Рабочая программа по внеурочной деятельности Первые шаги в проектную деятельность
рабочая программа (3 класс)
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, ориентируемая на работу с интересами обучающихся, предусматривает проведение занятий по нескольким направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plotnikova_o.v.docx | 81.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «СОШ №7»
приказ от 14.05.2019 № 374
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНА Руководитель МО __________ О.В.Плотникова Протокол от 13.05. 2019 | СОГЛАСОВАНА Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 7» _________ Н.В.Крохалева 13.05.2019 | УТВЕРЖДЕНА И.о.директора МБОУ «СОШ № 7» __________ Е.Б.Мурзакова 14.05.2019 приказ № 374 Педагогический совет от 13.05.2019 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Первые шаги в проектную деятельность
для 3-4 классов
(3-4 классы -1 час в неделю -34 ч в год)
Уровень начального общего образования.
Оглавление:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика проектной деятельности………………………………………..7
3.Планируемые результаты проектной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД)………………………………………………….11
4.Классификация и типология проектов.
Возможные результаты детского проектирования………………………………………...14
4.1 Классификация проектов……………………………………………………………...14
4.2 Типы проектов…………………………………………………………………………..14
4.3 Возможные результаты детского проектирования…………………………………..15
5.Методы обучения проектной деятельности……………………………………………….16
6. Организация работы над проектами………………………………………………………16
6.1 Участники проектной деятельности……………………………………………………17
6.2 Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся………………...17
6.3 Структура работы над проектом…………………………………………………………17
6.4 Перечень критериев оценивания проектов……………………………………………..18
7. Содержание программы……………………………………………………………………..18
8. Содержание проектной деятельности тематическое планирование……………………...20
9.Материально-техническое обеспечение…………………………………………………….26
10.Ожидаемые результаты программы………………………………………………………..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Поисково-исследовательский проект «Книга памяти»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Творческий проект «Орден А.Невского – символ доблести героя»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Мультимедийный проект «Блокадный Ленинград в стихах и фотографиях»
Данная рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, ориентируемая на работу с интересами обучающихся, предусматривает проведение занятий по нескольким направлениям.
Образовательная организация МБОУ СОШ №7 реализует программу "Адаптация детей мигрантов".
Данная рабочая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. Курс рассчитан на 1 года обучения, 3-4 класс.
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 06.10.2009г., № 373, с последующими редакциями.
3.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-51-433/16)
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) разработана в 2009 г. В дальнейшем она была реализована в Основной образовательной программе начального общего образования (ООП 1100). Ее положения полностью согласуются с ФГОС НОО (2010) и Законом об образовании.
В жизни российской школы происходят большие перемены. Требуется развитие новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, творческую инициацию, выработку навыков самостоятельной работы, формирование у учащихся умений ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Самым важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать свои действия, сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательных отношений, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательных отношений, самому образовательному процессу и его результатам в образовательной деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой сфере. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов:
- учащийся должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи);
- хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
- уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль);
- адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения учащегося в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Цель программы: развивать познавательные, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе.
Программа предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. При отборе следует обращать внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.
Она направлена на формирование способностей осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств – гибкость ума, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную и исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Новизна данной программы пред другими аналогичными программами определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Высокая степень новизны данной программы для детей определена тем, что в ходе работы над проектом ребенок приобщается к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения проекта, как в индивидуальной так и в групповой форме..
Принципы:
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое знание предмета и широкую эрудицию в разных областях.
2. Общая характеристика проектной деятельности.
Современный этап развития системы образования в России, прописанный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической деятельности. Он связан с изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников:
- формирования приемов умственной деятельности, трудовых умений.
- становления их субъектной позиции в учебной деятельности.
Учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении проектов, поэтому необходим подготовительный этап, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения проектной деятельности.
- обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию творческих способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1)преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта.
2)отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3)технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования.
4)программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5)контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6)исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта.
7)креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя.
В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы школьников над проектами отлично способствует формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Творческий характер проектной деятельности школьников направлен усиление творческих, нравственных, социальных основ, что обуславливает развитие личности школьника.
Важным является то, что проектная деятельность школьников рассматривается в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
- намечать ведущие и текущие цели и задачи;
- искать пути их решения;
- осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно; сравнивать полученное с ожидаемым;
- корректировать деятельность;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат. Кроме того, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления, брать на себя ответственность за их реализацию.
Программа позволяет:
- формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
- формировать у детей учебную мотивацию;
- диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Направления деятельности:
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
- организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающие приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
- формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Место проектной деятельности в учебном плане.
Учебный предмет «Первые шаги в проектную деятельность» не входит ни в одну предметную область, но является обязательным для изучения при освоении программы начального общего образования. В учебном плане предмет «Первые шаги в проектную деятельность» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин.
Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.
Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:
- когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
- эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
- деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
3.Планируемые результаты проектной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД).
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны научиться
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать;
- проводить эксперименты, делать выводы;
4. готовить тексты докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Личностные.
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,»какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
1.планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
2.постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3.разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
4.управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6.владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные.
Учащиеся будут:
Уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
4. Классификация и типология проектов. Возможные результаты детского проектирования.
4.1. Классификация проектов:
а) По видам конечного результата:
- изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
- мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
- решения проблем: результат – решённая проблема,
- исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
б) По предметно-образовательным областям:
- монопредметные (в рамках одной предметной области)
- межпредметные (в рамках нескольких предметов)
- надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу)
в) По количеству участников:
- индивидуальные;
- парные;
- коллективные;
- групповые.
г) По продолжительности:
- краткосрочные (мини-проекты, рассчитанные на срок от 2-х недель до 1 месяца).
- долгорочные (от 1 месяца до 1-2 четвертей или в течение учебного года).
4.2. Типы проектов:
Исследовательский проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Творческий проект – определенной структуры не имеет. Предполагает максимально авторский подход в решении проблемы. Результат – альманахи, совместная газета, драматическая постановка, спортивная игра, шоу-праздник, арт-мастерские.
Игровой проект – определенной структуры не имеет. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
Информационный проект – направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат – статья, тезисы, реферат, видеофильм.
Практический проект – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, задачник, словарь, проект зимнего сада, школьной оранжереи и др.).
4.3. Возможные результаты детского проектирования (выходами) могут быть:
- справочник,
- газета,
- журнал,
- альбом,
- гербарий,
- карта,
- экскурсия,
- сценарий праздника,
- игра,
- макет,
- модель,
- сувенир,
- мультимедийный продукт,
- учебное пособие и другое.
Защита проектов может проходить на уроке, во внеурочное время, на родительском собрании.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они проявляют инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повышается мотивация.
Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
4. Повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.
Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. повышается мотивация учащихся к учению.
5.Методы обучения проектной деятельности.
Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми мы пониманием целенаправленные и организованные способы и приёмы выполнения учебных творческих проектов.
1.Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективации в реальном продукте.
2.Нетрадиционные методы в сочетании с традиционными кардинально меняют технологию обучения. Они пробуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности.
3.Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что, с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны, требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся класса.
6. Организация работы над проектами.
6.1. Участники проектной деятельности: учителя и учащиеся гимназии.
Учитель:
- консультирует;
- мотивирует;
- фасилитирует;
- наблюдает.
Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:
- организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).
- руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);
консультантом и т.п.
Ученик имеет право:
- участвовать в разных проектах и в различных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать новый проект;
- предложить свою тему проекта.
Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
6.2. Структура работы и этапы работы над проектом:
1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.
2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.
3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.
5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
6.3. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)
1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).
7. Содержание программы
1.Тема: Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске (2 часа).
Понятие «исследовательский поиск». Какие знания, умения и навыки нужны для ведения исследования. Экскурсии в школьный музей и т.п.
2.Тема: Культура мышления (2 часа).
Мозговой штурм «Мы ищем интересные идеи для проектов».
3.Тема: Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов (2 часа).
Учащиеся готовят сообщения о результатах наблюдений и экспериментов, проведенных самими или на примерах известных исследователей/ученых.
4.Тема: Умеешь ли ты работать в группе. Давайте, организуем группы! (2 часа).
На занятии проводится анкетирование «Умеешь ли ты работать в группе» и социометрическое диагностирование. На основании полученных данных учитель делит учащихся на группы (учитывая личностные предпочтения учащихся) и распределяет роли в группах в соответствии с уровнем развития коммуникативной компетентности учащихся.
5.Тема: Какой предмет/вопрос мне интересен? (2 часа).
На занятии проводится опрос «Какой предмет/вопрос мне интересен?» для дальнейшего определения тематики проектных работ учащихся.
6.Тема: Выбираем тему проекта (1 час).
На занятии учитель помогает учащимся сформулировать темы проектов. Работа проводится в форме индивидуальной и групповой консультации. Дети учатся обсуждать в группе вопросы и приходить к единому решению.
7.Тема: «Строим башню» (2 часа).
Игра «Строим башню». Составление плана действий, т.е. постановка задач проекта.
8.Тема: Наш дневник проекта (2 часа).
Оформление дневников проекта (каждая группа). В них указываются действия, распределяются задания, определяются сроки и т.п.
9.Тема: Постановка исследовательского вопроса. Формулирование цели, задач исследования. Заполнение дневников проекта (3 часа).
10.Тема: Определение предмета и объекта исследования. Выдвижение гипотез. Заполнение дневников проекта (2 часа).
12.Тема: Поисково-собирательная работа в библиотеке, музее, компьютерном классе (Интернете) и пр. Экскурсии, культ-походы и пр. (2 часа).
13.Тема: Подготовка и проведение анкетирования или интервьюирования (3 часа).
Виды и типы анкет и интервью. Какие исследования можно провести с их помощью. Заполнение дневников проекта.
14.Тема: Что нам нужно для проекта (1 час).
Составление списка необходимых источников и оборудования для ведения проекта (работа по группам). Заполнение дневника проекта.
1. Тема: Ведем исследование 2 часа).
Практическая работа (по группам в зависимости от выбранной темы проекта). Учитель консультирует учащихся, корректирует их работу. Заполнение дневников проекта.
2. Тема: Создаем наш проект (2 часа).
Практическая работа (по группам в зависимости от выбранной темы проекта). Учитель
консультирует учащихся, корректирует их работу. Заполнение дневников проекта.
3. Тема: Оформляем наш проект (3 часа).
Практическая работа (по группам). Оформление проектов и результатов работы (альбом, презентация, выставка и т.п.). Заполнение дневников проекта.
4. Тема: Представляем наш проект (2 часа).
Публичное представление проектов и результатов работы групп.
8. Содержание проектной деятельности и тематическое планирование. Примерный перечень тем по предметным областям и внеурочной деятельности.
Предметная область | тема | Ответственный |
3 класс | ||
Русский язык | 1.В мире незнакомых слов. | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1.Библиотека - жилище книги. | Учителя начальных классов |
Математика | 1.Авторские задачи по математике. 2.Арабские числа | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1.Берегите тигра! | Учителя начальных классов |
Технология | 1.Деревня – деревянный мир 2.Герои сказок в лепке. 3. Народное творчество Севера. 4. Народный костюм. История костюма. 6. Пластилиновые фантазии 8. Промыслы нашего края 9. Чудо - тесто. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1.Герои сказок в лепке. | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1.Времена года в музыке. 2.Влияние музыки на аквариумных рыб. 4.Влияние музыки на развитие детей. 7.Военные песни 8.Волшебство колыбельной песни. 9.Знаешь ли ты о балалайке... | Учитель музыки |
Физическая культура | 1.Актуальная зарядка — настоящая загадка! 7. Игры нашего двора | Учителя физической культуры |
4 класс | ||
Русский язык | 1.А жива ли поговорка? | Учителя начальных классов |
Литературное чтение | 1.Богатыри прошлого и настоящего. | Учителя начальных классов |
Математика | 1.Мой мир математики | Учителя начальных классов |
Окружающий мир | 1.Полезные ископаемые моего края. | Учителя начальных классов |
Технология | 1.Прихватка для горячего. 2.Резинка для волос в технике «канзаши»» 3.Игольница 4.Розы из ватных дисков. 5.Ёлочка без иголочки. 6.Пэчворк без иголки. 7.Роспись по стеклу с отделкой из фольги. | Учителя начальных классов |
Изобразительное искусство | 1.Православная икона 2.Рождественская открытка 3.Современный музей, как важный ресурс развития города и региона. 4. Эти загадочные наскальные рисунки. 5. Я рисую на компьютере 6.Путешествие по древним городам России. Архитектура. | Учителя изобразительного искусства |
Музыка | 1. Актуальность классической музыки в современном мире. 2. В музее музыкальных инструментов. 3. В песне душа народа. 4.А песни тоже воевали… 5. Всего семь нот, а столько славных песен! | Учитель музыки |
Физическая культура | 1. Игры народов Югры. 2. Герои спорта. | Учителя физической культуры |
Б) Во внеклассной работе.
№ п/п | Тема | Примерные темы для индивидуальных проектов |
1 | Я и моя семья | 1.Моя родословная. 2.Великая Отечественная война в истории моей семьи. «Книга Памяти» 3. Благодарные потомки. 4. Семейные традиции. 5. Диалог культур. 6. Семь заповедей моей семьи. |
2 | Мой город | 1. Вклад моей семьи в процветание родного города. 2. Благотворительные фонды и организации моего города. 3. Памятники моего города. 4. Имена-городость моего города.. 5.Герой нашего времени –В.А.Петухов. 6.Музеи моего города. |
3 | Моя страна | 1.Города – герои России. 2. Памятники участникам Великой Отечественной войны в бывших республиках Советского Союза. 3. 800-летию Александра Невского посвящается….. «Святой благоверный великий князь Александр Невский как выдающийся воин-полководец» 4. 800- летию со дня рождения Александра Невского….. «Орден Александра Невского - символ доблести героя» 5. «Виртуальное путешествие по памятным местам А.Невского» 6. Чернобыль - черная боль….. 7. «75 –летию снятию блокады посвящается…..» «Блокадный Ленинград в стихах и фотографиях» 8. 75- летию битве за Москву посвящается….. «28 героев – панфиловцев» 9. Петр1-создатель российской армии и флота. 10. Петр 1 – основатель города Санкт-Петербурга. 11.Танкоград - Город Челябинск в годы Великой Отечественной войны. |
4 | Помоги себе сам | 1. Я знаю ПДД. 2. Наше здоровье в наших руках. 3. Пепси –кола – вкусно или вредно… 4. Вредные привычки. 5.Здоровым быть здорово! 6.Сотовый телефон – польза и вред. |
5 | Учись учиться | 1. Способы заучивания таблицы умножения. 2. Чтение – лучшее учение. 3. Телефон доверия. 4. Ты да я, да мы с тобой… |
6 | Учусь сам | 1.Слова-паразиты 2.Что делают твои друзья в интернете. 3.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. |
7 | Финансовая грамотность. | 1.Дети и деньги. 2.На что потратить деньги. 3.Подарок- купить или сделать своими руками. |
В) Во внеурочной деятельности.
Предметная область | тема | Ответственный |
3 класс | ||
Информатика | 1.От наскальных рисунков к компьютерным вернисажам. 2. Роль компьютера в жизни ребенка. 3. Компьютерные игры для малышей. 4. Компьютер или книга – что лучше? 5. Мошенники в интернете | Учителя начальных классов |
4 класс | ||
Информатика | 1. Обучающие игры на уроках русского языка (математики) в программе PawerPoint. 2. Компьютерные вирусы. 3. ПДД 4. Можем ли мы существовать без компьютера. 5. История компьютеров. 6. Носители информации будущего. 7. Интернет. 8. От папируса к Е-mail | Учителя начальных классов |
3 класс | ||
Риторика | 1. Твои речевые роли. 2. Подготовленная речь, приемы подготовки. 3. Похвала (комплимент). 4. Диалог и монолог. 5. Кратко о книге. Аннотация. 6. Текст - поздравление. 7. Текст рассуждение. 8. Сравнительные тексты. | Учитель риторики |
4 класс | ||
Риторика | 1. Улыбка – несловесное средство общения. 2. Запрет – предостережение, строгий и мягкий запрет. 3. Вежливая оценка. 4. Информация, источники информации. 5. Подпись под фотографией. 6. Речевые привычки. | Учитель риторики |
9. Материально-техническое обеспечение.
Список оргтехники, используемой при реализации программы
- Сканер –1 шт.
- Принтер – 1 шт.
- Ксерокс – 1 шт.
- Медиапроектор – 2 шт.
- Ноутбук – 1 шт.
- Телевизор – 5 шт.
- Музыкальный центр –1 шт.
Информационное обеспечение.
- наличие Интернета,
- наличие библиотеки, аудиотек, видеотек, компьютерных программ по предметам,
- обеспеченность научно-методической литературой,
- банк данных на участников программы.
10. Ожидаемые результаты программы:
- Повышение качества обучения.
- Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
- Повышение квалификации педагогов.
- Нормативное и методическое обеспечение проектной деятельностью обучающихся.
- Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети».
- Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
- Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
- Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы обучающихся.
- Укрепление материально-технической базы.
Этапы реализации программы | Начало и окончание | Ожидаемые результаты |
Подготовительный | 2016-2017 | 1. Выбор инициативной и творческой группы для разработки программ. 2. Создание проекта образовательных программ. |
Аналитико –концептуальный | 2017-2018 | 1. Нормативно-правовая база разработки программы 2.Разработка концепции инновационной работы школы. 3. Создание творческой группы учителей, выбор экспериментального класса. 4.Обучение педагогов-экспериментаторов, ведущих работу, связанную с проектной деятельностью учащихся, проектным обучением, применением метода проектов. Освоение образовательной технологии современного проектного обучения. 5. Создание банка данных дидактических разработок. Программы проектного обучения. Рекомендации по применению метода проектов. 6. Апробация дидактических разработок, создаваемых учителями в порядке закрепления результатов обучения. 7. Внутришкольный проблемный семинар. 8. Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. |
Прогностический | 2018-2019 | 1.Разработка и реализация проекта организации информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы школьников. 2. Разработка и апробация проектных уроков, уроков, направленных на формирование проектных действий. 3. Формирование системы проектного обучения. 4. Обсуждения на регулярном проблемном семинаре получаемых результатов, подготовкой к следующему году по апробации целостной системы экспериментального воздействия на экспериментальном классе. · Формирование медиа- и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся. Создание каталога. · Апробация курса «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся». 5. Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 6. Взаимодействие школы с другими учебными заведениями и организациями. 7. Создание программы тренинговых занятий для учителей и учащихся с целью развития мотивационной сферы личности. |
Экспериментальный | 2019-2020 | 1.Научно-методический семинар: "Проектно - исследовательская деятельность учащихся». 2. Создание информационного пространства школы в виде медиацентра и локальной сети. 3. Банк данных материалов внутришкольного контроля НМР. 4. Внедрение курса «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся». 5. Разработка и описание содержания экспериментальных занятий. Определение предметных ЗУН, общешкольных УН и проектно-исследовательских УН. 6. Разработка организационных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно исследовательских УН. 7. Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. 8. Расширение взаимодействия школы с другими учебными заведениями и организациями. |
Диагностический | 2020-2023 | 1. Углублённая диагностика по ЗУНам учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью. 2. Создание комплекса диагностики детей и консультирования родителей по выбору направлений развития детей. 3. Нормативно-правовое оформление положительного опыта. 4. Анализ методического обеспечения инновационного процесса. 5. Проведение семинаров, встреч педагогов и специалистов, работающих в данном направлении. 6. Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. |
Обобщающий | 2021-2023 | 1. Создание сквозной системы проектных заданий для перехода от метода проектов к направляемому проектному обучению. 2. Тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности. 3. Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня. |
Список литературы.
(для учащихся и педагогов)
1. Развитие творческих способностей учителя и учащихся [Текст] : материалы I межрегианальной научно-практической конференции / под ред. Т.И.Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : Взгляд, 2010. - 279 с. - 2б.
2. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Управление образованием. - 2016.-№4.
3. Зюльганова, О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся / О. А. Зюльганова, Е. А. Ябурова// Управление качеством образования. - 2017.-№2. - С.11-27.
4. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова
// Завуч. - 2016.-№7. - С.110-127.
5. Горячев, А. В. Все узнаю, все смогу. 2-4 классы. Пособие по проектной деятельности / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. - М.: Баласс, 2020. - 428 c.
6. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. - М.: Баласс, 2020. - 898 c.
7. Иванова, Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 933 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
"Первые шаги в проектной деятельности" .УМК "Планета знаний " 1 класс.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , ПЕРВЫЕ ШАГИ"
Цель программы –Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Календарно-тематическое планирование курса «Основы проектной деятельности. Первые шаги в науку»
laquo;Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Конфуций.Это высказывание как нельзя лучше о...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...