Слышу и правильно пишу
учебно-методический материал (2 класс)
Программа коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии “Слышу и правильно пишу”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
п. Тулинский
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета Приказ №__ от __ августа 202_г.
Протокол № _от __августа 202_ г. Директор школы________________
Программа коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии “Слышу и правильно пишу”
Оглавление
Пояснительная записка
Планируемые результаты
Содержание программы
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа “Слышу и правильно пишу” составлена на основе авторской программы «Коррекция акустической дисграфии» Е.В. Мазановой.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходимо более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стериотипов, кинестетических образов слов.
В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.
У детей с акустической формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствуют правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Встречаются следующие замены или смешения букв на письме:
- Звонкие-глухие согласные (б-п в-ф г-к д-т з-с ж-ш)
- Лабиализованные гласные (о-у ё-ю)
- Сонорные (л м н р й)
- Свистящие и шипящие (с-ш з-ж сь-щ)
-Аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ ч-ц ч-ть ц-т с-ц ч-ш ц-тс)
Цель: максимальное устранение ошибок на письме акустического характера
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4.Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных а-я о-ё у-ю э-е. Работу по дщифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: з-с ж-ш в-ф б-п д-т г-к
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физминутки, содержание которых связано с темой занятия.
Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводиться в три этапа.
Подготовительный
Основной
Заключительный
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1.развитие слухового и зрительного внимания.
2. развитие слуховых дифференцировок.
3.развитие фонематического восприятия.
4 уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1.развитие слухового и зрительного внимания.
2. развитие фонематического анализа и синтеза.
3.развитие слуховых дифференцировок.
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1.закрепление полученных знаний.
2. перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Планируемые результаты
Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках; способность ориентироваться в средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные: овладение представлениями норм и правил речевого этикета; четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке; называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать звуки буквами; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме; определять место ударения в слове; знать термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.); знать твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; обозначать гласные; твердые; мягкие; глухие; звонкие согласные на письме; использовать гласные буквы И Я Ё Ю Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов; подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками; строить звуковые схемы слогов и слов; составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Подготовительный этап | |
2 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 2ч |
3 | Звуки | 2ч |
4 | Гласные и согласные звуки | 2ч |
5 | Основной этап | |
6 | Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, Ы - И, Э - Е | 15ч |
7 | Мягкий знак | 4ч |
8 | Звонкие и глухие согласные | 24ч |
9 | Лабиализованые гласные | 2ч |
10 | Дифференциация сонорных звуков | 4ч |
11 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 7ч |
12 | Заключительный этап | |
13 | Рассказы по картинам | 4ч |
14 | Сочинение собственных историй | 2ч |
15 | Итог | 68ч |
Тематическое планирование коррекционной программы
«Слышу и правильно пишу»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 2ч | ||
Мир звуков | 1 | Выполнять артикуляционную гимнастику; уточнить артикуляцию смешиваемых звуков; освоить игры на слуховое внимание: “Будь внимателен”, “Алфавит”, “Исправь ошибки”, “Что мы слышим”, “Кто заметит больше небылиц”, “Угадай, чей голос?”, “ Да и нет не говори”, “Где случали”, “Что звучало”, “Слушай и делай”, “Испорченный телефон”, “цепочка слов”, “назови звук”, “Кто лучше слушает”, “Хлопки”, “Кто летит” и т.д. | |
Трудные звуки | 1 | ||
Звуки | 2ч | ||
Неречевые звуки | 1 | Узнать отличия неречевых звуков от речевых; изучить звукоподражание; изучить способы образования речевых звуков | |
Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | ||
Гласные и согласные звуки | 2ч | ||
Гласные звуки | 1 | Рассмотреть характеристики гласных; узнать, что такое гласные первого и второго ряда; изучить состав гласных; рассмотреть артикуляцию звуков; дифференцировать согласные по способу образования; дифференциация гласных и согласных звуков | |
Способы образования согласных звуков | 1 | ||
Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, Ы - И, Э - Е | 15ч | ||
Гласные звуки | 1 | Изучить значение гласных в речи людей; отмечать гласные графическими символами; изменять слоги в зеркальном направлении; дифференцировать гласные звуки и гласные буквы; вставлять гласные в слова; получать новые слова путем замены гласных; составлять слова из букв; составлять словосочетания; выписывать слова по заданию; вставлять нужное слово в предложение; разгадывать ребусы; изменять слова по образцу; разгадывать загадки; выделять парные гласные в словах; соотносить карточки по звукам; вставлять нужную гласную из парных гласных | |
Дифференциация гласных А - Я | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед А -Я | 1 | ||
Дифференциация гласных У - Ю | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед У - Ю | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед У - Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных О - Ё | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед О - Ё | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных ы - И | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед ы - И в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных Э - Е | 1 | ||
Мягкий знак | 4ч | ||
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | Составлять слово по звуковой схеме; прочитать сказку о мягком знаки с выполнением иллюстрации; упражняться в словах, где мягкий знак обозначает мягкость; вставлять мягкий знак в слова; составлять слова из слогов; дифференцировать слова с мягким знаком на конце | |
Смягчение согласных в середине слова | 1 | ||
Разделительный мягкий знак | 1 | ||
Мягкий знак в функции смягчения и разделения | 1 | ||
Звонкие и глухие согласные | 24ч | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Звуки Б - Б' | 1 | ||
Звуки П - П' | 1 | ||
Звуки Б - Б', П - П' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки В - В' | 1 | ||
Звуки Ф - Ф' | 1 | ||
Звуки В - В', Ф - Ф' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки Г- Г ' | 1 | ||
Звуки К - К' | 1 | ||
Звуки К-К', Г- Г ' | 1 | ||
Звуки К-К', Г- Г ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки К - К', X - X' | 1 | ||
Звуки Д - Д' | 1 | ||
Звуки Т - Т' | 1 | ||
Звуки Д - Д', Т - Т' | 1 | ||
Звуки Д - Д', Т - Т' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки 3 - 3' | 1 | ||
Звуки С - С ' | 1 | ||
Звуки З - З ' С - С ' | 1 | ||
Звуки З - З ' С - С ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звук и буква Ж | 1 | ||
Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звук и буква Ш | 1 | ||
Дифференциация звуков и букв Ж - Ш | 1 | ||
Лабиализованые гласные | 2ч | ||
Дифференциация букв О - У | 1 | Изучить способы образования гласных; дифференцировать звуки на слух; дифференцировать картинный материал по заданным звукам; составлять слова из букв; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация букв Ё - Ю | 1 | ||
Дифференциация сонорных звуков | 4ч | ||
Дифференциация звуков Р - Р' | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать ребусы | |
Дифференциация звуков Л-Л' | 1 | ||
Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Дифференциация звуков Л - Л' - Й | 1 | ||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 7ч | ||
Дифференциация звуков С - С ', Ш | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация звуков С-Ш | 1 | ||
Дифференциация звуков 3 - 3', Ж | 1 | ||
Дифференциация звуков С - Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Щ | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Т' | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Ш | 1 | ||
Рассказы и сказки | 6ч | ||
Рассказ по серии сюжетных картин «Веселый праздник» | 1 | Отвечать на вопросы по сюжетной картине; составлять вопросы по сюжетной картине; составлять и отвечать на вопросы по серии сюжетных картин; составлять предложения по сюжетной картине; составлять два-три предложения по каждой картине из серии картин; составлять краткий рассказ по серии сюжетных картин; составлять рассказ на предложенную тему; составлять картины в логическом порядке; соотносить текст сказки с картинным материалом; сочинять сказки по заданной теме | |
Рассказ по серии сюжетных картин «Утро» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы», «Летние приключения», «Поход в лес», «Пробуждение природы» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Веселый мальчик» | 1 | ||
Мое приключение | 1 | ||
Моя сказка | 1 |
Тематическое планирование коррекционной программы «Слышу и правильно пишу» для 2а класса 2020-2021 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 2ч | ||
Мир звуков | 1 | Выполнять артикуляционную гимнастику; уточнить артикуляцию смешиваемых звуков; освоить игры на слуховое внимание: “Будь внимателен”, “Алфавит”, “Исправь ошибки”, “Что мы слышим”, “Кто заметит больше небылиц”, “Угадай, чей голос?”, “ Да и нет не говори”, “Где случали”, “Что звучало”, “Слушай и делай”, “Испорченный телефон”, “цепочка слов”, “назови звук”, “Кто лучше слушает”, “Хлопки”, “Кто летит” и т.д. | |
Трудные звуки | 1 | ||
Звуки | 2ч | ||
Неречевые звуки | 1 | Узнать отличия неречевых звуков от речевых; изучить звукоподражание; изучить способы образования речевых звуков | |
Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | ||
Гласные и согласные звуки | 2ч | ||
Гласные звуки | 1 | Рассмотреть характеристики гласных; узнать, что такое гласные первого и второго ряда; изучить состав гласных; рассмотреть артикуляцию звуков; дифференцировать согласные по способу образования; дифференциация гласных и согласных звуков | |
Способы образования согласных звуков | 1 | ||
Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, Ы - И, Э - Е | 15ч | ||
Гласные звуки | 1 | Изучить значение гласных в речи людей; отмечать гласные графическими символами; изменять слоги в зеркальном направлении; дифференцировать гласные звуки и гласные буквы; вставлять гласные в слова; получать новые слова путем замены гласных; составлять слова из букв; составлять словосочетания; выписывать слова по заданию; вставлять нужное слово в предложение; разгадывать ребусы; изменять слова по образцу; разгадывать загадки; выделять парные гласные в словах; соотносить карточки по звукам; вставлять нужную гласную из парных гласных | |
Дифференциация гласных А - Я | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед А -Я | 1 | ||
Дифференциация гласных У - Ю | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед У - Ю | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед У - Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных О - Ё | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед О - Ё | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед О - Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных ы - И | 1 | ||
Твердые и мягкие согласные перед ы - И в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Дифференциация гласных Э - Е | 1 | ||
Мягкий знак | 4ч | ||
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | Составлять слово по звуковой схеме; прочитать сказку о мягком знаки с выполнением иллюстрации; упражняться в словах, где мягкий знак обозначает мягкость; вставлять мягкий знак в слова; составлять слова из слогов; дифференцировать слова с мягким знаком на конце | |
Смягчение согласных в середине слова | 1 | ||
Разделительный мягкий знак | 1 | ||
Мягкий знак в функции смягчения и разделения | 1 | ||
Звонкие и глухие согласные | 24ч | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Звуки Б - Б' | 1 | ||
Звуки П - П' | 1 | ||
Звуки Б - Б', П - П' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки В - В' | 1 | ||
Звуки Ф - Ф' | 1 | ||
Звуки В - В', Ф - Ф' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки Г- Г ' | 1 | ||
Звуки К - К' | 1 | ||
Звуки К-К', Г- Г ' | 1 | ||
Звуки К-К', Г- Г ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки К - К', X - X' | 1 | ||
Звуки Д - Д' | 1 | ||
Звуки Т - Т' | 1 | ||
Звуки Д - Д', Т - Т' | 1 | ||
Звуки Д - Д', Т - Т' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки 3 - 3' | 1 | ||
Звуки С - С ' | 1 | ||
Звуки З - З ' С - С ' | 1 | ||
Звуки З - З ' С - С ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звук и буква Ж | 1 | ||
Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звук и буква Ш | 1 | ||
Дифференциация звуков и букв Ж - Ш | 1 | ||
Лабиализованые гласные | 2ч | ||
Дифференциация букв О - У | 1 | Изучить способы образования гласных; дифференцировать звуки на слух; дифференцировать картинный материал по заданным звукам; составлять слова из букв; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация букв Ё - Ю | 1 | ||
Дифференциация сонорных звуков | 4ч | ||
Дифференциация звуков Р - Р' | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать ребусы | |
Дифференциация звуков Л-Л' | 1 | ||
Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Дифференциация звуков Л - Л' - Й | 1 | ||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 7ч | ||
Дифференциация звуков С - С ', Ш | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация звуков С-Ш | 1 | ||
Дифференциация звуков 3 - 3', Ж | 1 | ||
Дифференциация звуков С - Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Щ | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Т' | 1 | ||
Дифференциация звуков Ч - Ш | 1 | ||
Рассказы и сказки | 6ч | ||
Рассказ по серии сюжетных картин «Веселый праздник» | 1 | Отвечать на вопросы по сюжетной картине; составлять вопросы по сюжетной картине; составлять и отвечать на вопросы по серии сюжетных картин; составлять предложения по сюжетной картине; составлять два-три предложения по каждой картине из серии картин; составлять краткий рассказ по серии сюжетных картин; составлять рассказ на предложенную тему; составлять картины в логическом порядке; соотносить текст сказки с картинным материалом; сочинять сказки по заданной теме | |
Рассказ по серии сюжетных картин «Утро» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы», «Летние приключения», «Поход в лес», «Пробуждение природы» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Веселый мальчик» | 1 | ||
Мое приключение | 1 | ||
Моя сказка | 1 |
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Подготовительный этап | |
2 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 1ч |
3 | Звуки | 1ч |
4 | Гласные и согласные звуки | 1ч |
5 | Основной этап | |
6 | Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, Ы - И, Э - Е | 5ч |
7 | Мягкий знак | 2ч |
8 | Звонкие и глухие согласные | 10ч |
9 | Лабиализованые гласные | 1ч |
10 | Дифференциация сонорных звуков | 1ч |
11 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 2ч |
12 | Заключительный этап | |
13 | Рассказы по картинам | 4ч |
14 | Сочинение собственных историй | 2ч |
15 | Итог | 34ч |
Тематическое планирование коррекционной программы
«Слышу и правильно пишу»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 1ч | ||
Трудные звуки | 1 | Выполнять артикуляционную гимнастику; уточнить артикуляцию смешиваемых звуков; освоить игры на слуховое внимание: “Будь внимателен”, “Алфавит”, “Исправь ошибки”, “Что мы слышим”, “Кто заметит больше небылиц”, “Угадай, чей голос?”, “ Да и нет не говори”, “Где случали”, “Что звучало”, “Слушай и делай”, “Испорченный телефон”, “цепочка слов”, “назови звук”, “Кто лучше слушает”, “Хлопки”, “Кто летит” и т.д. | |
Звуки | 1ч | ||
Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | Узнать отличия неречевых звуков от речевых; изучить звукоподражание; изучить способы образования речевых звуков | |
Гласные и согласные звуки | 1ч | ||
Способы образования согласных звуков | 1 | Рассмотреть характеристики гласных; узнать, что такое гласные первого и второго ряда; изучить состав гласных; рассмотреть артикуляцию звуков; дифференцировать согласные по способу образования; дифференциация гласных и согласных звуков | |
Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, О - Ё, Ы - И, Э - Е | 5ч | ||
Дифференциация гласных А - Я | 1 | Изучить значение гласных в речи людей; отмечать гласные графическими символами; изменять слоги в зеркальном направлении; дифференцировать гласные звуки и гласные буквы; вставлять гласные в слова; получать новые слова путем замены гласных; составлять слова из букв; составлять словосочетания; выписывать слова по заданию; вставлять нужное слово в предложение; разгадывать ребусы; изменять слова по образцу; разгадывать загадки; выделять парные гласные в словах; соотносить карточки по звукам; вставлять нужную гласную из парных гласных | |
Дифференциация гласных У - Ю | 1 | ||
Дифференциация гласных О - Ё | 1 | ||
Дифференциация гласных ы - И | 1 | ||
Дифференциация гласных Э - Е | 1 | ||
Мягкий знак | 2ч | ||
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака | 1 | Составлять слово по звуковой схеме; прочитать сказку о мягком знаки с выполнением иллюстрации; упражняться в словах, где мягкий знак обозначает мягкость; вставлять мягкий знак в слова; составлять слова из слогов; дифференцировать слова с мягким знаком на конце | |
Разделительный мягкий знак | 1 | ||
Звонкие и глухие согласные | 10ч | ||
Звуки Б - Б', П - П' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Звуки В - В', Ф - Ф' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки К-К', Г- Г ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки К-К', Х-Х ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звуки Д - Д', Т - Т' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Звуки З - З ' С - С ' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 | ||
Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Звук и буква Ш в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | ||
Лабиализованые гласные | 1ч | ||
Дифференциация букв О - У Дифференциация букв Ё - Ю | 1 | Изучить способы образования гласных; дифференцировать звуки на слух; дифференцировать картинный материал по заданным звукам; составлять слова из букв; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация сонорных звуков | 1ч | ||
Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л' в словосочетаниях, предложениях и тексте | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать ребусы | |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 2ч | ||
Дифференциация звуков С - С ', Ш | 1 | Дифференцировать твердые и мягкие звуки; обозначать мягкие согласные на письме; выполнять звуковые схемы слов; составлять слова из слогов; подбирать слова в словосочетания; составлять предложения из слов; сочинять сказки про звуки; вставлять нужную букву в слова; разгадывать кроссворды; дифференцировать слова на определенный звук; записывать слова на слух; отгадывать слова по схеме; подбирать слова на заданную схему; преобразовывать слова, изменяя одну букву; записывать и сочинять стихи на звуки; дифференцировать звук и букву; подбирать слова ассоциации по парам; заменять графическое изображение буквой | |
Дифференциация звуков 3 - 3', Ж | 1 | ||
Рассказы и сказки | 4ч | ||
Рассказ по серии сюжетных картин «Веселый праздник» | 1 | Отвечать на вопросы по сюжетной картине; составлять вопросы по сюжетной картине; составлять и отвечать на вопросы по серии сюжетных картин; составлять предложения по сюжетной картине; составлять два-три предложения по каждой картине из серии картин; составлять краткий рассказ по серии сюжетных картин; составлять рассказ на предложенную тему; составлять картины в логическом порядке; соотносить текст сказки с картинным материалом; сочинять сказки по заданной теме | |
Рассказ по серии сюжетных картин «Утро» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы», «Летние приключения», «Поход в лес», «Пробуждение природы» | 1 | ||
Рассказ по сюжетной картине «Веселый мальчик» | 1 | ||
Мое приключение | 1 | ||
Моя сказка | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь. Пиши правильно
Урок риторики...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/26/picture-97625.jpg)
Пишу правильно. Книжка - малышка "Памятки и правила".
Данная книжка позволяет первоклассникам и ребятам постарше с интересом изучать русский язык . Мы вместе с Азбукой начинаем знакомство с этой книжкой. Сначала ребята разукрашивают обложку, затем ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124499-1350226087.jpg)
ПИШИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО! Образец написания цифр.
Данный материал предназначен для показа образца написания цифр....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-83338-1405354599.jpg)
Тренажёр "Словарь "Пиши правильно"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор загружаемого материлаЛутохина Наталья АлександровнаМесто работы(полное наименование ОУ,город, область), должностьМуниципальное бюджетное образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-341482-1642416034.jpg)
Памятка "Пиши правильно"
Памятки и правила по русскому языку для работы над ошибками. Очень удобно их использовать в 2 - 4 классах....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-478764-1555348421.jpg)
программа коррекционно-развивающего курса "Слышу звук-пишу букву"для 1-3 клуч-ся с ОВЗ,внеурочная деятельность.
Звуки речи,умение различать их в речевом потоке,развитие словаря,грамматического строя речи,обучение общению,развитие внимание .памяти-цели и задачи данного курса....