УРОК ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
план-конспект урока
УРОК ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КУБАНОВЕДЕНИЕ
Тема: «Дикие и домашние животные»
Подготовила Нестеренко Н.В..,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 им. Ляпидевского
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема урока | Домашние животные. |
Ведущий метод: | Проблемно-ситуационные методы обучения. Репродуктивный метод. |
Цель: | Предметная: образовательная : создать условия для показа разнообразия домашних животных и их значения в жизни человека; необходимости заботы человека о животных; развивающие: способствовать развитию внимательности и наблюдательности; воспитательныя: воспитывать бережное отношение и заботу к окружающему миру домашних животных ; деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации и наблюдений. Метапредметная (Формировать УУД): - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы. Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные умения: определять основные признаки домашних животных, роль человека в жизни домашних животных. |
Планируемые результаты: | Предметные умения: - различают домашних животных: определяют значение животных в жизни человека, понимают необходимость заботы человека о животных. Метапредметные умения:
- общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала.
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
- уметь слушать и понимать речь других; - уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; - проявлять интерес к изучению темы; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Термины и понятия | Предметы природы. Живая и неживая природа. Дикие и домашние животные, |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы | Информационный материал: - учебник. Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска медиапроектор. Экранно-звуковые пособия: презентация |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная. |
Технология изучения
Этапы урока | Планируемые результаты Формируемые умения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность обучающихся |
Организационный Актуализация знаний. Открытие нового знания. Физкультминутка Применение нового знания Рефлексия. ; | Личностные: -формировать интерес к изучению предмета; -воспитывать культуру поведения. Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Метапредметные: регулятивные: -определять цель и формулировать вопросы. Предметные: -правильно называть домашних животных; Метапредметные Познавательные: -выполнять классификацию, -обосновывать основания для классификации. Регулятивные: -высказывать свое предположение на основе услышанного. Метапредметные личностные: воспитывать культуру поведения. Метапредметные коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -работать в группах; -строить высказывания в рамках учебного диалога. Регулятивные: - строить высказывание (предположение ) на основе учебного материала. Метапредметные познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Организует приветствие и знакомство с детьми. Организует проговаривание правил поведения на уроке Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Цель: организовать учащихся на учебный процесс, создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности. Цель: определение темы урока и постановка целей урока. Организует работу с учебником. Организация деятельности учащихся по применению знаний и умений в самостоятельной работе. Цель: соотнести цель и результаты деятельности на уроке | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Чтобы край родной свой знать. -Сегодня мы урок начнем с игры «Доскажи словечко». Для игры я использовала стихи и загадки кубанского поэта Владимира Нестеренко. Могут в речке Плавать сутки Непоседливые (утки) «Му и му» Одно лишь слово Говорит всегда (корова) Отгадай-ка, кто проворно Ищет крошки, ищет зерна? Говори же не робей- Это храбрый (воробей) Для желторотых крошек Весь день носил он мошек, Заботливый отец! Зовут его ( скворец ) В луже место занимает И ложится на бочок. Пуговку напоминает Розоватый пятачок (свинья) В дом родной они спешат, Озабоченно жужжат. Из садов, с полей приносят Сладость, воск и аромат (пчелы) Он характер свой покажет: Тронь птенцов - шипя, накажет. Знает вся честная Русь- Это серый важный (гусь)
Он ползет со мною рядом, На пути берет преграды И бежит отлично кросс Мой любимый, верный (пес) Лай собак издалека. Ветка треснула слегка Мимо нас, как будто Пролетел лесной (олень) Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков – Дом хранить от чужаков. (Собака). - Перечислите еще раз отгадки ( утки, воробей, скворец, пес, олень, гусь, свинья, пчелы, корова, собака) -Как одним словом можно их назвать? (животные) -А эти животные живут у нас на Кубани? -Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? -И вот сегодня на уроке мы будем говорить о животном мире Краснодарского края. - Вы перечислили огромное количество животных. Можно ли их разделить по какому-либо признаку? (птицы, звери) -А на какие две группы можно разделить еще? - А какие есть еще животные? ( Домашние) -Назовите диких животных Кубани? -Назовите домашних животных? - Чем они отличаются от диких? Проблемная ситуация: - А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме? - Мухи и мыши встречаются дома. Можно ли их назвать домашними животными? (Ответы разные) - Какую задачу поставим на урок? (Выясним, каких животных называют домашними.) - На какие вопросы еще хотели бы найти ответы сегодня на уроке? 1. Чем домашние животные отличаются от диких? 2. В чем сходство в повадках домашних и диких животных? 3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?) Нам на помощь придут строчки из стихотворения С. Маршака. Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. - О каких животных идет речь в этих строчках? (о коте и кролике) - В чем сходство этих животных- Докажите, что кролик – это домашнее животное. (Кролика кормит человек.) - А чем занят кот? (Ловит мышей и крыс.) - То есть самостоятельно добывает себе пищу. Значит, кот – не домашнее животное? - Где и как мы можем найти ответ на эти вопросы? (спросить, посмотреть в интернете, прочитать в учебнике) - Ваши мнения разделились, вы считаете по-разному. Дома вы воспользуетесь любым доступным вам источником информации и подготовите небольшой рассказ о любом диком животном, который живет на территории Краснодарского края. -А пока, вопрос: « Для чего люди выращивают домашних животных?». Обсудите в парах. 3. Обсуждение проблемы. Работа в парах. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА («ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»ЗАДАНИЕ № 5,6) III. Изучение нового материала 1 . Рассказ учителя о диких животных. Работа с картой. В давние-давние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступью южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в теплые края. Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, горах , лесах. И все они очень интересны: от маленьких мышей до огромных зубров. На территории нашего края живут очень разные животные -Посмотрите на карту. В северных районах края распространены степные животные: грызуны: суслики, хомяки, полевые мыши, а также ласка, тушканчик и заяц. Они приносят большой вред сельскому хозяйству. Возле рек живет огромное количество птиц и мелких(щегол) и крупных ( цапля).Но больше всего птиц живет в лесу. Недаром говорит русская народная пословица «Нет такого дерева, на котором птица не сидела». В лесу живут дятлы, синички, зяблики, совы. Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают огромное количество вредных насекомых. А вот на берегу моря живут чайки и бакланы, в лиманах и плавнях – цапли, пеликаны, дикие гуси, а иногда прилетают лебеди. Очень много в плавнях куликов. В лесах Кубани тоже водятся медведи, зайцы, лисы, волки и дикие кабаны, а также самые крупные хищники: барс и рысь. В горной части нашего края встречаются косули, кавказские благородные олени, дикие кабаны. 2. Домашние животные. Давно – давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно и холодно. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать добывать пищу. Время шло. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих друзей и помощников. Многие домашние животные живут рядом с человеком несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности и сделали своими надежными помощниками и друзьями. -Ребята, а как вы думаете, есть ли родственники между дикими и домашними животными? - Найдите родственников среди диких и домашних животных и соедини стрелками.( Работа в тетради стр.27) IV.Физминутка - О каких животных говорилось в физминутке? Отгадайте загадку: Наш скакун быстрее всех. Ждёт его большой успех. Грива вьётся как огонь. Мчит по полю быстрый (конь) -Мы живем на Кубани, а она всегда славилась своим казачеством. -Как вы думаете, какое животное казаки любили больше всего? Правильно, они любили лошадей. Прочитайте пословицу. Верный друг казака- вороной конь. -Как называют коня в пословице? - Как вы думаете почему? У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». V. Продолжение изучения нового материала - Мы уже говорили о том, что человек заботится о домашних животных. - А какие домашние животные есть у вас дома и как вы о них заботитесь? ( Ответы детей) -А откуда можно взять информацию о повадках животных, их видах, жизни? -О жизни и повадках животных мы можем узнать из научных книг, из энциклопедии , из телепередач. А также можно узнать из произведений художественной литературы. Вот я предлагаю ваши сообщения собрать в книгу. -Ребята, а как можно назвать эту книгу? («Домашние любимцы» ) -Вот и подходит к концу наш урок. -О каких животных мы говорили на уроке? ИТОГ: Учитель: Давайте сделаем вывод: мышь, паук, муха хоть и живут в доме, но люди за ними не ухаживают, поэтому их нельзя отнести к домашним животным. За белкой люди ухаживают, но она относится к диким животным, так как её родной дом дикая природа. Если её выпустить в лес, то она сама сможет себя прокормить. - А где диким животным лучше, в дикой природе или в доме человека и почему? Учитель:- Вот поэтому диких животных не следует приносить в дом, за исключением тех случаев, когда животное нуждается в нашей помощи. Дикое животное, которое долгое время содержалось в неволе, не сможет жить в дикой природе. - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли решить эту задачу? - Для чего мы ее решали? - Многие люди содержат животных для души, чтобы было о ком заботиться, чтобы был друг. Например, голубей, кошек, собак и других животных. Если вы завели домашнего питомца, то не бросайте его, когда он вам надоест. Все домашние животные не так уж безобидны. Ведь не стоит забывать, что предки домашних животных – дикие. Иногда домашние животные могут быть очень агрессивными, поэтому при обращении с домашними животными нужно быть осторожными – и об этом мы поговорим на следующем уроке. И помните: Мы в ответе за тех, кого приручили! | Учащиеся повторяют хором. Животные. Ответы детей. -Какие животные называются домашними? - Они живут рядом с человеком. -Домашними. 1. Чем домашние животные отличаются от диких? 2. В чем сходство в повадках домашних и диких животных? 3. Какую пользу приносят домашние животные человеку?) (Это домашние животные.) (Домашнее. Человек тоже его кормит, но у кота осталась привычка его предков – ловить мышей, крыс, птиц.)
Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы. Выступления детей. «Диким животным лучше в лесу, потому что это их родной дом, они там привыкли». Выяснить, каких животных называют домашними. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.
Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных. Развивать умение раб...
урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.
Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких. На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....
Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области
Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...
Презентация к уроку по развитию речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных"
Презентация к уроку....
Урок на тему: "Домашние животные и домашние птицы"
Компьютерная презентация к уроку на тему:" Домашние животные и домашние птицы"....
«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»
Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....