статья "Воспитание школьников в современных условиях
статья на тему

Ермолаева Наталья Александровна

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaeva_statya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание школьников в современных условиях

Ермолаева Н.А.

МОУ «Стрелецкая СОШ»

с. Стрелецкое

      Продолжающийся в настоящее время  процесс модернизации российского образования поставил перед школой серьёзные воспитательные задачи. Приоритетными проблемами в современных концепциях воспитания стали: создание воспитательной среды, социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества, интеграция воспитательных влияний, развитие воспитательных систем, социальная защита обездоленных групп населения, регионализация воспитания,   и т.д. Внимание педагогического сообщества направлено  на выработку реальных целей воспитания, подготовку компетентных  педагогов – воспитателей, которым бы под силу было провести в жизнь новую идеологию воспитания,  построения новых форм взаимодействия с детьми.  

                     Все признают, что с изменениями в обществе изменились и дети. Они менее самостоятельные, но и более информированные, владеют ПК и разбираются в новинках техники, они более смелые и самоуверенные.  В подавляющем большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более неорганизованные и безответственные. Надо признать, что для того чтобы быть успешным в современном мире, выпускник школы должен мыслить неординарно, ярко, уметь сокращать процесс рассуждения, то есть, рассуждать свернуто, обладать хорошо развитыми аналитико-синтетические способностями, иметь гибкость мышления, обладать способностью к пространственным представлениям, уметь обобщать на высоком уровне  и логически и продуктивно мыслить, проявлять умственную самостоятельность. Коллективные ценности и дела теперь уже не являются приоритетными для подавляющего большинства детей. Современные дети прагматичны и меркантильны, согласно опросам, свою будущую работу они хотят видеть не полезной людям и обществу, а хорошо оплачиваемой и несущей другие жизненные блага материального характера. Данное  стремление поддерживается и  желанием родителей дать ребенку хорошее образование, которое находит своё выражение в большом количестве дополнительных занятий и высоких требованиях к учебным результатам.

      В ответ на вышеописанные запросы времени   педагогическое сообщество обсуждает, обосновывает, провозглашает концепцию личностно ориентированного образования, гуманистическую педагогику, воспитание в духе любви и свободы, педагогику ненасилия.

         Современная воспитательная система - это, прежде всего: взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса - педагогов, учащихся и родителей.

      Такой упорядоченный системный взгляд на процесс воспитания в учебном заведении предполагает  три вида  воспитательного воздействия на личность ребенка:

 —  воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся;

-  воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия;

-система педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка;

Поэтому в современной школе ведётся  работа и по построению воспитательной системы образовательного учреждения, и по созданию воспитательных систем классов, и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося.

     В связи с вышеизложенным,  академик Е.В. Бондаревская  утверждает, что современное воспитание – это процесс, который «встраивается в жизнь ребенка, а не надстраивается над ней». Она предлагает относиться к ребенку, прежде всего, как «субъекту жизни и помочь ему в разрешении его жизненных проблем», поощряя самоидентификацию, собственный выбор, персональный имидж посредством психологической и педагогической поддержки.

             Гуманистическая сущность современного воспитания раскрывается в признании абсолютной ценности воспитанника как личности, его законного  и естественного права на свободное и полноценное развитие, в его социально-педагогической поддержке, Ведущим критерием такой образовательной системы является  оценка роста образовательного потенциала личности.   Вокруг ребенка создаётся психологическая атмосфера заботы, безопасности, сотрудничества и любви. И  приоритетная роль в создании таких условий принадлежит как раз личности педагога. Для педагога становится значимым каждый ребёнок в любом его состоянии, так как  для него важны не качество опыта или конкретные знания, а стоящие за ними неповторимый жизненный опыт, отношения, переживания,  вектор индивидуального развития, оценки.  Данная система  личностных отношений выставляет приоритетным фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Поэтому у  воспитателя должна быть вера в каждого ребёнка, заинтересованность в его судьбе, проявление к нему любви,  безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие,  терпение, умение прощать,  умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. Мастерство общения, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам – такими качествами должен обладать педагог, осуществляющий воспитание детей в современной школе. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собственного  достоинства, ответственности, терпимости. В классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагог должен формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.  Наряду со всем прочим, педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка. На практике  воспитательная деятельность отдельного  педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов.  Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обусловливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Естественно, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является  доминирующей. Посредством  её  формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.

                Подводя итог, отметим, что современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход  путём выполнения  следующих требований:

• Воздействие на учащихся ведётся по трем направлениям — на поведение, сознание и чувства .

•  При органичном слиянии воспитания  и самовоспитания личности достигается искомый положительный результат.

• взаимодействие  усилий всех оказывающих влияние на воспитание социальных институтов и объединений, таких как: средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп.

 Таким образом, управление воспитанием может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в нём внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.  К таким факторам относятся, например,  сложившийся образ жизни  школьника, который может помогать в известной мере воспитанию или же наоборот мешать; определённые условия жизни,  содействующие  становлению определенного образа жизни в  различных регионах (обычаи, традиции, нравы  ближайшего окружения школы, особенности природной среды, национальные особенности); средства массовой информации; уровень развития и условия жизни коллектива, которые  влияют  на личность школьника (уже сложившиеся воспитательные системы, определённый психологический климат, общественное мнение, нравственные нормы, ценностные ориентации, ); нормы взаимоотношений в первичных коллективах, статус  школьника в системе коллективе;  личностные и индивидуальные особенности ребёнка.

Список литературы:

1.Новые государственные стандарты школьного образования, 2008г.

2. Журнал «Начальная школа + до и после» №10, 2013г.

3. Журнал «Начальная школа» №8, 2014г.

4. Л.И.Маленкова «Педагоги, родители и дети».

5. Т.В.Воликова «Учитель и семья».

6. Журнал «Завуч» №4, 2013г.

7.Журнал «Воспитание школьников» №8 2013г.

8. Журнал «Народное образование» №7, 2012г.

9. Журнал «Классный руководитель» №5, 2012г.

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

11.Степанов П. В. Феномен толерантности//Классный руководитель. – 2004. – № 3.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

. В статье автором уделено внимание формированию и реализации позитивной социально-культурной активности личности школьников в современных условиях, при этом выделены существенные родовые признаки акт...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в современных условиях.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Фе...

Патриотическое воспитание младших школьников в современных условиях

Изменения, происходящие в современной России, такие как демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития...

Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

статья "Воспитание школьников в современных условиях

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников...

Развитие исторического сознания у младших школьников в современных условиях.

Становление исторического сознания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей....

Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...