Воспитательный план
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа воспитания разработана на основе следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС), утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21; письма Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях; программы воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_plan_2022-23.docx | 102.37 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………….. 2
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
- Методологические подходы и принципы воспитания…………...3
- Цели и задачи воспитания………………………………………….6
- Принципы организации эффективной воспитательной работы
школы………………………………………………………………..8
- Планируемые результаты…………………………………………..9
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Приоритетные направления в воспитательной работе школы
на 2022 – 2023 учебный год………………………………………… 10
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности……14
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Список класса……………………………………………………...27
3.2 Общая и психолого-педагогическая характеристика класса…….
3.3 Социальный паспорт класса……………………………………….
3.5 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся…………………………………...
3.6 Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем,
выводы………………………………………………………………….
Календарный план воспитательной работы…………………………
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания разработана на основе следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС), утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21; письма Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях; программы воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом воспитательной программы школы, государственной политики в области образования и воспитания.
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Методологические подходы и принципы воспитания
Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы:
- аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Содержание воспитания при аксиологическом подходе определяют общественные ценности. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура. Аксиологический подход имеет принципиальное значение как для определения ценностной системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так и для формирования уклада образовательной организации. Система ценностей образовательной деятельности определяет содержание основных направлений воспитания;
– гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в со-бытийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях происходит зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка.
– культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Социальная ситуация развития полагается в качестве главного источника развития ребенка; его общения со взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она становится условием его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой формируется образ будущего России, складывается понимание миссии и роли нашей страны в мировом культурном наследии и его цивилизационном развитии.
– системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:
- гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности;
- ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;
- культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения;
- следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения;
- безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;
- совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;
- инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;
- возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
- Цели и задачи воспитания
Тема воспитательной работы школы: повышение уровня патриотического, гражданского, духовно-нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.
Цель воспитательной работы школы – создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитательной работы школы:
- усвоение обучающимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности;
- создание условий для формирования гражданского и патриотического мировоззрения обучающихся, способствующее становлению гражданина и патриота своей страны, любящего свою Родину, родной край, бережно относящегося к их природе, традициям и обычаям, уважающего их историческое прошлое;
- создание условий для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
- способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;
- воспитание основ эстетической культуры, вовлечение обучающихся, независимо от возраста в активную творческую деятельность, при этом, используя такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно измениться;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
- приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни;
- формирование нравственной культуры обучающихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, волевых качеств личности;
- активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства обучающихся в школе и классах;
- продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.
- продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей в свете деятельности школы по ФГОС.
- поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива.
- способствовать сплочению разновозрастного коллектива, формированию доброжелательного отношения между его членами.
- уделять больше внимания изучение творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей каждого ребёнка.
- разнообразить формы и методы профориентационной работы.
- добиться 100% занятости в кружках и секциях.
Цель воспитательной программы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Задачи воспитательной программы:
1. формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы;
2. развивать работу по организации детского самоуправления в рамках новых воспитательных программ, воспитательных систем и проектов;
3. создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса;
4. развивать творческий потенциал и лидерские качества обучающихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детской общественной организации в школе;
5. продолжить работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы;
6. повысить уровень участия обучающихся в конкурсах, акциях, проектах, фестивалях разного уровня.
- Принципы организации эффективной воспитательной работы школы:
1) Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.
2) Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.
3) Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.
4) Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.
5) Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.
6) Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.
7) Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.
1.4 Планируемые результаты
• у обучающихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
• обучающиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;
• система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
• максимальное количество обучающихся включено в систему дополнительного образования, организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.
• система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их
• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Приоритетные направления в воспитательной работе школы на 2022 – 2023 учебный год:
направление «Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения »
Цель гражданско-правового воспитания - формирование и развитие у обучающихся политической культуры, социальной активности, коллективизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к старшим, к семье.
Задачи:
- прививать школьникам уважительное отношение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
- развивать интерес к правам человека среди обучающихся и их родителей;
- содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;
- прививать навыки избирательного права;
- усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;
- активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;
- раскрывать творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
направление «Патриотическое воспитание»
Целью патриотического воспитания является формирование у обучающихся гражданского и патриотического мировоззрения, чувства любови к Родине, родному краю, бережное отношение к их традициям и обычаям, уважение к историческому прошлому страны.
Задачи:
- создание условий для формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению;
- усвоение ими знаний, норм законов и правопорядка РФ;
- развитие взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
направление «Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию»
Целью духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- дать представления о национальных российских ценностях;
- учить различать хорошие и плохие поступки, анализировать их;
- совершенствовать правила поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- прививать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- формировать представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- прививать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»
Цель: создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи:
- совершенствовать систему мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом,
- прививать культуру здорового питания;
- способствовать овладению здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формировать понимание влияния здорового образа жизни на развитие личности человека, на процесс обучения и дальнейшую жизнь.
направление «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
Цель трудового воспитания: воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни путем создания педагогических, психологических и социальных условий.
Задачи:
– формировать у обучающихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высокие социальные мотивы трудовой деятельности;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
– воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность, целеустремленность и предприимчивость, деловитость и честность;
– вооружать обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировать основы культуры умственного и физического труда.
направление «Экологическое воспитание»
Цель экологического воспитания – создание эффективных условий для гармоничного развития личности школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой, т.е. экологическое воспитания заключается в развитии экологической культуры до состояния экологической гармонии.
Задачи экологического развития можно сформулировать так:
- формировать у обучающихся школы умений и навыков самостоятельного поиска и усвоения знаний, касающихся вопросов взаимодействия современного общества и природы;
- совершенствовать навыки экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;
- развивать у детей личностные экологические качества: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.;
- развивать и совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с вопросами улучшения окружающей среды.
направление «Семейное воспитание, работа с родителями»
Основная цель взаимодействия образовательного учреждения и семьи заключается в создании благоприятных условий, необходимых для развития взаимозависимых и ответственных отношений между семьей и учреждением, направленных на обеспечение целостного развития личности ребенка и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.
Задачи семейным воспитания:
- устанавливать эффективное взаимодействие между школой и семьей обучающегося;
- оказывать всестороннюю педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей;
- определять единые методы и средства воспитания.
Школа работает с семьёй в следующих направлениях:
1) Образовательное:
- индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи (организация работы по индивидуальным планам);
- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на новые ступени обучения;
- организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.
2) Просветительское:
- просвещение родителей по вопросам педагогической и родительской культуры, психологического и физического развития детей;
- знакомство родителей с эффективными методами воспитания ребёнка в семье;
- профилактика суицида среди детей.
3) Коррекционно-просветительское:
- диагностика и коррекция девиантного поведения ребёнка в семье;
- диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый» - «ребёнок», «ребёнок» - «ребёнок».
4) Социальная защита прав:
- защита прав ребёнка в семье;
- привлечение органов социальной защиты, полиции (при необходимости).
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
- общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и региона;
- социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций — социальных партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
- проводимые для жителей поселения, своего района и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района;
- разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Школьный урок
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
- полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
- поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий:
- патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным культурам народов России, духовно-историческому краеведению;
- познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
- художественной, эстетической направленности в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
- туристско-краеведческой направленности;
- оздоровительной и спортивной направленности.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
- организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.) с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
- внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в классном кабинете и школе основывается на системе ценностей программы воспитания, является частью уклада и способом организации воспитательной среды, отвечает требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности, обеспечивает обучающимся возможность общения, игры, деятельности и познания. Предметно-пространственная среда должна быть выстроена в единстве; заложенные в программе воспитания ценности – раскрыты, визуализированы.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды:
- оформление классного кабинета и школы государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
- изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической информацией гражданско-патриотической направленности;
- карты России, регионов, муниципальных образований (современные и исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;
- художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
- портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
- звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;
- «места гражданского почитания» - школьный музей и зал Боевой Славы;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе;
- благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с обучающимся в своих классах;
- событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
- акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.
Работа с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
- создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета школы, классов и т. п.), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения детей;
- родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей;
- привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Самоуправление
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном её уставом (ст. 34 п. 17). Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает:
- деятельность совета обучающихся, избранного в школе и классе;
- представление интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией:
- защиту законных интересов и прав обучающихся;
- участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания;
- участие советов обучающихся в анализе воспитательной деятельности в школе.
Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:
- целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
- поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, дети с ОВЗ и т. д.).
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы предусматривает:
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
- циклы профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
- организация на базе пришкольного детского лагеря профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках дополнительного образования.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Список класса
№ п/п | Ф.И.О. | Дата рождения | Место проживания, домашний адрес |
1. | |||
2 | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. |
- Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3.3 Социальный паспорт класса:
- Информация о многодетных семьях
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
1. | ||||
- Информация о неполных семьях (1 родитель: потеря кормильца,
мать (отец) –одиночка, родители в разводе).
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
- Информация о семьях, где родители – инвалиды
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
- Информация о семьях, находящихся в социально – опасном положении
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
- Информация о детях – инвалидах
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
- Информация о детях «группы риска»
| Ф.И.О. | Дата рождения | Ф И О родителей | Домашний адрес |
3.5. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награду);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
- Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем, выводы.
Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год
классного руководителя 3 «в» класса
Цукановой Оксаны Анатольевны
Воспитательная программа была направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
Данная рабочая программа воспитания обеспечивала:
создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию обучающихся, практическую подготовку;
содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье;
учет социальных потребностей семей обучающихся;
совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур;
создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного самопознания; самоорганизации жизнедеятельности; формирования позитивной самооценки, самоуважению; поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного потенциала;
формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма;
развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно-нравственному совершенствованию;
стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности, формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического познания устройства мира;
формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения;
условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера;
создание условий для формирования у обучающихся установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; для осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; для овладения обучающимися современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; в целях недопущения употребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся видах деятельности, организуемых Организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения;
формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии; организацию участия обучающихся в благоустройстве класса, Организации, населенного пункта, в котором они проживают;
информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых Организацией совместно с различными предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки;
оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней.
Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.
В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
В новом 2022 – 2023 учебном году для изучения учащихся планируется продолжить использовать следующие методики:
- «Мотивы учебной деятельности». Цель – выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом.
- «Социометрия». Цель – изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
- «Самооценка личности». Цель – изучить особенности самооценки личности школьников.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Приложение
Календарный план воспитательной работы
СЕНТЯБРЬ – Месячник солидарности в борьбе с нацизмом и терроризмом
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. 2. | Праздник «День знаний» Беседа обзор «Давайте жить дружно!» | 1 сентября 2 неделя | Классный руководитель |
3. | Экскурсия в городе по аллее героев «Мы помним, чтим, гордимся!» | 3 неделя | Классный руководитель |
4. | Трудовые десанты по уборке пришкольной территории. | 3 неделя | Классный руководитель |
5. | Фотовыставка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | 4 неделя | Классный руководитель |
6. 7. 8. 9 10. 11. 12. | Классный час по ТБ и ПДД Оформление уголков ПДД Операция «Внимание: дети!» Неделя безопасности: в быту (классные часы, дидактические игры, выставка листовок-правил «Чтобы не было беды») - в общественных местах (инструктаж «Безопасное поведение в общественных местах», тренировочная эвакуация 2 сентября). Инструктаж « Действия при угрозе терроризма».Классные собрания «Планирование работы класса на 2022 -2023уч.год» Выборы органов самоуправления в классе. | 2 неделя 3 неделя 3 неделя 2 неделя 3 неделя 3 неделя | Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель |
13. | Спортивное развлечение «Спорту-да, терроризму –нет!» | В теч. месяца | Учитель физкультуры |
14. | Классный час «Азбука безопасности» | 4 неделя | Классный руководитель |
15. | Конкурс рисунков на асфальте « Мы за мир войны не нужно» | 4 неделя | Классный руководитель |
ОКТЯБРЬ
Месячник культурно-нравственного воспитания. Месячник школьной библиотеки. Декада пожилого человека.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа:«Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам» | 1 неделя | Классный руководитель |
2. | Генеральная уборка кабинета | 2 неделя | Классный руководитель |
3. | Рейд «Живи, книга» Уборка пришкольной территории | 3 неделя | Классный руководитель |
4. | Р. с. «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?» | 4 неделя | Классный руководитель |
5. | Покровская Ярмарка | По общешкольному плану | Классный руководитель |
6. | Веселые старты | В теч месяца | Учитель физкультуры |
7. | День учителя. Участие в концерте ко Дню учителя. | 1 неделя | Учитель музыки |
8. |
| 4 неделя | Классный руководитель |
НОЯБРЬ - Месячник гражданского и нравственно-правового воспитания.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | День правовой помощи детям | 1 неделя | Классный руководитель |
2. 3. | Классный час: «4 ноября- День народного единства» Классный час:«Толерантность-путь к миру!» Флешмоб «Жесты добра» День правовой помощи детям | 1 неделя 2 неделя | Классный руководитель |
4. | Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье». | 1 неделя | Классный руководитель |
5. | Уход за растениями в классе | В течен. года | Обучающиеся |
6. | Индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания. | По запросу родителей | Классный руководитель |
7. 8. | Рейд по проверке внешнего вида Заседание актива родительского комитета | 1 неделя 1 неделя | Администрация школы |
9 | Классный час: « Я выбираю спорт!» Беседа «Опасно: тонкий лед!» «Весёлые старты» ко Дню матери | 1 неделя 3 неделя 2 неделя | Классный руководитель |
10 | День матери. Концертная программа «Моя мама лучшая на свете» (с приглашением мам) | 4 неделя | Классный руководитель |
11. | Беседа о правилах поведения в общественных местах | 1 неделя | Классный руководитель |
ДЕКАБРЬ – Месячник толерантности, нравственности.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Акция «Мы разные, но мы дружим» | вторая неделя | Классный руководитель |
2. 3. 4. | Международный день инвалидов Международный день прав человека. День Конституции Российской Федерации | Первая неделя 3 декабря 12 декабря | Классный руководитель |
5. | Операция «Кормушка» (мастер-классы) | В течение месяца | Классный руководитель |
6. | Генеральная уборка в кабинете | В течение месяца В течение месяца | Классный руководитель |
7. 8. 9. | Родительское собрания по итогам первого полугодия и второй четверти Работа родительского комитета по подготовке к новому году Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних | Третья неделя В теч. Месяца Вторая декада | Классный руководитель |
10. | КТД «Встречаем Новый год» Акция «Украшаем школу» | по плану | Классный руководитель |
11. | Флешмоб «Знак любви и уважения» Классный час по соблюдению правил безопасности в период Новогодних, мероприятий и зимних каникул | 1 неделя (во время зарядки) в теч.мес.по плану | Классный руководитель |
ЯНВАРЬ – Месячник культурно-нравственного воспитания.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Кл. час «77 лет с начала операции по снятию блокады Ленинграда (1944)» | первая неделя | Классный руководитель |
2. | Классный час «О здоровом питании» | 2 неделя | Классный руководитель |
3. | Акция «Кормушка» | В течение месяца | Классный руководитель |
4. | Индивидуальные консультации с родителями | В теч. месяца | Классный руководитель |
5. | Школа актива родительского комитета | Посл.день четв. | Классный руководитель |
6. | Неделя здоровья -2023 Классный час: «Правильное питание-залог здоровья!» | 2 неделя 4 неделя | Классный руководитель |
7. | Веселые старты между 4 классами | По плану совместно с учителями физкультуры | По плану совместно с учителями физкультуры |
8. | Инструктаж по правилам поведения в общественных местах | 1 неделя | Классный руководитель |
ФЕВРАЛЬ – Месячник военно-патриотического воспитания.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Беседа:«23 февраля- День защитника Отечества» | 3 неделя | Классный руководитель |
2. 3. | Беседа. История родного края. Я – гражданин России Кл час «Память, которой не будет конца» | 1 неделя 2 неделя | Классный руководитель |
4. | Акция «Кормушка» | 2 неделя | Классный руководитель |
5. | Уход за растениями в классе. | В теч. месяца | Классный руководитель |
6. | Рейд по проверке внешнего вида. | В теч. месяца | Классный руководитель |
7. 8. | Праздник «А ну-ка, мальчики!» Проведение профмероприятий по предупреждению заболеваемости ОРВИ и гриппа | 3 неделя 1 неделя | Классный руководитель |
9. | «Масленичные гуляния» | 4 неделя | Классный руководитель |
Классный час: Конкурс рисунков «Дорожные знаки – наши добрые друзья» | 4 неделя | Классный руководитель | |
10. | Инструктаж по правилам поведения в общественных местах | 2 неделя | Классный руководитель |
МАРТ – Месячник духовно - нравственного и художественно-эстетического воспитания.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Классный час: Что такое хорошо и что такое плохо» | 2 неделя | Классный руководитель |
2. | Участие в конкурсе «Война в судьбе моей семьи» | В течение месяца | Классный руководитель |
3. | Акция «Чистый дом – чистый двор - чистый город» | В течение месяца | Классный руководитель |
4. | КТД «Волшебный мир руками детей» | 3 неделя | Классный руководитель |
5. | Кл час «Мама- нет роднее слова» | 1неделя | Классный руководитель |
6. | Выпуск школьной поздравительной газеты к 8 марта. | 1 неделя | Классный руководитель |
7. 8. 9. | Кл. час «Открытка для мамы» .Участие в школьном концерте для мам Праздник «Мама, мамочка, мамуля» | 1 неделя 2 неделя в теч.месяца | Классный руководитель |
10. | Классный час: «Законы об ответственности несовершеннолетних» | В течение месяца | Классный руководитель |
АПРЕЛЬ- Месячник экологического воспитания
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. | Уборка школьной территории.. Классный час: « Как мы можем защитить природу» Классный час:«Путешествие в космос» | В течение месяца 2 неделя | Классный руководитель |
4. 5. | Экологический марафон Акция к Международному дню птиц «Подари добро!» | В течение месяца Вторая неделя | Классный руководитель |
6. | Экологический субботник: «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | В течение месяца | Классный руководитель |
7. | Трудовой десант . Уборка территории школы. | В течение месяца | Классный руководитель |
8. | Организация отчетных собраний в классах. | В течение месяца | Классный руководитель |
9 | Турнир по шашкам | Вторая неделя2-3 неделя | Классный руководитель |
10 | Выставки рисунков, посвящённые 9 мая «Памятные события Великой Отечественной войны» | Четвёртая неделя | Классный руководитель |
11 | Классный час «Знай и люби родную природу» | 1 неделя | Классный руководитель |
12 | Инструктаж по правилам поведения в школе. | 4 неделя | Классный руководитель |
МАЙ - Месячник патриотического и физкультурно-оздоровительное воспитания .
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. 2. | Классный час :«9 мая-День Победы.».Классный час:«Правила дорожного движения». «Урок Мужества» Акция «Бессмертный полк» Акция «Внимание - дети» | Первая неделя В течение месяца Первая неделя По плану | Классный руководитель |
3. 4. | Уборка территории школы 2. Экологический марафон. 3. Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню охраны окружающей среды | В течение месяца Четвёртая неделя | Классный руководитель |
5. | Экологический субботник: «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | В течение месяца | Классный руководитель |
6. | Итоговые классные родительские собрания на тему «Организация отдыха и безопасность детей в летний период» | Третья неделя | Классный руководитель |
7. | 1. Рейд по проверке чистоты школьной территории. | Третья неделя месяца | Классный руководитель |
8. | «Веселые старты» | 2 неделя | Учитель физкультуры |
9. 10. | Концертная программа «Победа входит в каждый дом»2. Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы.3. Праздник «Последний звонок» Экскурсии в музей. | 7 мая 4 мая Последняя декадаС 25 мая | Классный руководитель |
Работа с родителями
№ | Название мероприятия | Дата проведения |
1. | Организационное собрание «Что нас ждет во 4 ом классе». | сентябрь |
2. | «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?» | октябрь |
3. | Тематическое собрание «Как помочь ребенку стать внимательным?» | январь |
4. | Тематическое собрание «Наказание и поощрение в семейном воспитании». | март |
5. | Совместный праздник посвященный 8 Марта. | март |
6. | Индивидуальные консультации | В теч. года |
7. | Итоговое собрание «Листая странички…» | май |
Перечень месячников, запланированных на 2022-2023 учебный год в школе
СЕНТЯБРЬ – Месячник солидарности в борьбе с нацизмом и терроризмом.
ОКТЯБРЬ - Месячник школьной библиотеки. Декада пожилого человека.
НОЯБРЬ - Месячник гражданского и нравственно-правового воспитания.
ДЕКАБРЬ – Месячник толерантности, нравственности.
ЯНВАРЬ – Месячник культурно-нравственного воспитания.
ФЕВРАЛЬ – Месячник военно-патриотического воспитания.
МАРТ – Месячник духовно - нравственного и художественно-эстетического воспитания.
АПРЕЛЬ – Месячник экологического воспитания.
МАЙ - Месячник патриотического и физкультурно-оздоровительное воспитания .
Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
Сентябрь:
- 1 сентября: День знаний;
- 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь:
- 1 октября: День пожилых людей;
- 5 октября: День Учителя;
- 4 октября: День защиты животных;
- Третье воскресенье октября: День отца;
- 30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь:
- 4 ноября: День народного единства.
Декабрь:
- 3 декабря: Международный день инвалидов;
- 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
- 6 декабря: День Александра Невского;
- 9 декабря: День Героев Отечества;
- 10 декабря: День прав человека;
- 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
- 27 декабря: День спасателя.
Январь:
- 1 января: Новый год;
- 7 января: Рождество Христово;
- 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
- 27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
- 2 февраля: День воинской славы России;
- 8 февраля: День русской науки;
- 21 февраля: Международный день родного языка;
- 23 февраля: День защитников Отечества.
Март:
- 8 марта: Международный женский день;
- 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
- 12 апреля: День космонавтики.
Май:
- 1 мая: День весны и труда;
- 9 мая: День Победы;
- 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
- 1 июня: Международный день защиты детей;
- 5 июня: День эколога;
- 6 июня: Пушкинский день России;
- 12 июня: День России;
- 22 июня: День памяти и скорби;
- 27 июня: День молодежи.
Июль:
- 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
- 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
- 23 августа: День воинской славы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный план работы
паспорт класса...
воспитательный план 7 класс
План развития воспитания в 7 классе Верхне-Колчуринской средней школы Алькеевского района РТ Проблема по работе с классом: Сплочение классного коллектива как основного условия свободно...
Воспитательный план
документ содержит программу воспитание на учебный год для 2 класса...
Воспитательный план в 3 классе
Воспитательный план представлен в виде таблице. Отражены различные направления работы классного руководителя...
Воспитательный план классного руководителя
Хочу поделиться своим планом воспитательной работы....
Воспитательный план
Воспитательный план на 1 полугодие 2011г....
Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя
Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя. + социальный паспорт класса...