Первое родительское собрание в 1 классе
учебно-методический материал (1 класс)

Федосова Варвара Сергеевна

В данной методической разработке представлен вариант проведения первого родительского собрания в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_nastavnichestvo.docx499.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №528

Невского района Санкт-Петербурга

Тема родительского собрания: «Первый раз – в первый класс: как это пережить?»

Учитель: Федосова В.С.

2023 год

Санкт-Петербург

Педагогическая проблема: Как проинформировать родителей будущих первоклассников, испытывающих страх  перед началом трудного и незнакомого для их детей жизненного этапа, который вызван недостаточным владением информацией о нуждах подготовки к школе и проблемах в адаптационный период?

Тема собрания: Первый раз – в первый класс: как это пережить?

Цель собрания: информирование родителей будущих первоклассников о подготовке к школе.

Задачи собрания:

  1. Познакомить родителей с первым классным руководителем и друг с другом;
  2. Проинформировать родителей о проблемах первоклассников на первых  неделях обучения;
  3. Предложить родителям будущих первоклассников практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Вид собрания: ознакомительно-организационное.

Форма проведения: собрание-кафе

 (на фоне играет музыка, родители могут  в течение собрания пить чай)

Методы, приемы и средства:

Методы:

  • словесные - рассказ, беседа, обсуждение
  • практические - решение проблемных ситуаций
  • наглядные - демонстрация 

Приёмы: «меню тем»; «корзина идей»; «проблемная ситуация»; «чудесный ларец».

Средства: памятка «Список первоклассника»; «Режим дня первоклассника»; «Советы - для родителей первоклассников в адаптационный период»; аудиофрагменты (фоновая музыка); слово учителя; презентация; раздаточный материал (меню тем, проблемные ситуации).

 Литература, сайты, используемые для подготовки собрания:  

  1. О. В.Белова, Первое родительское собрание в 1-м классе/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  - Москва, 2017. - [Электронный ресурс] - Режим доступа, URL: https://urok.1sept.ru/articles/676475 (дата обращения 24.02.2023)
  2. Лепена О., Тимошко Е. Первое родительское собрание [Текст]/Лепена О., Тимошко Е.//Народное образование. - 2018. - №3. - с. 42
  3. УСТАВ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №641 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга [Текст]/новая редакция. - 2014. - с. 14

Структура собрания с указанием времени на каждый этап:

Этап

Время

Вступительный этап

5 минут

Основной этап

45 минут

Заключительный этап

5 минут

Этап рефлексии

5 минут

Содержание 

Этап:

Деятельность кл. руководителя

Вступительный этап

Приветствие родителей

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы вы посетили наше первое и довольно важное собрание.

- Обратите внимание на таблички на столах (на табличках указаны имя отчество - родителей).Прошу вас занять места в соответствии с табличками.

- Меня зовут Куликова Кристина Максимовна/Калина Василиса Александровна, я классный руководитель ваших будущих первоклассников (1г класса).

Знакомство родителе

- Теперь прошу вас познакомиться друг с другом. Для этого давайте каждый из вас представиться и назовет имя и фамилию вашего ребёнка.

- Теперь, когда мы узнали друг друга, можем начать наше собрание.

Основной этап

- Тема нашего сегодняшнего и первого родительского собрания «Первый раз – в первый класс: как это пережить?».

- Давайте предположим, какие темы мы поднимем и обсудим в рамках этого собрания (родители предлагают варианты тем, которые их интересуют).

Знакомство родителей с формой собрания

Прием «Меню тем»

- Уважаемые родители, я знаю, что для вас это очень волнительно, вы переживаете за своих детей, ведь это новых этап в их жизни. Хочу сказать, что мы не просто так сели за столики (по 4-5 человек), это все потому, что наше собрание пройдёт в форме - кафе. Именно поэтому, мы будем находиться в уютной атмосфере.

- На ваших столах лежат меню, но они не с блюдами, а с темами, которые необходимо обсудить в ходе нашего собрания (приложение 1).

- Сейчас я попрошу первый стол выбрать первую тему (родителями выбирается любая тема), которую мы обсудим, подумаем над её решением и придем к общему выводу.

Обсуждение темы стола №1

Примем «Корзина идей»

- Вы выбрали тему «Почему первоклассник таскает такую тяжесть?» . Как вы думаете, какую проблему мы решим в рамках данной темы?

- Определенно, каждый из нас испытывает переживание за здоровье осанки своего ребенка, особенно в начальной школе. Перед вами встает важная задача – правильно подобрать  портфель своему ребенку и определить, что в нем должно быть обязательно. Есть ли у вас опыт выбора портфеля? Кто хочет поделиться?

- Чтобы выбрать портфель необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

1. Ранец или портфель?

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот - приучает его находится в правильном положении, при этом имеет, как правило, большее количество необходимых кармашков.

2. Величина ранца должна быть примерно равна величине спины ребенка – от низа шеи до низа поясницы.

3. Ранец должен быть легким, его вес не должен быть более 1 килограмма.

4. Лямки ранца должны быть широкими.

- Надеюсь, вы учтете данные рекомендации при выборе ранца для первоклассников!

Обсуждение темы стола №2

Прием «Корзина идей»

- Второй стол указал на тему «Для чего им столько школьных принадлежностей?». Кто-то может догадаться, о чем эта тема?

- Очень часто слышу эту фразу от родителей, когда они узнают, сколько принадлежностей необходимо первокласснику.

- Сейчас я покажу вам тот список принадлежностей, который необходим вашим детям и объясню, что и для чего нужно.

(приложение 2.)

- Не переживайте, индивидуально для каждого, я разработала удобную памятку, где вы можете помечать то, что уже приобрели.

Обсуждение темы стола №3

Прием «Корзина идей»

- Выбранная третьим столиком тема называется «Я не хочу учиться, хочу спать!»

- Как вы думаете, какую проблему мы обсудим в рамках данной темы?

- Верно, распорядка дня, это очень важная тема, ведь гармонично адаптироваться к школе и новой роли ученика, все успевать и сохранить хорошее настроение помогает - режим дня!

- Первый класс для многих ребят становится настоящей проверкой на прочность: появляются новые обязанности, необходимо слушаться учителя и выполнять его задания, пропускать через себя огромное количество новой информации, сосредоточиваться на уроках, проявлять самостоятельность и быть ответственным.

- Стоит помнить, что во многом режим зависит от расписания школы. Вы помните, что 1 урок начинается в 8:30, поэтому я разработала индивидуальные памятки для наших первоклассников и не менее важные советы. (приложение 3.)

Правило 1. Подъем должен быть не позже, чем за час до начала занятий

Правило 2. Уделите внимание качественному сну ребёнка

Правило 3. Включите в режим дня зарядку

Правило 4. Старайтесь чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом

Правило 5. Учитывайте биологические часы ребенка

Правило 6. Следите за тем, чтобы ребенок питался пять раз в день

Правило 7. Приучайте ребёнка к самостоятельности

Решение проблемных ситуаций  в группах (стол №1,2,3)

Прием «Решение проблемных ситуаций»

- Сейчас предлагаю каждому столику решить одну из проблемных ситуаций.

(столики с помощью жеребьевки выбирают проблемную ситуацию для обсуждения в группах)

Ситуации:

Ситуация 1. 

Ребенок не выспался, утром ему было трудно поднять себя. Портфель в школу, был заранее не собран и в спешке он забыл учебник по русскому языку. Вы скажите:

1. А голову ты дома не забыл? Я говорила ложиться спать раньше!

2. Вот учебник, не забывай, пожалуйста и помни, что у нас есть определенный режим дня.

3. Во всем виновата твоя безответственность!

Ситуация 2. 

Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.

Ситуация 3. 

Петя, ученик 1 класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: "Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая". У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается.

Почему возникла такая ситуация?

- Уважаемые родители, мы обсудили все темы, представленные в меню, но осталась тема, которой я хотела бы уделить особое внимание «Права и обязанности обучающихся ГБОУ СОШ №641»

- Как вы думаете, что мы обсудим в данной теме?

- Да, мы обратимся к уставу школы и обратим внимание на важные требования! (Обратить внимание на школьную форму первоклассников, расписание уроков и т.д.)

- Но помимо устава школы, у нас будет устав класса:

1. Приходить на занятия без опозданий и стараться не пропускать без уважительной причины.

2. В нашем классе будет организовано самоуправление (у каждого ученика будут свои обязанности) - роли будут меняться в течение учебного года.

3. Не приносить в школу предметы, которые мешали учебному процессу или могут причинить вред здоровью других детей.

Заключительный этап

- Уважаемые родители, наше с вами собрание подходит к концу. Для того, чтобы создать для вас комфортные условия, помимо памятки о школьных принадлежностях и режиме дня, я подготовила памятку с советами в адаптационный период первоклассников. Пользуйтесь на здоровье! (приложение 4.)

Этап рефлексии

Прием «Чудесный ларец»

- В заключение хотела бы вас попросить назвать то, что вы хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

- Еще раз спасибо за то, что пришли и принимали активное участие в течение нашей встречи.

До встречи, 1 сентября!

 Приложения

Приложение 1 «Меню тем для родительского собрания»

Приложение 2 «Список первоклассника»

Приложение 3 «Режим дня первоклассников»

Приложение 4 «Памятка - с советами  родителям первоклассников в адаптационный период»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»

Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....