Материалы по профилактике буллинга в начальных классах
методическая разработка (4 класс)
Профилактика буллинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsuzhdenie_spektaklya_po_profilaktike_bullinga.docx | 16.55 КБ |
bezopasnost_shkolnikov_v_seti_internet.docx | 24.1 КБ |
patriot_rossii.docx | 23.18 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_pdd_dlya_mladshih_shkolnikov.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ «ЛИСА И ПЕТУХ» Акимова М. Н.
(по профилактике буллинга)
Целевая аудитория: учащиеся 3–4 классов.
Ожидаемый эффект:
А) для подростков-организаторов:
• развитие навыков межличностного взаимодействия,
• получение навыков работы с аудиторией,
• развитие эмпатии,
• формирование толерантной позиции к окружающим;
Б) для целевой аудитории:
• актуализация эмоций,
• получение навыков поведения в ситуации буллинга,
• формирование доброжелательных отношений в классе,
• интеграция «отверженных» детей в коллектив класса.
Время, необходимое на подготовку: 14 дней.
Время, необходимое на проведение: 30 минут.
Вспомогательные материалы: маски персонажей сказки (лиса, заяц, собака, медведь, бык, петух), макет избушки, текст сказки (для актеров — подростковорганизаторов), школьная доска (или флипчарт), мел (или фломастеры).
Каткое описание идеи: Демонстрация сказки «Лиса и петух» с последующим обсуждением сюжета с младшими школьниками. В ходе обсуждения ребята должны сформулировать правила поведения для профилактики буллинга.
План подготовки:
Для проведения мероприятия привлекаются учащиеся 9–10 классов (7 человек), которые проходят обучение по дополнительным программам «Школа лидера» и «Школа медиатора», т. е. имеют начальные знания в сфере психологии (далее — организаторы). За две недели до даты проведения организаторы получают от педагога-психолога (далее — руководитель) текст сказки и распределение ролей (6 персонажей сказки и 1 ведущий). Подготовку масок персонажей и макета избушки обеспечивают учителя изобразительного искусства и технологии.
Подробное описание:
1. Введение в занятие
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! На улице светит солнце! (или «Но на улице не светит солнце».) Давайте создадим в нашем коллективе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой теплой улыбкой. Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно».
2. Основная часть
Ведущий: «Сейчас вам будет представлена сказка, название которой я пока не скажу. Скорее всего, вы ее узнаете, но прошу набраться терпения и не выкрикивать с места. После просмотра этой сказки у меня будет к вам несколько вопросов, поэтому прошу быть очень внимательными». На сцене организаторы показывают сказку (Приложение).
Ведущий: «Узнали сказку?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий: «Какое еще название можно было дать этой сказке? О чем она?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий: «Какие персонажи вам понравились? Почему?»
Учащиеся отвечают. Ведущий фиксирует ответы на доске (флипчарте).
Ведущий: «Какие персонажи вам не понравились? Почему?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий фиксирует ответы на доске (флипчарте).
Возможно, в ответах ребят один или несколько персонажей окажутся в обеих категориях: «нравится» и «не нравится». В этом случае необходимо дополнительно обсудить, почему так получилось: какие качества и поступки этих персонажей им симпатичны, какие нет, почему. Ведущий: «Какие эмоции испытывал заяц, когда его выгнала лиса?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий фиксирует ответы на доске под именем персонажа.
Ведущий: «Испытывали ли вы похожие эмоции? Если да, то в каких школьных ситуациях?» Учащиеся отвечают.
Ведущий кратко фиксирует ответы на доске рядом с перечисленными ранее эмоциями.
Ведущий: «Какие эмоции испытывали собака, медведь, бык?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий фиксирует ответы на доске под именем каждого персонажа.
Ведущий: «Испытывали ли вы похожие эмоции? Если да, то в каких школьных ситуациях?» Учащиеся отвечают.
Ведущий кратко фиксирует ответы на доске рядом с перечисленными ранее эмоциями.
Ведущий: «Какие эмоции испытывал петушок?»
Учащиеся отвечают.
Ведущий фиксирует ответы на доске под именем персонажа.
Ведущий: «Испытывали ли вы похожие эмоции? Если да, то в каких школьных ситуациях?» Учащиеся отвечают. Ведущий кратко фиксирует ответы на доске рядом с перечисленными ранее эмоциями.
Ведущий: «Посмотрите, что у нас получилось: все перечисленные эмоции вам хорошо знакомы, и в школьной жизни вы, в большей или меньшей степени, их испытывали. Скорее всего, вы также скажете, что в школе приходилось выполнять и некоторые роли из этой сказки — кто-то, возможно, был зайцем, кто-то петушком, кому-то приходилось бывать в роли собаки, быка или медведя, ну а кто-то, может быть, даже примерял на себя роль лисы, которую вы в начале нашего обсуждения обозначили отрицательным персонажем этой истории.
Действительно, ситуации, когда один человек или группа обижают другого, встречаются в школе. Что же делать, чтобы в вашем классе такого неприятного явления не было, а была только дружба и хорошее настроение у всех? Давайте вернемся к нашей сказке. Почему лиса не испугалась собаку, медведя, быка?»
Учащиеся отвечают. (Если учащиеся не назвали, то подсказать им, что эти персонажи были неуверенными, не настойчивыми, трусливыми.)
Ведущий: «Почему у петушка получилось прогнать лису?» Учащиеся отвечают. (Если учащиеся не назвали, то подсказать им, что петушок был смелым, решительным, уверенным, настойчивым, громким. Пожалуй, именно последнее сыграло решающую роль — лиса испугалась, что петушка услышат другие звери, придут на помощь зайцу и дадут ей отпор. А возможно, лиса просто испугалась огласки своих нехороших поступков. Именно этого всегда боятся школьные обидчики. Зная это, нужно действовать и при возникновении подобных ситуаций в обычной жизни.) Ведущий: «Что вы можете сделать, чтобы такого явления в классе не было?» Учащиеся перечисляют, ведущий фиксирует на доске.
Если учащиеся сами не назвали, можно дополнить:
• Говорить об этом, не замалчивать ситуации, свидетелями которых вы стали.
• Со своими трудностями вы всегда можете обратиться к психологу, к классному руководителю.
• Уважать другого, его индивидуальность, право на самовыражение, собственное мнение.
• Дружить с одноклассниками.
• Помогать друг другу.
Ведущий: «Как вы считаете, эти правила для вас выполнимы?» Учащиеся отвечают.
Ведущий: «Оставляю вам этот свод правил и желаю, чтобы ваш класс стал самым дружным!»
3. Рефлексия
Ведущий: «Прошу каждого из вас высказаться по двум вопросам:
• Что вам понравилось в занятии?
• Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?» Учащиеся отвечают по кругу.
Приложение
Лиса и заяц
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная. Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорoгой зайчик, плачет.
Ему навстречу собака:
— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу.
Подошли они к избенке. Собака забрехала:
— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет дорoгой, плачет. Ему навстречу медведь:
— О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Не плачь, я твоему горю помогу.
— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню!
Подошли они к избенке. Медведь как закричит:
— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Медведь испугался и убежал. Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет выгоню! Подошли они к избенке. Бык как заревел:
— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал. Идет опять зайчик дорoгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:
— Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.
— Нет, выгоню! Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посeчи, Слезай, лиса, с пeчи, Поди, лиса, вон! Лиса услыхала, испугалась и говорит:
— Обуваюсь… Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посeчи, Слезай, лиса, с пeчи, Поди, лиса, вон!
Лиса опять говорит:
— Одеваюсь… Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посeчи,
Слезай, лиса, с пeчи,
Поди, лиса, вон!
Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.
Предварительный просмотр:
Единый урок «Безопасность школьников в сети Интернета»
Цель: углубить представление учащихся о влиянии компьютера на детей, ознакомить с признаками зависимости от компьютера, воспитывать уважение к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты:
-формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
- повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. Опасности интернета — правда или ложь?
- разработка памяток «Свод правил поведения в сети Интернет».
Оборудование: презентация, видеоролик.
Ход классного часа:
- Оргмомент. Введение.
- Просмотр видеоролика.
Беседа после просмотра видеоролика. Определение темы занятия, целеполагание (учащиеся класса пытаются сформулировать тему классного часа, определить цели). Классный руководитель:
Да, тема нашего сегодняшнего классного часа – это «Информационная безопасность детей в сети Интернет».
Составитель: учитель КОУ «Березовской школы-интерната» Манджиев Вадим Иванович
Форма проведения: урок с применением ИКТ.
Цель: формирование информационно-коммуникативной компетенции.
Задачи:
- Познакомить учащихся с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной сети.
- Информировать обучающихся о необходимости критического отношения к информации, полученной из интернет ресурсов, средств мобильной связи.
- Изучить правила сетевого общения, которые помогут сделать Интернет максимально безопасным и полезным.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями, презентация «Безопасный Интернет».
Ход урока:
Ход классного часа:
- Оргмомент. Введение.
- Просмотр видеоролика.
Беседа после просмотра видеоролика. Определение темы занятия, целеполагание (учащиеся класса пытаются сформулировать тему классного часа, определить цели). Учитель:
Да, тема нашего сегодняшнего классного часа – это «Информационная безопасность детей в сети Интернет». Безопасность нужна всегда и везде. Мы соблюдаем правила безопасности на улице, в школе, в транспорте и т.д., но важно соблюдать несложные
правила при работе с компьютером, а именно в сети Интернет. Вот об этом и поразмышляем! Скажите, как вы думаете, что такое безопасность?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: - Безопасность – это отсутствие угроз, либо состояние защищённости от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому – нибудь или чему- нибудь. В наши дни компьютер становится привычным элементом не только в научных лабораториях, но и дома, в школьных классах. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 миллионов персональных компьютеров. Людей, ежедневно проводящих за компьютером по несколько часов, становится всё больше. При этом уже мало кто сомневается, что работа на компьютере влияет на физическое и психологическое здоровье человека не самым лучшим образом.
Длительное пребывание у экрана, неподвижность позы пользователя ПК, электромагнитные поля и излучения, мелькания изображения на экране – всё это небезвредно для здоровья, особенно младших школьников. По последним данным в России: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети – 10 лет, и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 6 лет. Поднимите руки те, кто уже работает в Интернете, зарегистрирован в «Одноклассниках», «ВКонтакте» или на других сайтах , пользуется электронной почтой.
Дети поднимают руки.
Учитель: - Исследования показали, что 30 % несовершеннолетних подростков проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю). Конечно, бурное развитие компьютерных технологий и широкое рас- пространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Но мы должны помнить, что Интернет – это и источник угроз. Сегодня количество пользо вателей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут и не знать об опасностях мировой паутины.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего школьникам нужен Интернет?
Ответы детей.
Учитель: - Верно. Это и возможность общения (школьные сайты, блоги, форумы, сайты по интересам, электронная почта). Интернет – это источник информации ( справочная информация, литература, графика). Это – и дистанционное обучение (дистанционные курсы, консультации болеющих детей и детей на домашнем обучении). Интернет – это участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, проектах. Послушайте стихотворение о том, как правильно и безопасно пользоваться Интернетом:
Учащийся 1:
Интернет бывает разным: Другом верным и опасным.
И зависит это всё,
От тебя лишь одного. Если будешь соблюдать Правила ты разные –
Значит, для тебя общение –
В нём будет безопасное!
Будь послушен и внимательно, Прочти, запомни основательно Правил свод, что здесь изложен, Для детишек он не сложен!
Учащийся 2:
Если ты не в первый раз Компьютер сам включаешь. И легко, без лишних фраз
Сайты, чаты посещаешь,
Себя в нём мастером считаешь. Вдруг однажды сам решил,
В тайне от родителей, Потихоньку завести – Для общения в сети Электронный адрес. Учащийся 3:
Указал без разрешения
Адрес, улицу и дом, и квартиру в нём. Разместил на сайте ты
Фотографии семьи.
Не забыл секреты старших – Всё в анкете указал,
Всё, что вспомнил, всё, что знал!
Переписываться стал,
Подписался на рассылку, Фильмы разные качал.
В общем, взрослых пока нет,
Заходил ты в Интернет!
Учащийся 4:
И теперь сидишь довольный:
Стал мгновенно знаменит! О тебе все знают в школе! Что там в школе и в районе, Во всём мире знаменит!
От друзей секретов нету –
Это всем давно известно. Все тебе охотно пишут, И секреты узнают.
Целый мир про вас всё знает,
И при встрече сообщает:
«Знаем, знаем, мы читали, фотографии видали. Прочитали, что твой папа на работу опоздал.
А у мамы из кастрюли суп на плитку убежал.
И про школьные проблемы всё читали и всё знаем!»
Учащийся 5:
А по почте счёт пришёл вам за работу Интернета. Там стоят такие цифры!
Что у мамы почему-то:
Враз глаза большими стали и обратно не встают. Потихоньку плачет мама, и сердитый ходит папа. Ведь они не знают правду, почему их узнают?
Почему по счёту нужно им вложить такие деньги?
Учащийся 6:
Все при встрече , сразу быстро им твердят одно и то же:
«Знаем, знаем, прочитали, фотографии видали!»...
И воришка, к сожаленью, всё найдёт без промедленья, Где и что у вас лежит.
А теперь запомни, друг мой! Правила несложные:
В Интернете, как и в жизни,
Должен ты всё понимать:
Информацию и фото с мамой вместе размещать. На рассылку подписаться, или мультики скачать, Должен с нею всё решать!
Хочешь с мамой или с папой -
Это сам ты выбирай.
В Интернете, как и в жизни, Безопасность соблюдай!
Учитель: -О каких несложных, но очень важных и нужных правилах пользования Интернетом говорится в этом стихотворении?
Учащиеся высказываются.
Учитель: - Какие ещё советы и предложения вы могли бы сами дать своим одноклассникам, чтобы их нахождение в сети Интернет было полезным и безопасным?
Учитель: - Ну, а в заключении нашего урока мы посмотрим презентацию «Безопасный Интернет» и обсудим её.
Просмотр презентации.
Пояснения к презентации
Слайд 1. Тема классного часа.
Слайд 2. Немного истории. Начиная с самого детства, всю жизнь человек учится, приобретает знания. Записывает в книги. Их уже так много (знаний), что не только в голове не укладываются, но и книг не хватает. Чтобы найти нужную информацию, приходится «перелопатить» огромное количество литературы.
Слайд 3. Но человек очень ленив. А, как известно: лень – двигатель прогресса. Ему надоело бегать по библиотекам и искать информацию в справочниках и словарях.
Слайд 4. И он задумался. А как сделать, чтобы, не выходя из дома, сидя в кресле с чашкой кофе в руке, получить мгновенно всю интересующую его информацию.
Слайд 5. И ведь придумал!!! Интернет – это сокращенное от «Interconnected Networks» (взаимосвязанные сети).
Слайд 6. И теперь перед нами открылись огромные возможности: обучаться, искать информацию, работать, получать развлечения, покупать товары, общаться с друзьями.
узнали?
Слайд 7. Отлично! Бесподобно! Сколько времени экономится. Но давайте посмотрим, так ли все прекрасно.
Слайд 8. Говорят, что ложка дегтя может испортить бочку меда. Что же будет этой самой
«ложкой дегтя» в нашем случае? Давайте рассмотрим все «минусы»?
Слайд 9. Говорят, что не просто физический труд сделал из обезьяны человека – а именно умственный. Посмотрите, мы перестали заниматься физическим трудом, меньше двигаемся, а это опасно для здоровья. Недаром говорят: в движении – жизнь!
Слайд 10. Вместо того, чтобы поискать необходимую информацию в справочниках и учебной литературе, мы даем задание компьютеру. Объем нашего мозга уменьшается – мы «тупеем».
Слайд 11. Некоторые люди испытывают сложности адаптации к информационному обществу. Это может привести к психическим расстройствам.
Слайд 12. Преступники могут воспользоваться удаленным доступом к нашему компьютеры и «заразить» его компьютерным вирусом или воспользоваться нашей личной информацией (например, снять деньги с нашего счета).
Слайд 13. Существенное значение приобретает проблема качественного отбора достоверной информации. Ведь мы не видим, с кем мы беседуем в социальных сетях.
Слайд 14. Информационные технологии могут разрушить частную жизнь человека. Если у нас что-то не получается, мы начинаем нервничать и можем «сорваться» и на своих близких.
Слайд 15. Мы до того привыкаем к Интернету, что он начинает заменять нам все: общение с близкими, друзьями. Он, действительно, сравним с наркотиком. Причем, сильнодействующим.
Слайд 16. Пользуясь Интернетом, мы не видим ничего вокруг, не замечаем, как пролетает время, а там и жизнь.
Слайд 17. Но мы живем с вами в век информации. Поэтому примите к сведению: кто владеет информацией, тот владеет миром.
Слайд 18. Но при работе в Интернете соблюдайте правила безопасности. Они просты и запомнить их очень легко. И тогда у вас все будет отлично. Удачи.
Слайд 19. Спасибо за внимание.
Заключение.
Учитель: -Какие правила безопасного и полезного поведения в Интернете вы сегодня
Обсуждение и подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Классный час "Я - патриот России".
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
«Патриот – человек, одушевленный патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь».
Словарь С.И.Ожегова
Цели:
- Выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
- Определить роль патриотизма в жизни современного общества;
- Сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово.
В.В.Путин сказал: «У России великая история и великое будущее…» Вы – молодежь! Вы – новые силы России! И это будущее, ребята, за вами. Сейчас вы уже в таком возрасте, когда способны это осознавать. Мне очень хочется, чтобы сегодняшнее наше мероприятие способствовало формированию у вас таких чувств, как патриотизм, любовь к Родине.
Тема нашего классного часа - размышления «Что значит быть патриотом сегодня?».
Предлагаю Вам стать участниками социологического исследования. Недавно был проведен Интернет-опрос жителей России по проблемам патриотического воспитания. Я попрошу вас ответить на те же вопросы и сравнить полученные данные.
Анкетирование.
- Патриотизм – это….
- Кто такой патриот?
- Нужны ли сегодня России патриоты?
- Кто должен заниматься патриотическим воспитанием?
В ходе интернет-опроса было выявлено, что патриотическое воспитание гражданами понимается как:
- Воспитание любви и уважения к Родине, к месту, где родился, гордость за свою страну – 52 %;
- Воспитание детей и молодежи – 28 %;
- Служба в армии, защита Отечества – 12 %;
- Труд и служение на благо Отечества, забота о людях своей страны – 8
%.
Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
Игра.
Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах.
Человек без Родины.. (что соловей без песни). Родина - мать, …(умей за нее постоять).
Для Родины своей…(жизни не жалей). На чужой стороне и …(весна красна). Жить -…(Родине служить).
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй). Какие пословицы о Родине вы ещё знаете?
Молодцы, ребята! Знание своего родного языка, традиций – это тоже проявление патриотизма.
Беседа.
- Что означает для каждого из вас слово Родина?
- Гордитесь ли вы своей страной? Как вы понимаете слова Сенеки:
«Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
- Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?
- А вы готовы выполнить свой гражданский долг? Конечно, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, сестру…
1. Что ты можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее?
Я думаю, что любить свою страну надо такой, какая она есть, с достижениями и поражениями. Мы должны гордиться знаменитыми учеными, писателями, художниками. Мы первые, кто открыл дорогу в космос, достиг больших успехов в разных областях науки и техники.
История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не
жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и
Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.
Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, ее процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.
Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. ВОВ продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой тяжелой и жестокой в истории нашей страны. Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции. Качество патриота – активная гражданская позиция – сознательное и активное выполнение
человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо Родины.
Но не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю определить свою позицию в предложенной ситуации. Обоснуйте свой выбор.
Решить ситуацию.
Закончив сочинение, Витя весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне было день рождения, и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться. Но едва
все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая гуляла со своим внуком.
- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?
Ребята переглянулись, хочешь, не хочешь, а придется подобрать фантики. А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.
- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.
- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, поднимите её и выбросите! Вот пристала. Витя терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.
- Вот ещё ответил он старушке. – Будем мы ещё чужой мусор подбирать!.
- Значит, вы не патриоты! – вздохнув, сказала Никитична и подняла эту бутылку. – Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!
Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:
- Оле-оле-оле-оле-оле! Россия – чемпион!
Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.
Дискуссия.
- Правы ли мальчики?
Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные
службы, им за это начисляют зарплату. Но настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине.
- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами?
Если вы хорошо учитесь, помогаете своей школе, родителям, помогаете ветеранам, участвуете в различных акциях, то вы, конечно, пока юный, но истинный патриот.
Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.
Попробуйте составить портрет «гражданина-патриота России».
Составление портрета «Гражданина-патриота России»
Гражданин-патриот России – человек, который любит _ переживает __ действует_ _ протестует _,
потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.
Итак, сделаем вывод: кого мы можем назвать патриотом? (синквейн со словом патриот)
Рефлексия.
Закончите предложения:
- На классном часе я узнал…
- Самым интересным для меня сегодня было…
- Я хотел(а) бы участникам классного часа пожелать…
Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Неслучайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Растите хорошими людьми, достойными
гражданами России! Я хочу, чтобы этот классный час побудил вас к активным действиям во благо школы, поселка, людей, живущих с вами рядом.
Какие отличительные знаки России вы знаете?
Герб
Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона- символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости.
Скипетр ( жезл с драгоценными камнями и резьбой) – символ власти.
Держава (золотой шар с крестом наверху) – символ могущества страны.
Флаг
Белый цвет – цвет мира, чистоты, непорочности, совершенства.
Синий цвет – цвет веры, верности, постоянства.
Красный цвет – цвет силы, крови, пролитой за Родину и её независимость.
Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.
В состав Российской Федерации входит 89 субъектов РФ. Субъекты Российской Федерации
21 республика
6 краёв
49 областей
1 автономная область
10 автономных округов
2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по ПДД для младших школьников «Дорожные знаки – твои друзья!»
Актуальность – Ежегодно на дорогах совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибают детей, так же получают ранения и травмы. Скорость движения, плотность транспортных потоков на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Нарушение правил дорожного движения становится обычным делом. Наиболее серьёзные трудности и опасности для жизни подстерегают самых маленьких пешеходов. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением, у них отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Самый травмоопасный период это – зима. В это время особенно нужно быть бдительным, осторожным. Ценность данного мероприятия, направлена на
решение очень актуальной проблемы – привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Цель: Знакомство и закрепление полученных ранее знаний о правилах дорожного движения; предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге. Познакомить со знаками дорожного движения и закрепить.
Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Задачи:
1. Расширить знания детей о правилах поведения на улице, о дороге в зимнее время; продолжать расширять знания детей о дорожных знаков и умение ими пользоваться.
2. Развивать умение прогнозировать события.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге, сознательное отношение к соблюдению правил безопасности движения.
Оборудование: маршрутные листы, дорожные знаки, загадки, зашифрованные письма, грамоты для награждения.
Предварительная работа: Беседа с детьми о правилах дорожного движения, раздача стихов.
Ход мероприятия
I Орг. момент. Построение команд.
- Уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-путешествие по станциям
Цель нашей сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и умеете применять знания на практике.
Девчонки и мальчишки,
Такие коротышки,
Бегут, бегут в припрыжку,
И что мне им сказать?
А вот что!
Правила простые
Вам надо знать!!!
II Игра-разминка
- А в начале состязания мы проведём небольшую разминку. Надо будет отвечать на вопрос: «Это я, это я, это все мои друзья!», если вы действительно делаете так.
• Кто из вас в трамвае тесном уступил старушке место?
• Кто из вас идёт вперёд, только там где переход?
• Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
• Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
• Кто из вас , играя в мяч, мчится по дороге вскачь?
• Знает кто, что красный свет это значит – хода нет?
• Кто из вас готов идти, как зелёный свет зажгли?
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Слово учителя.
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчатся автомобили, автобусы, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль может стать причиной несчастий. Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила дорожного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться общественным транспортом – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания. Ведь правила дорожного движения – твои друзья, забывать друзей нельзя!
Ученики. Очень важная наука –
Правила движения
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Если правила нарушишь
И на красный свет пойдешь,
Травмы разные получишь
И в больницу попадешь!
Если свет горит зеленый,
Иди смело, не зевай!
Но будь все же осторожен
Про машины не забывай!
Если рядом перекресток
Или просто поворот,
Будь внимателен, подросток,
Или просто пешеход!
3. Путешествие по станциям
1 станция «Перекрёсток загадок» (За каждый правильный ответ-1 балл)
1. Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекресток)
2. Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
3. Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
4. Полосатая указка,
Словно палочка из сказки. (Жезл)
5. Доска для шахмат на боку,
Что за машина – не пойму? (Такси.)
6. Ходит скалка по дороге
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка, ровная. (Каток.)
Реклама
7. Словно рубанок, землю строгаю -
Делать дороги я помогаю,
Где новостройки - всюду внимание
Славной машине с трудным названием. (Бульдозер.)
8. Мимо машина с красным крестом
На помощь больному промчалась бегом.
У этой машины особенный цвет:
Как будто халат белоснежный одет. (Скорая медицинская помощь).
9. Он по рельсам идет,
Пассажиров везет. (Электропоезд)
10. Грузы я возить привык,
Я тяжелый … (Грузовик)
11. Конь его – из прочной стали,
Руль, седло есть и педали,
Всадник транспортом гордится,
По дороге быстро мчится. (Мотоцикл.)
12. Поезд быстро-быстро мчится!
Чтоб несчастью не случиться,
Закрываю переезд –
Запрещен машинам въезд! (Шлагбаум.)
13.Легковушек столкновение
Перекрыло всё движение.
И припомнил я в момент,
Это что за инцидент. (Авария, ДТП.)
14. Тем прибором выявляют
Тех, кто скорость превышает.
Говорит локатор строгий:
- Нарушитель на дороге! (Радар.)
15. Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы. (Переход-зебра)
2 станция «Шифровка»
На этой станции дети получают 1 зашифрованное письмо, которое после нескольких минут обсуждения должны правильно прочитать
Задания для станции «Шифровка» (за каждое правильно вставленное слово-1 балл)
1.«Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!»
1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.
2.«Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!»
1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.
3.«Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей».
1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.
Ключ
3. «Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей».
3 станция: «Грамотный пешеход»
(За каждый правильный ответ-1 балл)
б) Найдите лишнее слово:
Троллейбус, грузовик, трамвай.
Самосвал, такси, бензовоз, фургон.
Метро, электропоезд, трамвай, автобус.
Автобус, такси, маршрутное такси, троллейбус.
Фургон, грузовик, пожарная машина, цистерна.
3 станция. Перекресток загадок.
Загадки:
1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода,
На лугу он не пасется,
Вдоль по улице несется. (Автомобиль)
2. Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
3. Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
4. Наш приятель тут как тут,
Всех домчит он в 5 минут,
Эй, садись, не зевай,
Отправляется … (Трамвай)
5. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
6. Не похож я на коня,
А седло есть у меня,
Спицы есть, они, признаться,
Для вязанья не годятся. (Велосипед)
7. На 4 ноги
Надевали сапоги,
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать. (Шины)
8. Тянется нитка
Среди нив петляя,
Лесом, перелеском,
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать. (Дорога)
4. Станция «Вопрос- ответ»
(За каждый правильный ответ-1 балл)
На этой станции капитаны команд должны за 1 минуту ответить на большее количество вопросов по ПДД). Возможна помощь команды.
Задания для станции «Вопрос-ответ»
1. Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)
2. По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай)
3. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)
4. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)
5. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)
6. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)
7. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход)
Дом для автомобиля. (Гараж)
8. Гараж для самолётов. (Ангар)
9. Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
10. Дорога для трамвая. (Рельсы)
11. Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
12. Изгиб дороги. (Поворот)
13. Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
14. Водитель самолёта. (Лётчик, пилот)
15. Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)
16. Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
17. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)
18. Полосатая разметка перехода. (Зебра)
19. Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
20. Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)
21. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)
22. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
23. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности)
24. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)
25. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир)
26. Подземный вид общественного транспорта. (Метро)
27. Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)
28. Водитель велосипеда. (Велосипедист)
29. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)
30. Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)
31. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)
32. Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)
«Ноги» автомобиля. (Колёса)
33. «Глаза» автомобиля. (Фары)
34. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
35. Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал)
36. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос)
37. Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга»)
38. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)
39. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф)
40. Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
Станция № 5
4. Построение команд. Игра «Разрешается – запрещается»
-А теперь, ребята, пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем с вами в игру «Разрешается-запрещается». Ведущий начинает фразу, дети продолжают.
• Играть на проезжей части … (запрещается)
• Переход улицы по подземному переходу… (разрешается)
• Перебегать улицу перед идущим транспортом (запрещается)
• Идти по обочине спиной к транспорту … (запрещается)
• Переходить улицу при красном сигнале светофора (запрещается)
• Цепляться за проезжающие машины (запрещается)
• Помогать старушкам перейти дорогу (разрешается)
• Выбегать при переходе дороги … (запрещается)
• Болтать при переходе дороги … (запрещается)
• Переходить улицу при желтом сигнале светофора … (запрещается)
• Уважать правила дорожного движения … (разрешается)
Все ребята молодцы, хорошо справились со всеми заданиями.
Памятка юного пешехода
• Не устраивай игр на проезжей части дороги,
не цепляйся за мимо проходящий транспорт.
• Не перебегай презжую часть перед близко идущим
транспортом и не разрешай это делать своим друзьям.
• Не ходи по проезжей части – она предназначена для движения транспорта,
Ходить нужно по тротуару, придерживаясь правой стороны.
• Прежде чем перейти проезжую часть дороги, убедись в безопасности
своего перехода и в том, что весь транспорт тебя пропускает.
• Строго подчиняйся сигналам светофора.
• Пользуйся общественным транспортом (автобусом, троллейбусом,
трамваем и т. д.), соблюдай порядок посадки и выхода из него.
• Переходи дорогу только прямо, а не наискосок. Там, где есть пешеходные
дорожки, иди по ним.
• Будь внимательным к окружающим: помоги пожилым людям перейти доро- гу, уступай старшим место в трамвае, Автобусе и троллейбусе.
• Вместе с родителями нарисуй свой безопасный маршрут движения
«Дом-школа» и строго соблюдай его!
V. Подведение итогов и награждение победителей .
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основные из Правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка материалов в помощь руководителю МО начальных классов
В папке таблицы по мониторингу ЗУНов, и многое другое....
Уроки профилактики наркомании в начальных классах
Программа составлена на основе методического пособия Министерства образования и науки Республики Татарстан «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками» - Казань, 2006 и методи...
Презентация "Оценивание отдельных (текущих)материалов поступающих в портфолио ученика начальных классов"
Оценивать материалы портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). В этой презентации показаны фрагменты материалов из портфолио ученика....
Доклад "Профилактика правонарушений в начальных классах"
Статья содержит материал из опыта работы с учащимися по профилактике правонарушений...
Практический материал для профилактики дисграфии в начальных классах
Конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий по профилактике дисграфии...
Тренинг для профилактики конфликтов в начальных классах
Тренинг для профилактики конфликтов в начальных классах. Используются упражнения на сплочение, дискуссия....
Сборник рекомендаций для учителя по профилактике буллинга в начальной школе
В данном сборнике Вы сможете узнать:Что такое буллинг и как он возникает?;Как помочь ребёнку, который стал жертвой буллинга?;Выбрать упражнение, которое поможет провести профилактическое занятие по те...