«Воспитании школьников в современных условиях»
статья (2 класс)

Сидорова Татьяна Николаевна

«Воспитании школьников в современных условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Учителя, которым дети обязаны воспитанием,                                                                                                                                   почтеннее, чем родители:                                                                                                                                                                                 одни дарят нам только жизнь,                                                                                                                                                                                  а другие - добрую жизнь».                                                                                                                                             Аристотель.

«Воспитании школьников в современных условиях»

Автор: Сидорова Татьяна Николаевна

МБОУ «Начальная школа- детский сад №14»

            В традиционном обществе вопросов о воспитании детей не возникало. Детей воспитывали теми же способами, как и предыдущие поколения. Меняются условия и образ жизни, информацион-ное поле, общественные нормы и т.д. Уже не получится растить детей так, как растили нас. Почему же современные дети так сильно отличаются от поколения своих же родителей? И каким должно быть воспитание современных детей? Вопрос довольно философский, но ответить на него не так уж и сложно. Наши дети воспитываются уже в достаточно обеспеченных семьях, живут в комфортных условиях, имеют возможность пользоваться множеством интересных гаджетов, современной техникой и т.д.  Сегодняшние школьники в качестве жизненных приоритетов, в первую очередь, ставят материальные ценности и это приводит к тому, что такие вечные ценности, как добро, сострадание, милосердие заменяется жестокостью, честолюбием. 

 Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы о воспитании школьников в современных условиях. Ведь в современных условиях воспитательная работа должна стать организованным процессом, вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку. Несмотря, что классным руководителем я работаю уже 34 года и имею опыт, я всё равно продолжаю поиск новых средств и форм воспитательного процесса для саморазвития, знакомлюсь с новыми педагогическими технологиями. На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника способного к кардинальным и нестандартным решениям. Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому школьнику, чтобы проявились лучшие черты и качества.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, сотрудничества, поощрения, контроль.

СЛАЙД 1.Первым этапом моей работы-  изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. Аналитическая.

- Изучение индивидуальности учащегося: составляю диагностическую программу изучения уровня воспитанности.

- Анализ и изучение характера развивающегося коллектива: составляю диагностическую программу изучения уровня воспитанности класса, социальный паспорт семьи и ученика, слежу за выполнением поручений в классе.

- Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка: составляю социальный паспорт семьи карту семьи, программу беседы с родителями по изучению ребенка..

- Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь класса: составляю план работы с семьей, график тематических консультаций с родителями, родительским комитетом, использую план беседы по изучению взаимоотношений в семье, по изучению воспитательных возможностей в семье.

СЛАЙД 2.Второй этап моей работы класса - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

- Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей.

- Установление связи школы с семьёй.

-Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив.

- Работа с активом класса. 

- Работа с органами ученического самоуправления.

СЛАЙД 3. Коммуникативная:

- Регуляция межличностных отношений среди детей.

- Установление оптимальных взаимоотношений «ученик-учитель».

- Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.

     Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического развития – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.

Воспитание современных детей должно быть особенным. В своем выступлении я хочу рассказать о некоторых современных технологиях, которые наиболее активно использую в своей работе.

СЛАЙД Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик: «Праздник осени!», «Новогодняя сказка», проекты « Моя буква», «Зимние загадки», творческие проекты и др.

СЛАЙД В условиях современной школы каждый ребёнок имеет возможность развивать свои способности в рамках кружков творческой направленности. Существует множество конкурсов различного уровня. (школьный, муниципальный, региональный, онлайн, всероссийский, международный). Наши дети принимают активное участие в них и занимают достойные места. Для достижения этих результатов используется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Технология КТД- коллектикное творческое дело– коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

СЛАЙД Традиционными в нашем классе стали следующие КТД: трудовые, развлекательные, познавательные, праздничные, художественные, патриотические, духовно- нравственные, спортивные, организаторские дела.

СЛАЙД Трудовые (уборка класса и территории, акции: «Подарим книге жизнь», «Чистый двор», «Уют», изготовление кормушек «Забота о братьях наших меньших»«Лучший класс»«Лучшая тетрадь» и др), развлекательные (к 23 февраля, «Праздник мам и бабушек», др); спортивные (Дни здоровья, «Веселые старты») ; познавательные (тематические недели, «В гостях у Васи Светофорова», ……,…..); праздничные (ко Дню Учителя, к 23 февраля, к 8 Марта, День Рождения школы, ко Дню Матери); художественные (конкурс-выставка поделок из природного материала, Мастерская Деда Мороза, конкурс чтецов);патриотические акции (патриотическая неделя, Вахта памяти); духовно- нравственные (Рождество, Пасха, «Моя малая Родина»),  организаторские дела (работа актива класса, подготовка к праздникам, конкурсам, др).

СЛАЙД Самое важное в коллективном планировании- развитие творческой активность и самостоятельности самих детей. Дети учатся жить с пользой и радостью. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывается не сразу, она-  результат становления коллектива.

СЛАЙД Ситуативные технологии воспитания. Её цель – разработка, принятие решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми. Поэтому вместе с детьми создаем проблемную ситуацию, обсуждаем, ищем пути решения проблемы, делаем выводы. Классные часы «Мои обязанности», «Что такое дружба?», «Я и мой класс», «Права ребенка», «Что такое толерантность?», выставка творческих работ «Мир моих интересов», «Моя семья» и тд. Час общения «Зачем мыть руки и чистить зубы «Правила поведения в общественных местах», «Приятного аппетита» (о вкусной и здоровой пище) и др..

      Нам необходимо расширять свои возможности, не останавливаться на достигнутом. Использование интернет- ресурсов стало неотъемлемой частью моей работы и помогает в поиске интересных разработок, идей и планов для проведения воспитательских занятий.

    СЛАЙД Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Работая со своим классом, я стараюсь прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно- организованной работы. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, пытаюсь создать школьную семью, в которой все переживают друг за друга. СЛАЙД Поэтому привлекаю родителей к участию в выставках, соревнованиях, проектах, проведение совместных праздников с участием родителей, экскурсий, открытых уроков и т.д. В своей работе я использую основные формы работы с семьей: групповые (родительские семинары, собрания, конференции) и индивидуальные (беседы с родителями, консультации, посещение семьи). Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал, скайп, т.д.) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи. Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки, видео.  Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. 

   Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей, и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Но в современных условиях этот союз создать с каждым годом все труднее.  Особо остро встал вопрос восполнение дефицита полноценного общения. К сожалению, выросла доля семей, в которых родители мало общаются со своими детьми, не сопереживают их успехам и неудачам. В таких семьях дети не знают элементарных норм поведения (как вести себя за столом, как вести себя в транспорте, в общественных местах, как вежливо обратиться с просьбой). Родители не находят времени и возможности для посещения с детьми театра, выставок, музеев, а иногда и не испытывают потребности в организации досуга ребенка, в планировании выходного дня. Дети XXI века плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Кроме этого, ребёнок нашего времени стал меньше играть, не умеют играть в элементарные игры со скакалкой, мячом, меньше двигаться. И нам, классным руководителям, приходится учить детей этому на переменах и во внеклассной работе. И поэтому я стараюсь помочь ребенку почувствовать в себе уверенность, поддерживать в их делах и начинаниях, найти то лучшее, что есть в них и стараюсь развить, найти себя.

Я стремлюсь стать для своих учеников и родителей тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Такая помощь может включать совет, доброе слово или поддержка, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей и родителей очень важно для меня.

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполняет мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в современных условиях.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Фе...

Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях

Изменения, происходящие в современной России, такие как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития...

статья "Воспитание школьников в современных условиях

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников...

статья "Воспитание школьников в современных условиях

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников...

Как организовать духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях?

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников волнуют учителей во все времена, но особенно актуальны стали они сейчас, когда в школу привели детей родители, которые сами выросли в пер...

"Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях"

Важность патриотитческого воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Особенно сейчас, в свете политических событий, происходящих в мире.Прекдлагаемый материал рассматривать важность и необ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях. Курс «Основы религиозных куль­тур и светской этики»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников  в современных условиях.  Курс «Основы религиозных куль­тур и светской этики»...