Классный час духовно-нравственной направленности "Трудное слово"
классный час (3 класс)
Классный час формирующей напрвленности способствует формированию нравственных понятий и принципов у детей. Как научить ребенка не обижать ближнего, прощать близким ошибки - это трудные, но очень важные вопросы для духовно-нравственного развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_trudnoe_slovo.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа духовно-нравственной направленности
для учащихся 3-го класса
Тема: «Трудное слово»
Разработчик:
Фёдорова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ лицей №9 им. А.Н.Неверова
Волгоград 2023г.
Классный час (формирующий)
Сценарный план
Цель:
- способствовать формированию правильного отношения к личным поступкам и поступкам других людей;
- формировать у обучающихся понятие о «прощении»;
- способствовать формированию нравственных качеств личности: умения прощать и быть прощённым, стремления делать добро себе и другим людям;
- подготовить обучающихся к ситуациям, когда можно и нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание.
Дидактические материалы: стихотворение «Трудное слово», притча «Песок и камень», стихотворение Б. Пастернака «Прощение» (отрывок), карточки для записи (детям)
ВОПРОС №1 Чтение стихотворения «Трудное слово» до предпоследнего куплета, с целью определения ключевого слова.
Ребята, тема нашего классного час «Трудное слово». Я хочу начать наш разговор со стихотворения. Внимательно послушайте и попробуйте догадаться о чем мы будем сегодня говорить, о каком трудном слове? Чтобы каждый мог высказать лично свое мнение, я попрошу на листочках написать это слово. А потом мы выслушаем все мнения.
ТРУДНОЕ СЛОВО
Есть трудное слово на свете,
Его очень трудно сказать.
Его не хотят часто дети
И слышать, не то, что понять.
А взрослым хоть совесть
вещает почаще его говорить,
То гордость к тому не пускает,
То званье иль чин не велит.
Оно никому не мешает,
Оно примиряет людей.
И тот, кто его применяет,
Бывает сердечней, добрей.
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
(Чтение заканчивается на этих словах)
Пожалуйста, ребята, озвучьте ваши варианты, что же это за слово?
Ответы детей ( были разные: любовь, дружба, извини, прости…)
-Чтобы узнать кто же оказался прав, теперь я закончу стихотворение:
Что это за слово такое,
Что многих так сильно страшит?
Несложное, очень простое:
« Прости », — и Бог тоже простит.
Сегодня мы будем говорить о слове ПРОСТИ.
ВОПРОС №2 Работа по содержанию стихотворения почему «ПРОСТИ» трудное слово. Примеры из личного жизненного опыта детей
-Почему слово «прости» трудное, как вы думаете? Что говориться об этом в стихотворении?
Ответы детей:( гордость не дает сказать это слово, человек считает себя лучше других, дети не понимают зачем говорить, не хотят уступить другому человеку, не могут быть милосердными…)
-Ребята, а что же должны понять дети, чтобы принять это слово и пользоваться ним? Вспомните, пожалуйста ситуации из своей жизни.
Ответы детей: (нужно набраться смелости, чтобы признать свою ошибку; сказать что был неправ; принять, что твои действия поставили другого человека в неловкую ситуацию; признаться себе, что ты обидел кого-то..)
-Совершенно верно, нужно быть смелым, не бояться признаться в своей ошибке. Ведь каждый имеет право на ошибку, главное её суметь исправить.
- Вспомните, пожалуйста, свои жизненные ситуации, когда вам приходилось просить прощение у кого-то, расскажите об этом, если хотите.
Ответы детей: (просили прощения у родителей за плохое поведение; у друга, у одноклассника, у тренера, у учителя..)
-Очень разные бывают жизненные ситуации у всех. Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали при этом? Как вел себя человек у кого вы просили прощение?
Ответы детей:( Чувство облегчения, как камень с души свалился, а мама меня обняла. Было радостно, что на меня больше не обижаются, мне улыбнулись в ответ…)
Вывод
Когда человек просит прощение, он освобождает свою душу от вины и становится легко, ничего не тяготит нашу совесть. На душе радость.
Когда же мы прощаем своего обидчика- происходит тоже самое. Мы освобождаемся от гнева, чувства мести. Прощение - подарок самому себе, это наша защита от злости, печали, одиночества. Наша душа освобождается от злых чувств и наполняется добром, радостью.
Простить или попросить прощения бывает очень сложно.
Давайте послушаем притчу о двух друзьях и подумаем: чему она нас может научить?
ВОПРОС №3 Притча «Песок и камень».
Ответить на вопрос: Почему друг написал одни слова на песке, а другие высек на камне? Работа над смыслом притчи. Чему учит?
«Два друга долгое время шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один сгоряча дал пощёчину другому. Последний почувствовал боль и ему было очень обидно, но ничего не сказал, только написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину».
Через много дней, совсем обессилившие, они нашли оазис с водоёмом, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».
Тогда друг спросил его:
- Когда я обидел тебя, ты написал слова на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?.....»
-Я хочу и вам задать этот вопрос. Как вы думаете, ребята, почему так произошло? Почему одни слова друг написал на песке, а другие высек на камне?
Ответы детей: (Можно простить другу обиду и это как будто ветер стирает надпись на песке. Надпись на песке недолговечна, так обида на близкого человека не должна быть долгой. Лучше не помнить зла, надо уметь забывать плохое и помнить только хорошее всегда. Нужно дорожить дружбой, ценить хорошее отношение к себе, прощать обиды.)
А теперь давайте послушаем конец притчи, услышим ответ друга, правильно ли мы поняли смысл притчи.
«...- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть эти слова. Но когда кто-либо делает что-то хорошее нам, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не мог стереть, - ответил другой.
Мораль: научись писать обиды на песке и высекать радости на камне, оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…»
ВОПРОС № 4 Итог
Дорожите своей дружбой. Цените близкого человека за его доброе отношение к вам, помните только хорошее, старайтесь признать свою ошибку и вовремя попросить прощение.
Один мудрец сказал: «Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!»
Помните о «трудном» слове ПРОСТИ и о слове ПРОЩАЮ они делают нас лучше, а нашу жизнь счастливой.
«ПРОЩЕНИЕ»
…Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
Учись прощать, естественно, как дышишь,
Как воду пьешь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Борис Пастернак
Приложение.
Памятка для детей
1. Каждый может совершить ошибку.
2. Совершив ошибку, умей её признать.
3.Прости, и будешь прощён.
4. Прощенье уничтожает злобу и агрессию,
разъедает ненависть, спасает от одиночества.
5. Прости, и твоя душа будет светлее и чище.
6. Помни только хорошее и будешь счастливым.
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Классный час духовно-нравственого направления "Дорогами добра"
формирование внутренней позиции школьника на основе положительных героев. пословиц. поговорок о добре...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Семинар классных руководителей "Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Семинар классных руководителей...