Школьные традиции
статья
Предварительный просмотр:
МБОУ «Прогимназия «Радуга»
Морозова Н.П.
учитель начальных классов
Выступление на конференции
«НОО: инновации и перемены»
Тема:
«Традиции прогимназии как средство
духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников»
2019 год
Школа - это государство, маленький мир, в котором наши ученики не только получают знания, но и учатся жить. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни, они придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь. Культурная жизнь нашей школы очень многогранна, за годы ее существования сложились свои прекрасные традиции: праздничные концерты, музыкальные гостиные, конкурсы чтецов и декоративно – прикладного искусства, торжественные линейки и мн.др…..
Крылатая фраза « Всё начинается с детства»- как нельзя больше сочетается с вопросом духовно- нравственного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, оттого, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наша работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на воспитательной системе каждого класса и общеобразовательной программе и реализуется на уроках и во внеурочной деятельности по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3.Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины.
Традиционными в этом направлении для нашей школы являются:
- классные часы, посвящённые Дню города;
- праздничный концерт ко Дню учителя;
День учителя - всенародный праздник. Он касается каждого человека, это общий праздник учителей детей и родителей, праздник всех поколений. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни. Все мы – сегодняшние или бывшие – чьи-то ученики. Порой, только став взрослым, мы осознаем, каких усилий требовало от наших наставников ответственное и трудное ремесло педагога. Традиционно в этот день в нашей школе проводится праздничный концерт . Ребята готовят концертные номера и приглашают всех учителей.
- по традиции проводим мероприятие, посвященное Масленице. Это мероприятие проводится в 3 этапа: 1 этап - концерт, 2 этап – игры и состязания на улице, 3 этап – традиционное чаепитие с блинами.
Масленица пользуется неизменной любовью народа. К сожалению, наши дети не знают истоков этого праздника, не знакомы с традициями проведения Масленицы. Поэтому, нам, кажется, достаточно актуально проводить подобные мероприятия в школе. Знакомство с традициями и обычаями русского народа прививает любовь к родной стране, повышает интерес к ее культуре.
- ежегодно проводим конкурс чтецов «Мы – патриоты России»;
- уроки мужества;
Наша школа всегда помнит и чтит нелегкий труд Защитников во благо нашего спокойствия и спокойствия большой страны. Вспомнить прошлое, отдать дань почести защитникам Родины может каждый, кому не безразлична судьба нашей Отчизны. Во всех классах проходят
уроки мужества. Они являются частью «месячника военно-патриотической работы», который в свою очередь является частью государственной программы по «патриотическому воспитанию граждан РФ».
- прочно укрепилась у нас традиция проводить линейки каждую пятницу, где ребята отчитываются о проведённых делах, успехах в учёбе, о дежурстве по школе, узнают о новых городских или внутришкольных конкурсах. Особое внимание уделяется торжественным линейкам, которые бывают посвящены разным календарным праздникам;
- традиционными являются классные часы и торжественные линейки, посвящённые освобождению города Курска и 9 мая;
День Победы совершенно особый праздник, который сочетает в себе вселенское горе и безграничную радость. Он объединяет все поколения российского общества. Это торжество беспримерного героизма нашего народа, освободившего родную землю от фашистских захватчиков. В этот день у нас проходят встречи с ветеранами. Частым гостем в нашей школе был ветеран Великой Отечественной войны Пётр Кузьмич Горовой. 9 мая ребята и педагоги принимают участие в возложении цветов к мемориалам.
- ежегодно проводится смотр строя и песни, посвящённый Дню Победы (у каждого класса есть своя отрядная песня, девиз, речёвка. Отряды имеют свою атрибутику: пилотки, галстуки, отличительные значки);
- одной из традиций нашей прогимназии является проведение конкурса «Самый классный класс», в котором дети соревнуются в различных номинациях. Итоги этого конкурса подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года;
Осуществление в полном объёме духовно- нравственного развития и воспитания только лишь усилиями школы невозможно. Поэтому мы сотрудничаем с музеями нашего города
- с Краеведческим музеем, Археологическим музеем, с военно- историческим музеем «Юные защитники Родины».
(Мы стараемся посещать выставки, которые организуют эти музеи, приглашаем сотрудников в школу для проведения мастер – классов. Один из недавних мастер - классов – изготовление куклы - травницы (Краеведческий музей));
- троллейбусные экскурсии для 2 – 3 классов «Курск – город воинской славы»;
- экскурсии на железнодорожный вокзал в музей железнодорожников;
- организовываем выездные экскурсии в Прохоровку, Поныри, музей
Н. В.Плевицкой.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”
В.А.Сухомлинский.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания – это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях
Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка. Это обусловлено его влиянием на становление личности школьника, в частности, на культуру общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем.
- ежегодно принимаем участие в областных художественно – благотворительных конкурсах «Рождественский свет», «Пасхальная радость»;
- в социальных акциях - «Белый цветок», «Волшебная снежинка»;
- ежегодно проводится праздничный концерт, посвящённый Дню матери
Из всех школьных праздников мы с особой теплотой всегда отмечаем День матери. В преддверии праздника дети изготовляют стенгазеты и подарки для мам.
Традиционно в школе проходит праздничный концерт, с самыми лучшими вокальными и танцевальными номерами, самыми тёплыми и трогательными словами для любимых мам В этот день мы говорим слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
- традиционным для нашей прогимназии является и проведение концертной программы к Рождеству Христову;
- много лет сотрудничаем с филиалом детской библиотеки №13;
- проводим литературные гостиные;
- встречаемся с интересными людьми, такими, как поэт Вадим Михайлович Шеховцов;
Встречи с поэтом проходят в теплой обстановке, в ходе которой Вадим Михайлович рассказывает о своем творчестве, читает отрывки из произведений, отвечает на вопросы ребят.
- ребята 1- х классов встречаются с курским поэтом и музыкантом Юрием Суховым;.
Ю.Сухов рассказывает детям о своем творчестве, исполняет песни, читает стихотворения. Дети с интересом слушают и отгадывают загадки. Мероприятие проходит очень интересно и, как правило, оставляет у детей положительный эмоциональный настрой.
- посещаем Литературный музей и «Центр историко – культурного наследия города Курска».
- Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает человек новые силы для свершения реальных грандиозных дел, граничащих с фантастикой.
Формированию экологической культуры и экологических знаний у учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе служат проводимые в школе акции и проекты:
- «Живи, родник» - трудовой десант у источника Серафима Саровского;
- проект «Подари жизнь цветку»;
- школьная акция «Покормите птиц»;
- экологическая акция «Вторичный бум» - общешкольный сбор макулатуры, средства от которого идут на покупку новых книг для школьной библиотеки. В рамках данной акции проходят воспитательные часы о сохранении природных ресурсов страны;
- принимаем участи в детском городском экологическом марафоне «Природа рядом с нами»;
Учащиеся с большим энтузиазмом участвуют в этих социально – значимых делах, понимая, что их будущее в их руках.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой, его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства.
- ежегодно принимаем участие в конкурсе чтецов Центрального округа г. Курска «Наши таланты – родному краю»;
- в выставке – конкурсе декоративно – прикладного творчества «Золотой ларец»;
- ежегодно принимаем участие в выставке – конкурсе детского изобразительного искусства «Волшебная палитра»;
- активно участвуем в школьных конкурсах декоративно – прикладного искусства.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни является формирование у учащихся школы потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой.
Очень много времени в нашей прогимназии уделяется укреплению
здоровья, созданию здоровьесберегающей среды. Учащиеся принимают
активное участие во всех спортивных мероприятиях школы:
- ежегодно проводятся президентские состязания, где ребята
соревнуются за лучшие личные результаты и лучшие результаты класса;
- проводится конкурс плакатов: «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»;
- принимаем активное участие в лыжных состязаниях «Лыжня России»;
- проводим эстафеты – соревнования среди учащихся классов;
Это далеко не полный список традиций нашей школы, его можно и продолжить. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в школьном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.»
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой воспитания добрых чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Школьные традиции"
Статья о школьных театральных неделях. Опубликована в газете "Арбатские вести" №1, 2012...
Воспитательный потенциал школьных традиций
Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...
Воспитательный потенциал школьных традиций
Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...
Сценарий родительского собрания " Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребёнка младшего школьного возраста"
Цель собрания: · формирование психолого-педагогической готовности и практических навыков родителей по развитию гражданской идентичности личности младшего...
Программа курса внеурочной деятельности "Школьные традиции"
Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувст...
Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...