робей-

Это храбрый (воробей)

Для желторотых крошек

Весь день носил он мошек,

Заботливый отец!

Зовут его ( скворец )

В луже место занимает

И ложится на бочок.

Пуговку напоминает

Розоватый пятачок (свинья)

В дом родной они спешат,

Озабоченно жужжат.

Из садов,  с полей приносят

Сладость, воск и аромат (пчелы)

Он характер свой покажет:

Тронь птенцов  - шипя, накажет.

Знает вся честная Русь-

Это серый важный (гусь)

     

Он ползет со мною рядом,

На пути берет преграды

И бежит отлично кросс

Мой любимый, верный (пес)

Лай собак издалека.

Ветка треснула слегка

Мимо нас, как будто

Пролетел лесной (олень)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (Собака).

- Перечислите еще раз отгадки ( утки, воробей, скворец, пес, олень, гусь, свинья, пчелы, корова, собака)

-Как одним словом можно их назвать? (животные)

-А эти животные живут у нас на Кубани?

-Ребята, о ком мы будем говорить на уроке?

-И вот сегодня на уроке мы будем говорить о животном мире Краснодарского края.

- Вы перечислили огромное количество животных. Можно ли их разделить по какому-либо признаку? (птицы, звери)

-А на какие две группы можно разделить еще?

- А какие есть еще животные? ( Домашние)

-Назовите диких животных Кубани?

-Назовите домашних животных?

- Чем они отличаются от диких?

Проблемная ситуация:

- А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме?

- Мухи и мыши встречаются дома. Можно ли их назвать домашними животными? (Ответы разные)

- Какую задачу поставим на урок? (Выясним, каких животных называют домашними.)

- На какие вопросы еще хотели бы найти ответы сегодня на уроке?

1. Чем домашние животные отличаются от диких?

2. В чем  сходство в повадках домашних и диких животных?

3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?)

Нам на помощь придут строчки из стихотворения С. Маршака.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

- О каких животных идет речь в этих строчках? (о коте и кролике)

- В чем сходство этих животных- Докажите, что кролик – это домашнее животное.

(Кролика кормит  человек.)

- А чем занят кот? (Ловит мышей и крыс.)

- То есть самостоятельно добывает себе пищу. Значит, кот – не домашнее животное?

- Где и как мы можем найти ответ на эти вопросы? (спросить, посмотреть в интернете, прочитать в учебнике)

- Ваши мнения разделились, вы считаете по-разному. Дома вы воспользуетесь любым доступным вам источником информации и подготовите небольшой рассказ о любом диком животном, который живет на территории Краснодарского края.

-А пока, вопрос: « Для чего люди выращивают домашних животных?». Обсудите в парах.

3. Обсуждение проблемы. Работа в парах.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА («ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»ЗАДАНИЕ № 5,6)

III.  Изучение нового материала

1 . Рассказ учителя о диких животных. Работа с картой.

    В давние-давние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в теплые края.

   Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, горах , лесах. И все они очень интересны: от маленьких мышей до огромных зубров.

    На территории нашего края живут очень разные животные

    -Посмотрите на карту. В северных районах края распространены степные животные: грызуны: суслики, хомяки, полевые мыши, а также ласка, тушканчик и заяц. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. Возле рек живет огромное количество птиц и мелких(щегол) и крупных ( цапля).Но больше всего птиц живет в лесу. Недаром говорит русская народная пословица «Нет такого дерева, на  котором птица не сидела». В лесу живут дятлы, синички, зяблики, совы. Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых. А вот на берегу моря живут чайки и бакланы, в лиманах и плавнях – цапли, пеликаны, дикие гуси, а иногда прилетают лебеди. Очень много в плавнях куликов.

В лесах Кубани тоже водятся медведи, зайцы, лисы, волки и дикие кабаны, а  также самые крупные хищники: барс и рысь.

В горной части нашего края встречаются косули, кавказские благородные олени, дикие кабаны.

2. Домашние животные.

Давно – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно и холодно. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать добывать пищу. Время шло. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих друзей и помощников.

Многие домашние животные живут рядом с человеком несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности и сделали своими надежными помощниками и друзьями.

-Ребята, а как вы думаете, есть ли родственники между дикими и домашними животными?

- Найдите родственников среди диких и домашних животных и соедини стрелками.( Работа в тетради стр.27)

IV.Физминутка

- О каких животных говорилось в физминутке?

Отгадайте загадку:

Наш скакун быстрее всех.

 Ждёт его большой успех.

 Грива вьётся как огонь.

 Мчит по полю быстрый (конь)

-Мы живем на Кубани, а она всегда славилась своим казачеством.

-Как вы думаете, какое животное казаки любили больше всего?

Правильно, они любили лошадей. Прочитайте пословицу.

Верный друг казака- вороной конь.

-Как называют коня в пословице?

- Как вы думаете почему?

 У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».

V. Продолжение  изучения  нового  материала

- Мы уже говорили о том, что человек заботится о домашних животных.

  - А какие домашние животные есть у вас дома и как вы о них заботитесь? ( Ответы детей)

-А откуда можно взять информацию о повадках животных, их видах, жизни?

-О жизни  и повадках животных мы можем узнать из научных книг, из энциклопедии , из телепередач. А также можно узнать из произведений художественной литературы.   Вот я предлагаю ваши сообщения собрать в  книгу.

-Ребята, а как можно назвать эту книгу? («Домашние любимцы» )

      -Вот и подходит к концу наш урок.

-О каких животных  мы говорили на уроке?

ИТОГ: Учитель:  Давайте сделаем вывод: мышь, паук, муха хоть и живут в доме, но люди за ними не ухаживают, поэтому их нельзя отнести к домашним животным. За белкой люди ухаживают, но она относится к диким животным, так как её родной дом дикая природа. Если её выпустить в лес, то она сама сможет себя прокормить.

- А где диким животным лучше, в дикой природе или в доме человека и почему?

Учитель:- Вот поэтому диких животных не следует приносить в дом, за исключением тех случаев, когда животное нуждается в нашей помощи.

Дикое животное, которое долгое время содержалось в неволе, не сможет жить в дикой природе.

 - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли решить эту задачу?

- Для чего мы ее решали?

- Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. Например, голубей, кошек, собак и других животных. Если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда он вам надоест. Все домашние животные не так уж безобидны. Ведь не стоит забывать, что предки домашних животных – дикие. Иногда домашние животные могут быть очень агрессивными, поэтому при обращении с домашними животными нужно быть осторожными – и об этом мы поговорим на следующем уроке. И помните: Мы в ответе за тех, кого приручили!

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробьи
Песенкой разбудят,
А царапать и кусать
Вас никто не будет!

Учащиеся повторяют хором.

Животные.

Ответы детей.

-Какие животные называются домашними?

- Они живут рядом с человеком.

-Домашними.

1. Чем домашние животные отличаются от диких?

2. В чем  сходство в повадках домашних и диких животных?

3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?)

(Это домашние животные.)

(Домашнее. Человек тоже его кормит, но у кота осталась привычка его предков – ловить мышей, крыс, птиц.)

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Выступления детей.

«Диким животным лучше в лесу, потому что это их родной дом, они там привыкли».

Выяснить, каких животных называют домашними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Урок на тему: "Домашние животные и домашние птицы"

Компьютерная презентация к уроку на тему:" Домашние животные и домашние птицы"....

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....