Воспитательный план
рабочая программа (4 класс)

Цуканова Оксана Анатольевна

Рабочая программа воспитания разработана на основе следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС), утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287;       санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21; письма Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях; программы воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_plan_2022-23.docx102.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                        СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….. 2

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

  1. Методологические подходы и принципы воспитания…………...3
  2. Цели и задачи воспитания………………………………………….6
  3. Принципы организации эффективной воспитательной работы

школы………………………………………………………………..8

  1. Планируемые результаты…………………………………………..9

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Приоритетные направления в воспитательной работе школы

на 2022 – 2023 учебный год…………………………………………  10

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности……14

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1 Список класса……………………………………………………...27

3.2 Общая и психолого-педагогическая характеристика класса…….

3.3 Социальный паспорт класса……………………………………….

3.5 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся…………………………………...

3.6 Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем,

выводы………………………………………………………………….

Календарный план воспитательной работы…………………………

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания разработана на основе следующих документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг.; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — ФГОС), утверждённого приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287;        санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21; письма Минобрнауки от 28.08.2015 № АК-2563/05. «О методических рекомендациях; программы воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом воспитательной программы школы, государственной политики в области образования и воспитания.

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.

             

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Методологические подходы и принципы воспитания

Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы:

  • аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Содержание воспитания при аксиологическом подходе определяют общественные ценности. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура. Аксиологический подход имеет принципиальное значение как для определения ценностной системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так и для формирования уклада образовательной организации. Система ценностей образовательной деятельности определяет содержание основных направлений воспитания;

 гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в со-бытийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания. В общностях происходит зарождение нравственного сознания, навыков управления собственными чувствами, обретение опыта нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка.

 культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Социальная ситуация развития полагается в качестве главного источника развития ребенка; его общения со взрослым в ходе освоения культурных образцов и способов деятельности. Она становится условием его ближайшего развития и задаёт перспективу, в которой формируется образ будущего России, складывается понимание миссии и роли нашей страны в мировом культурном наследии и его цивилизационном развитии.

 системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.

Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:

  •  гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности;
  •  ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;
  •  культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения;
  • следования нравственному примеру: педагог, воспитатель должны в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения;
  • безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;
  • совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;
  • инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;
  • возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

  1.  Цели и задачи воспитания

Тема воспитательной работы школы: повышение уровня патриотического, гражданского, духовно-нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.  

Цель воспитательной работы школы – создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.  

Задачи воспитательной работы школы:

- усвоение обучающимися знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений в жизни, практической деятельности;

-  создание условий для формирования гражданского и патриотического мировоззрения обучающихся, способствующее становлению    гражданина и патриота своей страны, любящего свою  Родину, родной край, бережно относящегося к их природе, традициям и обычаям, уважающего их историческое прошлое;

-  создание условий для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;

- способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы;

-    воспитание основ эстетической культуры, вовлечение обучающихся, независимо от возраста в активную творческую деятельность, при этом, используя такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно измениться;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;

-  приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни;

-   формирование нравственной культуры обучающихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, волевых качеств личности;

-        активное формирование школьного самоуправления и создание условий для проявления неформального лидерства обучающихся в школе и классах;

-        продолжать формировать и развивать систему работы с родителями и общественностью.

- продолжить работу по повышению научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания детей в свете деятельности школы по ФГОС.

-  поддерживать и укреплять школьные традиции, способствующие созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива.

- способствовать сплочению разновозрастного коллектива, формированию доброжелательного отношения между его членами.

-  уделять больше внимания изучение творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей каждого ребёнка.

-  разнообразить формы и методы профориентационной работы.

- добиться 100% занятости в кружках и секциях. ​​​​​​​

Цель воспитательной программы: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Задачи воспитательной программы:

1. формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы;

2. развивать работу по организации детского самоуправления в рамках новых воспитательных программ, воспитательных систем и проектов;

3. создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса;

4. развивать творческий потенциал и лидерские качества обучающихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детской общественной организации в школе;

5. продолжить работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы;

6. повысить уровень участия обучающихся в конкурсах, акциях, проектах, фестивалях разного уровня.

  1.  Принципы организации эффективной воспитательной работы школы:

1) Образовательная организация осуществляет свою деятельность для ребенка. Высшим показателем эффективности ее работы заключается в создании благоприятных условий для педагога и ребенка.

2) Главной ценностью педагогического процесса и основным объектом заботы педагога является личность ребенка и ее развитие.

3) Высокая требовательность со стороны педагога к ребенку должна сочетаться с уважительным отношением к его чувствам и человеческому достоинству.

4) Процессы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и основаны на взаимодействии между педагогом и детьми, которое представляет собой творческое сотрудничество единомышленников.

5) Невозможно конкретно сказать эффективно ли данное воспитательное средство или нет, если оно взято в отрыве от целостной системы воспитания, поэтому организуя воспитательную работу, педагог должен понимать, что в первую очередь она системна.

6) Ни один ребенок не может находиться под постоянным воздействием образовательной организации и поэтому педагогам необходимо организовать это воздействие так, чтобы оно было ярким, запоминающимся и воспитывающим.

7) Основным «инструментом» педагога является коллектив образовательной организации и родители детей, которые взаимодействуют друг с другом на основании принципов гуманизации и демократизации. Союз детей и взрослых объединен общими целями и задачами, общей совместной деятельностью.

1.4 Планируемые результаты

• у обучающихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;

• обучающиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;

• система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;

• максимальное количество обучающихся включено в систему дополнительного образования, организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

• повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.

• система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их

• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1 Приоритетные направления в воспитательной работе школы на 2022 – 2023 учебный год:

направление «Гражданское и правовое воспитание, профилактика асоциального поведения »

Цель гражданско-правового воспитания - формирование и развитие у обучающихся политической культуры, социальной активности, коллективизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,  к старшим, к семье.

Задачи:

- прививать школьникам уважительное отношение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

- развивать интерес к правам человека среди обучающихся и их родителей;

- содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;

- прививать навыки избирательного права;

- усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников;

- активизировать разъяснительную работу среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций;

 - раскрывать творческий потенциал школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

направление «Патриотическое воспитание»

Целью патриотического воспитания является  формирование у обучающихся гражданского и патриотического мировоззрения, чувства любови к Родине, родному краю, бережное отношение к их традициям и обычаям, уважение к историческому прошлому страны.

Задачи:

- создание условий для формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению;

- усвоение ими знаний, норм законов и правопорядка РФ;

 - развитие  взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

 

направление «Духовное и нравственное воспитание, приобщение к культурному наследию»

Целью духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

- дать представления о  национальных российских ценностях;

- учить различать хорошие и плохие поступки, анализировать их;

- совершенствовать правила поведения в школе, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе;

- прививать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- формировать представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- прививать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

направление «Физическое воспитание и формирование культуры здоровья»

Цель:  создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Задачи:

- совершенствовать систему мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом,

- прививать культуру здорового питания;

- способствовать овладению здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формировать понимание влияния здорового образа жизни на развитие личности человека, на процесс обучения и дальнейшую жизнь.

направление «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»

Цель трудового воспитания: воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни путем создания педагогических, психологических и социальных условий.

Задачи:
– формировать у обучающихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высокие социальные мотивы трудовой деятельности;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
– воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность, целеустремленность и предприимчивость, деловитость и честность;
– вооружать обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировать основы культуры умственного и физического труда.

направление «Экологическое воспитание»

Цель экологического воспитания – создание эффективных условий для гармоничного развития личности школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой, т.е. экологическое воспитания заключается в развитии экологической культуры до состояния экологической гармонии.

Задачи экологического развития можно сформулировать так:

- формировать у обучающихся школы умений и навыков самостоятельного поиска и усвоения знаний, касающихся вопросов взаимодействия современного общества и природы;

- совершенствовать навыки экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;

- развивать у детей личностные экологические качества: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.;

- развивать и совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с вопросами улучшения окружающей среды.

направление «Семейное воспитание, работа с родителями»

Основная цель взаимодействия образовательного учреждения и семьи заключается в создании благоприятных условий, необходимых для развития взаимозависимых и ответственных отношений между семьей и учреждением, направленных на обеспечение целостного развития личности ребенка и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания.

Задачи семейным воспитания:

- устанавливать эффективное взаимодействие между школой и семьей обучающегося;

- оказывать всестороннюю педагогическую помощь родителям по вопросам воспитания и обучения детей;

- определять единые методы и средства воспитания.

Школа работает с семьёй в следующих направлениях:

1) Образовательное:

- индивидуализация учебного процесса с учётом образовательных потребностей семьи (организация работы по индивидуальным планам);

- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребёнка в школу и при переходе его на новые ступени обучения;

- организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.

2) Просветительское:

- просвещение родителей по вопросам педагогической и родительской культуры, психологического и физического развития детей;

- знакомство родителей с эффективными методами воспитания ребёнка в семье;

- профилактика суицида среди детей.

3) Коррекционно-просветительское:

- диагностика и коррекция девиантного поведения ребёнка в семье;

- диагностика и коррекция неэффективных отношений «взрослый» - «ребёнок», «ребёнок» - «ребёнок».

4) Социальная защита прав:

- защита прав ребёнка в семье;

- привлечение органов социальной защиты, полиции (при необходимости).

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Основные школьные дела

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:

  • общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
  • участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
  • торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе;
  • церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и региона;
  • социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций — социальных партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
  • проводимые для жителей поселения, своего района и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района;
  • разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;
  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д., помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
  • наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Школьный урок

Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
  • включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров воспитания в качестве воспитательных целей уроков занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении;
  • включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы;
  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
  • полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовно-нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческими и культурными потребностями;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
  • применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
  • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Внеурочная деятельность

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:

  • вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
  • поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
  • поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов, самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в школе осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий: 

  • патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
  • духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным религиозным культурам народов России, духовно-историческому краеведению;
  • познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности;
  • экологической, природоохранной направленности;
  • художественной, эстетической направленности в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;
  • туристско-краеведческой направленности;
  • оздоровительной и спортивной направленности.

Внешкольные мероприятия

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:

  • внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям;
  • организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.) с привлечением к их планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
  • литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся (для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.);
  • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
  • внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами школы.

Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в классном кабинете и школе основывается на системе ценностей программы воспитания, является частью уклада и способом организации воспитательной среды, отвечает требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности, обеспечивает обучающимся возможность общения, игры, деятельности и познания. Предметно-пространственная среда должна быть выстроена в единстве; заложенные в программе воспитания ценности – раскрыты, визуализированы.

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды:

  • оформление классного кабинета и школы государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
  • изображения символики российского государства в разные периоды тысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальных стендах с исторической информацией гражданско-патриотической направленности;
  • карты России, регионов, муниципальных образований (современные и исторические, точные и стилизованные, географические, природные, культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания;
  • художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
  • портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом, деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
  • звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудио сообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации;
  • «места гражданского почитания» - школьный музей и зал Боевой Славы;
  • «места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т.  п.;
  • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях в школе;
  • благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных и игровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон, свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
  • создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
  • благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместе с обучающимся в своих классах;
  • событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
  • совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики школы (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
  • акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).

Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для детей с особыми образовательными потребностями и ОВЗ.

Работа с родителями (законными представителями)

Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:

  • создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета школы, классов и т. п.), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы;
  • тематические родительские собрания в классах, общешкольные собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе, условий обучения детей;
  • родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
  • работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;
  • проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;  
  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;  
  • участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей;
  • привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
  • при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

Самоуправление

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном её уставом (ст. 34 п. 17). Это право обучающиеся могут реализовать через систему ученического самоуправления, а именно через создание по инициативе обучающихся совета обучающихся (ст. 26 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в общеобразовательной организации предусматривает:

  • деятельность совета обучающихся, избранного в школе и классе;
  • представление интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией:
  • защиту законных интересов и прав обучающихся;
  • участие в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания;
  • участие советов обучающихся в анализе воспитательной деятельности в школе.

Профилактика и безопасность

Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами — направление деятельности в школе, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам.

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе предусматривает:

  • целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
  • проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
  • проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
  • разработку и реализацию в школе профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;
  • вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков, реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами, родителями (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, безопасность на воде, на транспорте, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
  • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
  •  поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
  • предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения и др.);
  • поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, дети с ОВЗ и т. д.).

Социальное партнёрство

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:

  • участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
  • участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
  • проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
  • открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального образования, региона, страны;
  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Профориентация

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы предусматривает:

  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
  • циклы профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;
  • организация на базе пришкольного детского лагеря профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
  • совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
  • индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
  • освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамках дополнительного образования.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  1.  Список класса

        № п/п

Ф.И.О.

Дата

 рождения

Место проживания,

домашний адрес

1.

2

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

   11.

   12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

  1.  Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

          3.3 Социальный паспорт класса:

  1. Информация о многодетных семьях

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

1.

  1.  Информация о неполных семьях (1 родитель: потеря кормильца,

мать (отец) –одиночка, родители в разводе).

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

1.

2.

3.

  1.  Информация о семьях, где родители – инвалиды

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

  1.  Информация о семьях, находящихся в социально – опасном положении

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

  1.  Информация о детях – инвалидах

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

  1.  Информация о детях  «группы риска»

Ф.И.О.

Дата рождения

Ф И О родителей

Домашний адрес

3.5. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:

  • публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
  • соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;
  • прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
  • регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
  • сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награду);
  • привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
  • дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.

Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.

Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.

Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.

Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.

  1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем, выводы.

Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год

классного руководителя 3 «в» класса

Цукановой Оксаны Анатольевны

Воспитательная программа была направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.

Данная рабочая программа воспитания обеспечивала:

создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию обучающихся, практическую подготовку;

содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье;

учет социальных потребностей семей обучающихся;

совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур;

создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и личностного самопознания; самоорганизации жизнедеятельности; формирования позитивной самооценки, самоуважению; поиска социально приемлемых способов деятельностной реализации личностного потенциала;

формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма;

развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия, принятие ценностей семьи, стремления к духовно-нравственному совершенствованию;

стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности, формирование у них целостного мировоззрения на основе научного, эстетического и практического познания устройства мира;

формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения;

условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера;

создание условий для формирования у обучающихся установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; для осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; для овладения обучающимися современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; в целях недопущения употребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;

осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся видах деятельности, организуемых Организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения;

формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору будущей профессии; организацию участия обучающихся в благоустройстве класса, Организации, населенного пункта, в котором они проживают;

информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых Организацией совместно с различными предприятиями, образовательными организациями, центрами профориентационной работы, практической подготовки;

оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

В целом воспитательная работа в 3 классе была многоплановой и разносторонней.

Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива.

В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.

В новом 2022 – 2023 учебном году для изучения учащихся планируется продолжить использовать следующие методики:

- «Мотивы учебной деятельности». Цель – выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом.

- «Социометрия». Цель – изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.

- «Самооценка личности». Цель – изучить особенности самооценки личности школьников.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

                                                                                                            Приложение

Календарный план воспитательной работы

СЕНТЯБРЬ – Месячник солидарности в борьбе с нацизмом и терроризмом

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

2.

 Праздник «День знаний»

 Беседа обзор «Давайте жить дружно!»

1 сентября

2 неделя

Классный руководитель

3.

Экскурсия  в городе по  аллее героев «Мы помним, чтим, гордимся!»

3 неделя

Классный руководитель

4.

Трудовые десанты по уборке пришкольной территории.

3 неделя

Классный руководитель

5.

Фотовыставка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

4 неделя

Классный руководитель

6.

7.

8.

9

10.

11.

12.

 Классный час по ТБ и ПДД

Оформление уголков ПДД

Операция «Внимание: дети!»

Неделя безопасности:

в быту (классные часы, дидактические игры, выставка листовок-правил «Чтобы не было беды»)

- в общественных местах (инструктаж «Безопасное поведение в общественных местах», тренировочная эвакуация  

2 сентября).

Инструктаж « Действия при угрозе терроризма».Классные собрания «Планирование работы класса на 2022 -2023уч.год» Выборы органов самоуправления в классе.        

2 неделя

3 неделя

3 неделя

2 неделя

3 неделя

3 неделя

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

13.

Спортивное развлечение «Спорту-да, терроризму –нет!»

В теч. месяца

Учитель физкультуры

14.

Классный час «Азбука безопасности»

4 неделя

Классный руководитель

15.

Конкурс рисунков на асфальте « Мы за мир войны не нужно»

4 неделя

Классный руководитель

ОКТЯБРЬ

Месячник культурно-нравственного воспитания. Месячник школьной библиотеки. Декада пожилого человека.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Беседа:«Будь добрым и человечным к бабушкам и дедушкам»

1 неделя

Классный руководитель

2.

Генеральная уборка кабинета

2 неделя

Классный руководитель

3.

Рейд «Живи, книга»

 Уборка пришкольной территории

3 неделя

Классный руководитель

4.

Р. с. «Домашние задания.  Как научить ребенка стать самостоятельным?»

4 неделя

Классный руководитель

5.

Покровская Ярмарка

По общешкольному плану

Классный руководитель

6.

Веселые старты

В теч месяца

Учитель физкультуры

 

7.

День учителя. Участие в   концерте ко Дню учителя.

1 неделя

Учитель музыки

8.

  1. «Безопасный Интернет»

4 неделя

Классный руководитель

НОЯБРЬ - Месячник гражданского и  нравственно-правового воспитания.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

 День правовой помощи детям

 1 неделя

Классный руководитель

2.

3.

 Классный час: «4 ноября- День народного единства»

Классный час:«Толерантность-путь к миру!» Флешмоб «Жесты добра» День правовой помощи детям

 1 неделя 

2 неделя

Классный руководитель

4.

Конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье».

1 неделя

Классный руководитель

5.

Уход за растениями в классе

В течен. года

Обучающиеся

6.

Индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания.

По запросу родителей

Классный руководитель

7.

8.

Рейд по проверке внешнего вида

Заседание актива родительского комитета

1 неделя

1 неделя

Администрация школы

9

 Классный час: « Я выбираю спорт!»

Беседа «Опасно: тонкий лед!»

«Весёлые старты» ко Дню матери

1 неделя

3 неделя

2 неделя

Классный руководитель

10

День матери. Концертная программа «Моя мама лучшая на свете» (с приглашением мам)

4 неделя

Классный руководитель

11.

Беседа о правилах поведения в общественных местах

1 неделя

Классный руководитель

ДЕКАБРЬ – Месячник толерантности, нравственности.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Акция «Мы разные, но мы дружим»

вторая неделя

Классный руководитель

2.

3.

4.

 Международный день инвалидов

 Международный день прав человека.

 День Конституции Российской Федерации

Первая неделя

3 декабря

12 декабря

Классный руководитель

5.

 Операция «Кормушка» (мастер-классы)

В течение месяца

Классный руководитель

6.

Генеральная уборка в кабинете

В течение месяца

В течение месяца

Классный руководитель

7.

8.

9.

Родительское собрания по итогам первого полугодия и второй четверти

 Работа родительского комитета по подготовке к новому году

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Третья неделя

В теч. Месяца

Вторая декада

Классный руководитель

10.

 КТД «Встречаем Новый год»

Акция «Украшаем школу»

по плану

Классный руководитель

11.

Флешмоб  «Знак любви и уважения»

Классный час по соблюдению правил безопасности в период Новогодних, мероприятий и зимних каникул

1 неделя (во время зарядки)

в теч.мес.по плану

Классный руководитель


ЯНВАРЬ – Месячник культурно-нравственного воспитания.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Кл. час «77 лет с начала операции по снятию блокады Ленинграда (1944)»

первая неделя

Классный руководитель

2.

Классный час «О здоровом питании»

2 неделя

Классный руководитель

3.

Акция «Кормушка»

В течение месяца

Классный руководитель

4.

Индивидуальные консультации  с родителями

В теч. месяца

Классный руководитель

5.

 Школа актива  родительского комитета

Посл.день четв.

Классный руководитель

6.

Неделя здоровья -2023

Классный час: «Правильное питание-залог здоровья!»

2 неделя

4 неделя

Классный руководитель

7.

Веселые старты между 4 классами

По  плану совместно с учителями физкультуры

По  плану совместно с учителями физкультуры

8.

Инструктаж по правилам поведения в общественных местах

1 неделя

Классный руководитель

ФЕВРАЛЬ – Месячник военно-патриотического воспитания.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Беседа:«23  февраля- День защитника Отечества»

3 неделя

Классный руководитель

2.

3.

Беседа. История родного края. Я – гражданин России

Кл час «Память, которой не будет конца»

1 неделя

2 неделя

Классный руководитель

4.

 Акция «Кормушка»

2 неделя

Классный руководитель

5.

Уход за растениями в классе.

В теч. месяца

Классный руководитель

6.

 Рейд по проверке внешнего вида.

В теч. месяца

Классный руководитель

7.

8.

Праздник «А ну-ка, мальчики!»

 Проведение профмероприятий по предупреждению заболеваемости ОРВИ и гриппа

3 неделя

1 неделя

Классный руководитель

9.

 «Масленичные гуляния»

4 неделя

Классный руководитель

Классный час: Конкурс рисунков «Дорожные знаки – наши добрые друзья»

4 неделя

Классный руководитель

10.

Инструктаж по правилам поведения в общественных местах

2 неделя

Классный руководитель

МАРТ – Месячник духовно - нравственного и художественно-эстетического воспитания.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Классный час: Что такое хорошо и что такое плохо»

2 неделя

Классный руководитель

2.

Участие в конкурсе «Война в судьбе моей семьи»

В течение месяца

Классный руководитель

3.

Акция «Чистый дом – чистый двор - чистый город»

В течение месяца

Классный руководитель

4.

КТД «Волшебный мир руками детей»

3 неделя

Классный руководитель

5.

Кл час «Мама- нет роднее слова»

1неделя

Классный руководитель

6.

Выпуск школьной поздравительной  газеты  к 8 марта.

1 неделя

Классный руководитель

7.

8.

9.

 Кл. час  «Открытка для мамы»

.Участие в школьном концерте  для  мам

 Праздник «Мама, мамочка, мамуля»

1 неделя

2 неделя

в теч.месяца

Классный руководитель

10.

Классный час:

 «Законы об ответственности несовершеннолетних»

В течение месяца

Классный руководитель

АПРЕЛЬ- Месячник  экологического воспитания

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.

Уборка школьной территории.. Классный час: « Как мы можем защитить природу»

 Классный час:«Путешествие в космос»

В течение месяца

2 неделя

Классный руководитель

4.

5.

Экологический марафон

Акция к Международному дню птиц «Подари добро!»

В течение месяца

Вторая неделя

Классный руководитель

6.

Экологический субботник: «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

В течение месяца

Классный руководитель

7.

Трудовой десант . Уборка территории  школы.

В течение месяца

Классный руководитель

8.

 Организация отчетных собраний в классах.

В течение месяца

Классный руководитель

9

Турнир по шашкам

Вторая неделя2-3 неделя

Классный руководитель

10

Выставки рисунков, посвящённые 9 мая «Памятные события Великой Отечественной войны»

Четвёртая неделя

Классный руководитель

11

Классный час «Знай и люби родную природу»

1 неделя

Классный руководитель

12

Инструктаж по правилам поведения в школе.

4 неделя

Классный руководитель

МАЙ - Месячник патриотического и физкультурно-оздоровительное воспитания .

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

2.

Классный час :«9 мая-День Победы.».Классный час:«Правила дорожного движения».

 «Урок Мужества» Акция «Бессмертный полк»

 Акция «Внимание - дети»

Первая неделя

В течение месяца

Первая неделя

По плану

Классный руководитель

3.

4.

Уборка территории школы

2. Экологический марафон.

3. Конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню охраны окружающей среды

В течение месяца

Четвёртая неделя

Классный руководитель

5.

Экологический субботник: «Школа – наш дом, будь хозяином в нём»

В течение месяца

Классный руководитель

6.

Итоговые классные родительские собрания на тему «Организация  отдыха  и безопасность детей в летний период»

Третья неделя

Классный руководитель

7.

1. Рейд по проверке чистоты школьной территории.

Третья неделя месяца

Классный руководитель

8.

«Веселые старты»

2 неделя

Учитель физкультуры

9.

10.

Концертная программа «Победа входит в каждый дом»2. Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы.3.  Праздник «Последний звонок»

Экскурсии в музей.

7  мая

4 мая

Последняя декадаС 25 мая

Классный руководитель

Работа с родителями

Название мероприятия

Дата проведения

1.

Организационное собрание «Что нас ждет во 4  ом классе».

сентябрь

2.

«Домашние задания.  Как научить ребенка стать самостоятельным?»

октябрь

3.

Тематическое собрание «Как помочь ребенку стать внимательным?»

январь

4.

Тематическое собрание «Наказание и поощрение в семейном воспитании».

март

5.

Совместный праздник посвященный 8 Марта.

март

6.

Индивидуальные консультации

В теч. года

7.

Итоговое собрание «Листая странички…»

май

Перечень месячников, запланированных на 2022-2023 учебный год в школе 

СЕНТЯБРЬ – Месячник солидарности в борьбе с нацизмом и терроризмом.

ОКТЯБРЬ - Месячник школьной библиотеки. Декада пожилого человека.

 НОЯБРЬ - Месячник гражданского и  нравственно-правового воспитания.

ДЕКАБРЬ – Месячник толерантности, нравственности.

ЯНВАРЬ – Месячник культурно-нравственного воспитания.

ФЕВРАЛЬ – Месячник военно-патриотического воспитания.

МАРТ – Месячник духовно - нравственного и художественно-эстетического воспитания.

АПРЕЛЬ – Месячник  экологического воспитания.

МАЙ - Месячник патриотического и физкультурно-оздоровительное воспитания .


Перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы.

Сентябрь:

  • 1 сентября: День знаний;
  • 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом.

Октябрь:

  • 1 октября: День пожилых людей;
  • 5 октября: День Учителя;
  • 4 октября: День защиты животных;
  • Третье воскресенье октября: День отца;
  • 30 октября: День памяти жертв политических репрессий.

Ноябрь:

  • 4 ноября: День народного единства.

Декабрь:

  • 3 декабря: Международный день инвалидов;
  • 5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
  • 6 декабря: День Александра Невского;
  • 9 декабря: День Героев Отечества;
  • 10 декабря: День прав человека;
  • 12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
  • 27 декабря: День спасателя.

Январь:

  • 1 января: Новый год;
  • 7 января: Рождество Христово;
  • 25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
  • 27 января: День снятия блокады Ленинграда.

Февраль:

  • 2 февраля: День воинской славы России;
  • 8 февраля: День русской науки;
  • 21 февраля: Международный день родного языка;
  • 23 февраля: День защитников Отечества.

Март:

  • 8 марта: Международный женский день;
  • 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.

Апрель:

  • 12 апреля: День космонавтики.

Май:

  • 1 мая: День весны и труда;
  • 9 мая: День Победы;
  • 24 мая: День славянской письменности и культуры.

Июнь:

  • 1 июня: Международный день защиты детей;
  • 5 июня: День эколога;
  • 6 июня: Пушкинский день России;
  • 12 июня: День России;
  • 22 июня: День памяти и скорби;
  • 27 июня: День молодежи.

Июль:

  • 8 июля: День семьи, любви и верности.

Август:

  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 23 августа: День воинской славы России.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательный план 7 класс

План развития воспитания в 7 классе Верхне-Колчуринской средней школы Алькеевского района РТ  Проблема по работе с классом:   Сплочение классного коллектива как основного условия свободно...

Воспитательный план

документ содержит программу воспитание на учебный год для 2 класса...

Воспитательный план в 3 классе

Воспитательный план представлен в виде таблице. Отражены различные направления работы классного руководителя...

Воспитательный план классного руководителя

Хочу поделиться своим планом воспитательной работы....

Воспитательный план

Воспитательный план на 1 полугодие 2011г....

Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя

Примерный план оформления воспитательного плана классного руководителя. + социальный паспорт класса...