«Праздник разных народов»
классный час (3 класс)

Кащаева Галина Александровна

: Семья – самое дорогое у человека, а у ребенка – особенно. Именно в семье у него закладывается основа будущих отношений с другими людьми по образу и подобию отношений в семье. В данном мероприятии обучающиеся поделятся семейными традициями. Тем, что делает их семьи дружными. Тем, что они сохранят в своих воспоминаниях на всю жизнь. То, что они возьмут с собой в новую семью, что передадут своим детям и внукам. Обычаи в каждой семье схожи, но с каким теплом ребята будут рассказывать о блюдах своей национальности, играх своей национальности, о семейных вечерах и прогулках, ритуалах на ночь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ»

  1. Фамилия Имя Отчество автора: Кащаева Галина Александровна
  2. Класс: 4
  3. Предмет: русский родной язык.
  4. Тема: учимся оценивать и редактировать текст. 
  5. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

- понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности;

-научатся оценивать и редактировать предложенные и собственные тексты;

- использовать учебные словари в процессе редактирования текста.

НАЧАЛО УРОКА

          Перед началом урока всем обучающимся предлагается из закрытого пакета выбрать полоску (всего полосок три – по числу групп – желтые, зеленые, розовые). Далее обучающимся необходимо рассказать о том, как будет проходить урок:

  • все обучающиеся будут поделены на три группы (группы объединяются в соответствии с тем, кому какая полоска  досталась: желтые с желтыми, зеленые с зелеными, розовые с розовыми);
  • все группы в течение урока должны поработать на трех станциях           – Учитель, Онлайн и Проект;
  • у каждой группы будет свой маршрут движения, при этом маршруты необходимо распечатать и поместить на видное место в классе;
  • время работы на каждой станции ограничено (8 минут); отсчет времени ведется автоматически и через проектор выводится на экран (доску); по истечению времени система выдает сигнал (звонок, гонг), при котором группа должна закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции; для автоматического отсчета времени можно использовать любой онлайн сервис (например, https://classroomscreen.com/);
  • станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций);
  • на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; здесь надо заострить внимание – что на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.

         Далее обучающиеся разбиваются на группы. Дождавшись, когда все рассядутся, учитель запускает отсчет времени для работы на 1-ой станции.

Необходимое оснащение:

  • Компьютер/ноутбук с выходом в Интернет + аудиосистема (или встроенные колонки) + проектор.
  • Доступ к сайту https://classroomscreen.com/.
  • столы (места) для работы 3-х отдельных групп (3 станции): 1-ая станция – станция работы с Учителем, 2 станция – станция работы Онлайн, 3-я станция – станция Проектной работы.
  • Таблички на каждую станцию.
  • Листы движения по станциям для каждой группы.

Группа 1. Учитель  Онлайн  Проект

ГРУППА 1. Станция  Учитель

– Какие стили речи вы знаете? (Художественный, научно-де- ловой, официальный.)

 – Различные типы и стили текста подходят для определенной сферы общения: научная, официально-деловая, быт, Интернет.

Упр. 1 (с. 97–99) (Коллективная работа. Чтение текста цепочкой.)

– С какой целью написан текст? (Он объясняет, почему лису называют Лисой Патрикеевной.)

– К какому типу текстов он относится? (Это текст-рассу- ждение.)

 – Какой стиль речи должен соответствовать этому тексту? (Научный стиль.) – Какое предложение из первого абзаца не соответствует этому стилю? (Лисичка-сестричка – одна из самых популярных героинь русских сказок.)

 – Почему вы так считаете? (Слова «лисичка-сестричка» – это традиционный эпитет в художественной речи. Он употреб- ляется в сказках.)

 – Какое предложение во втором тексте является лишним? (Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать нос в чужие дела.)

– Почему вы выбрали это предложение? (Примерный ответ. Здесь используется фразеологический оборот «не совать нос в чужие дела». Слово «совать» здесь имеет переносное значение. Фразеологизмы используются в художественных произведениях.)

 – Найдите лишнее предложение в третьем абзаце. (Тут часто бывает: от хвоста и голова пропадает.)

– Объясните свой выбор. (Здесь используется поговорка. Это художественный стиль речи.)

– Сделайте вывод: в какой книге можно прочитать этот текст? (Его можно прочитать в научно-популярном журнале для детей.)

 – Какая иллюстрация выбрана к тексту? (Это фотография.)

ГРУППА 1. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции Выполнение заданий в «Учи.ру»- Раздел «Литературный кружок»

Необходимое оснащение:

- компьютер с выходом в интернет

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Учи.ру».

ГРУППА 1. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 1).

– Прочитайте тексты и определите их типы.

1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти пернатые труженики полезны.

2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки. По В. Солоухину

 3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая. По В. Сухомлинскому

Представители групп дают ответ, на листочках подписывают.

Группа 2: Онлайн  Проект  Учитель  

ГРУППА 2. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции Выполнение заданий в «Учи.ру»- Раздел «Литературный кружок»

Необходимое оснащение:

- компьютер с выходом в интернет

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Учи.ру».

ГРУППА 2. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 1).

– Прочитайте тексты и определите их типы.

1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти пернатые труженики полезны.

2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки. По В. Солоухину

 3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая. По В. Сухомлинскому

Представители групп дают ответ, на листочках подписывают.

ГРУППА 2. Станция Учитель

Вы уже поработали на станции Онлайн и станции проект.

– Кто догадался, чему нас сегодня научит родной язык?

– Послушайте три текста.

Скажите, чем они похожи и чем отличаются.

 1. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит: – Детки, воды мне дайте… Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: – Я без пимов. Другой говорит: – Я без шапки. Третий говорит: – Я без одежи. А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: – Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!.. Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: – Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: – Мама, мы тебе водички принесли! Отвечает им мать: – Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я… Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: – Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: – Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я… Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той самой поры красный мох стелется. Ненецкая сказка «Кукушка»

2. Кукушка – птица, известная практически каждому. Как известно, она не вьет собственных гнезд и подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Из-за этого факта отношение к птице сложилось неуважительное. Однако кукушка этого не заслужила. Рацион кукушки составляют насекомые, особенно личинки. Ее любимая пища – мохнатые гусеницы, которых не могут есть остальные птицы. Дело в том, что волоски этих гусениц при переваривании пищи втыкаются в стенки желудка. Такого рода пища абсолютно не подходит многим птицам. Уничтожение мохнатых гусениц – несомненная помощь кукушки родной природе.

 3. Кукушка – птица загадочная. Только кукушка не вьет гнезда и не выкармливает птенцов. Потому что сносит она за лето почти два десятка яичек – где же ей одной с такой оравой птенцов управиться! Да и несется с большими перерывами: были бы у нее в гнезде сразу и яички свежие, и взрослые птенцы. И что ей делать тогда: яички высиживать или птенцов кормить? Вот и подбрасывает кукушка яички в чужие гнезда. Снесет яичко на землю, в клюв возьмет да и опустит в гнездо или дупло тихонько! Кукушонок, как вылупится из яйца, сейчас же начинает ворочаться и все из гнезда выбрасывать: яички так яички, птенчиков так птенчиков. Пока один в гнезде не останется. Ест он за всех пятерых, что из гнезда выкинул. Приемным родителям покоя нет: с утра до ночи носят еду кукушонку. А тот все добавки просит. И скоро становится больше своих кормильцев. Вот она какая – кукушка.

– Чем похожи тексты? (В них рассказывается о кукушке.)

– Чем отличаются? (Первый текст – сказка, второй текст – научная статья, третий – рассказ.)

– Как это можно определить? (В текстах используются разные языковые средства.)

Группа 3: Проект  Учитель  Онлайн

ГРУППА 3. Станция Проект

На данной станции учащимся предлагается работать согласно инструкции (см. Приложение 1).

– Прочитайте тексты и определите их типы.

1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти пернатые труженики полезны.

2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки. По В. Солоухину

 3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая. По В. Сухомлинскому

Представители групп дают ответ, на листочках подписывают.

ГРУППА 3. Станция Учитель

Упр. 5 (с. 103–105) Работа в парах.

Учитель просит учащихся вспомнить правила работы в паре. Учащиеся читают и выполняют задание. Коллективная проверка. Представители пары называют номера фрагментов, относящихся к одному тексту. Класс проверяет. Один ученик читает фрагмент целиком. Ответ.

К сказке относятся фрагменты 2, 5, 8. Языковые средства: олицетворение (зима переступает порог, она станет хозяйкой, устанавливает порядки, любит покой и безмолвие, старается всех усыпить); сказочные персонажи (волшебница Зима, зайчата с бельчатами); волшебные превращения (превратит в спящее царство, превращает в непроходимые сугробы, сильны ее чары).

К рассказу относятся фрагменты 1, 4, 6. В рассказе описываются реальные события. Рассказчик описывает прогулку по зимнему лесу. Это текст-описание. Используются средства выразительности: эпитеты (синеватые тени, белый нетронутый ковер, ажурными белыми арками), сравнения, метафоры (ковер из снега, белой бахромой, снежная шапка).

К статье из энциклопедии относятся фрагменты 3, 7, 9. В статье научный стиль речи. На это указывают слова и словосочетания: устойчив к снегопадам, прирост снежного покрова, предстоящий плодородный год, ростки, бутоны, стеблем.)

ГРУППА 3. Станция Онлайн

Около каждого компьютера лежит инструкция по работе на данной станции Выполнение заданий в «Учи.ру»- Раздел «Литературный кружок»

Необходимое оснащение:

- компьютер с выходом в интернет

Необходимые дидактические материалы:

- инструкции для работы на станции Онлайн;

- логин и пароль от «Учи.ру».

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал…

- Я использую полученные знания…

- Сегодня я сумел…

- На этом уроке я похвалил бы себя за ...

- Я понял …

- Не совсем понял

Приложение 1

Инструкция для работы на станции Проект

ВРЕМЯ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ – 8 МИНУТ

  1. Работа в группе. Выберите капитана своей группы.

     2.   Как только капитан выбран, он должен надеть на голову отличительный знак – кепку капитана! (Кепка лежит на столе.) Капитан организует работу всей группы.

    3.   Выберите в группе – таймкипера (он будет следить за временем; для этого у вас есть будильник или можно воспользоваться сотовым телефоном).

  4.   Выберите секретаря, который будет отвечать за написание работы.

  5.  Как только роли распределены, таймкипер и секретарь должны надеть на голову отличительные знаки! (Кепки лежат на столе.)

  6.  Приступайте к работе – за 8 минут вам нужно выполнить задание на карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появились разные народы (долганская сказка)

УМК "Школа 2100" На уроке учащиеся познакомятся с народами севера: быт, одежда, занятия....

ТЕМА: ДОЛГАНСКАЯ СКАЗКА «КАК ПОЯВИЛИСЬ РАЗНЫЕ НАРОДЫ»

Урок литературного чтения во 2 классе, III ч етверть....

Богатство и многообразие музыки разных народов мира.Музыкальная культура стран востока.4 класс.

Предмет: музыка.Цель урока: продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, развивать интерес к этой музыке.На примере искусств русского  и японского народов, показать, что ...

История в архитектурных памятниках. Примитивное жилище. Аппликация из резаных нитей. Жилища разных народов.

В разработке показана связь архитектуры с природно –  климатическими условиями,  уровнем развития и особенностями развития и жизни людей. Развитие творческих способностей детей, речи, ...

Конспект урока по технологии "Жилище разных народов ".2 класс

Мною был разработан урок по теме "Жилише разных народов". На уроке дети узнали из каких необычных материалов строят дома некоторые народы....

«Приветствия разных народов мира» Разделы: кружок «Я познаю мир» Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов.

«Приветствия разных народов мира»Разделы: кружок «Я познаю мир»Цель: Развивать познавательный интерес к культуре разных народов....


 

Комментарии