Рабочая программа «Палитра детства – мастерская изобразительного искусства»
рабочая программа (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palitra_detstva.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Палитра детства»
3 класс
34 ЧАСА
2020-2021 учебный год
.
Разработала: Зарубина А.М
учитель начальных классов
с. Нижний Саянтуй
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Палитра детства» для 3 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» п. 3.6 ст. 28.
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего
образования по внеурочной деятельности, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089 (или ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009) , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).
3. Базисного учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004)
4.На основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество».
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи курса:
- создать условия для формирования образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- создать условия для формирования творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю.
Данная программа кружка художественного творчества «Палитра детства» рассчитана на один год обучения учащихся 3 класса, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности.
-позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Планируемые результаты освоения «Палитры детства»
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: - Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - Достичь оптимального для каждого уровня развития; - Сформировать систему универсальных учебных действий; - Сформировать навыки работы с информацией. | Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) ; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. | У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; |
Содержание рабочей программы
Тема 1. Симметрическое вырезание. (3 кл.-8ч.)
Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом. Симметрия. Прорезная аппликация. (Белорусская выцинанка)
Тема 2. Аппликация. (3 кл.-1ч.)
Свойства бумаги. Сложение из полосок фигур. Виды аппликаций. Создание композиций.
Тема 3. Оригами. (3 кл. - 7ч.)
Свойства бумаги. Способы сгибания и соединения деталей. Простые модели оригами.
Тема 4 Петли. (3 кл.-4ч)
Свойства бумаги. Основы квиллинга. Композиции из петель.
Тема 5. Объёмная аппликация. (3 кл.-8ч.)
Объем. Как предать фигуре из бумаги объем. Композиция.
Тема 6. Проект. (3 кл.-7ч.)
Создание групповой композиции.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | УУД | Дата план | Дата факт | Коррекция |
1 | Семейка грибов | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на занятии (с чего я начну свою работу, что сделаю дальше, как закончу свою работу, как оформлю законченную работу). Учиться работать по предложенному учителем плану (работа по озвученному плану, по таблицам последовательного выполнения рисунка). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного (сравнивать с образцами декоративно-прикладного искусства, их иллюстрациями). Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии (чему научились, что ещё предстоит узнать, что получается хорошо, над чем нужно поработать). Познавательные УУД Формирование умения самостоятельно формулировать цель (что хочу узнать, чему научиться). Формирование умения воспроизводить знания, устанавливать взаимосвязи при помощи схем, карт и др. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, наглядность. Формирование умений выделять критерии и доказывать .Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, видам и т.д.). Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника, используя терминологию. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников (не перебивая, задавать вопросы после высказывания). • Учиться согласованно работать в группе пи выполнении коллективной работы: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы. | |||
2 | Подвески бабочки | ||||
3 | Коллективная работа. «Городские пейзажи» | ||||
4 | Коллективная работа. «Городские пейзажи» | ||||
5 | Знаки зодиака | ||||
6 | Игрушки-дергунчики | ||||
7 | Сундучок с сюрпризом (пират или любой персонаж) | ||||
8 | Коллективная работа. Декоративные занавески из бумаги. | ||||
9 | Коллективная работа. Декоративные занавески из бумаги. | ||||
10 | Бумажный пегас. | ||||
11 | Часы 2-х видов «Времена года»/ с кованным узором. | ||||
12 | Фигурные подвески-светильники | ||||
13 | Коллективная работа. Квилинг «Букеты на потолке» | ||||
14 | Коллективная работа. Квилинг «Букеты на потолке» | ||||
15 | Декоративная свеча | ||||
16 | Модульные звезды | ||||
17 | Елочки из бумаги. | ||||
18 | Еловая лапа. | ||||
19 | Парусная лодка | ||||
20 | Сюрикен (японское оружие) | ||||
Лягушка из конусов | |||||
21 | Забавные самоделки в технике модульного оригами. | ||||
22 | Фоторамка | ||||
23 | Валентинка «Божья коровка» | ||||
24 | Скрапбукинг. Альбом-домик. | ||||
25 | Скрапбукинг. Альбом-домик. | ||||
26 | Ваза с васильками | ||||
27 | Подснежники. | ||||
28 | Тарелка с виноградом | ||||
29 | Туннельная картина | ||||
30 | Розы с загадками | ||||
31 | Объемные открытки. | ||||
32 | Плетение птички. | ||||
33 | Коллаж «Гномик» | ||||
34 | Именные карточки. | ||||
ИТОГО | 34 часа | час |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Технические средства обучения | |
1.1 | Компьютер(ноутбук) | |
1.2 | Мультимедийный проектор | |
2. | Электронные образовательные ресурсы | |
2.1 | Наименование сайтов | |
2.2 | Наименование электронных пособий | |
3. | Оборудование | |
3.1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | |
3.2 | Стол учительский со стулом | |
3.3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса Для педагога: Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. -М., 2010г. стр. 21. Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2012 г. стр. 35. 3. Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2012. Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010. Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2012. - 64с: ил. Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2013. Калинина Т.В., Юсупова И.В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 2012. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2012. Материальное обеспечение: -Бумага -Картон белый -Краски: акварельные, гуашевые, акриловые -Ножницы - Клей ПВА -Гофрированный картон - Цветной картон Мультимедийное обеспечение: - компьютер - проектор - множительная техника - интернет | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Кузин В. С. Изобразительное искусство 2 класс
Рабочая программа Кузин В. С. Иобразительное искусство 2 класс...
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.:Дрофа, 2011) в соответствии с основными положен...
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта ...
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 1 класс. Программа "Школа России". ФГОС
В соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...
Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс
Рабочая программа с КТП по изобразительному искусству по программе ПНШ 2 класс...