Статья на тему "Значение деятельности воспитателя ГПД"
статья
Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pubikatsiya.docx | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных бабушек, значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Статистика показывает, что практически все частные школы тоже работают в режиме продленного дня. Следовательно перед группами продленного дня стоят задачи воспитания личности ребенка, обеспечение безопасности его жизни и здоровья.
Продленный день – неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи – дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко эту работу в качестве воспитателя ГПД предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. В этих случаях деятельность воспитателя рассматривается как несложная в педагогическом отношении, в сравнении с преподаванием на уроках, как малозначительная по отношению к деятельности учителя и классного руководителя. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции.
Вот и сравним деятельность учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня.
Известно, что учитель на уроке имеет дело с детьми, разными по темпераменту, способностям, познавательным интересам, по полу наконец. А технология классно-урочной формы обучения неизбежно заставляет его действовать в расчете на "среднего ученика", потому что учащимся одного возраста, собранным вместе одновременно в одном помещении, нельзя иначе представить "единицу" знания.
За пределами урока дети органично реализуют свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Здесь каждый из них раскрывается как существо цельное. Тот, у кого не ладятся дела с математикой, окажется веселым затейником и рассказчиком, а тот, кто не очень бойко читает, поразит товарищей выдумкой и умениями в изготовлении поделок из футляров от "киндер – сюрприза"…
Кроме того, не стоит забывать, что на уроках в классе нет нормального человеческого равенства. Первая граница неравенства: учитель – ученик. Она очевидна. Учитель превосходит ребенка в возрасте, опыте и знаниях, но у него еще и власть, право "казнить и миловать", да и ответственность за детей. Вторая граница неравенства пролегает между детьми – они разделяются на отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих.
Нетрудно заметить, что и в первом, и во втором случаях неравенство определяется отношением к священной триаде обучения – знаниям, умениям и навыкам. Но ведь становление социального и нравственного опыта детей происходит отнюдь не в прямом соотнесении с учебными успехами, а на уроке у учителя часто нет времени обратиться к детским переживаниям, сомнениям, нет места неформальному, личностному общению.
В режиме продленного дня, где основное место занимают именно общение, совместные дела, дети получают возможность проявлять совершенно не востребованные на уроке доброту и сострадание. Недаром В. А. Сухомлинский, много размышлявший над проблемой успешного обучения всех детей без исключения, советовал учителям обращаться не только к памяти и сообразительности детей, но и к сердцу, к нравственной сфере личности. Таким образом возникают ситуации успеха, которые воодушевляют детей, помогают им утвердиться в глазах товарищей, учителя, а главное, придают смысл всей жизни ребенка…
Начальная школа призвана:
- Помочь ребенку младшего школьного возраста формировать и использовать свой социальный опыт.
- Адаптировать для восприятия детей важные, но сложные жизненные явления и давать о них представление.
- Сглаживать проявления социального и материального неравенства в детской среде.
- Ограждать детей от асоциальных влияний, формировать навыки выживания и духовного противостояния злу.
Иными словами, в условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым извлекая его, насколько возможно, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство. Здесь, в режиме продленного дня, ребенок должен быть защищен (физически и психологически), он должен быть занят разнообразной развивающейся деятельностью, наконец, ему должно быть интересно и весело.
Создать такое особое воспитательное пространство продленного дня возможно только совместными усилиями квалифицированных специалистов – школьных учителей, педагогов системы дополнительного образования, деятелей культуры, спорта – при участии родителей младших школьников и, конечно, в первую очередь, самого воспитателя.
Каким должен быть учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня:
УЧИТЕЛЬ(Дик. Н. Ф. Каким должен быть учитель в условиях четырехлетней начальной школы?) | ВОСПИТАТЕЛЬ(Должностная инструкция воспитателя ГПД) |
Иметь ясные представления о социальной роли свой профессии, интерес к ребенку как к объекту деятельности; уметь понимать его потребности и возрастные особенности, обладать педагогической наблюдательностью и тактом, организаторскими способностями. | Анализировать проблемы и результаты учебно-воспитательного процесса в ГПД, ход и развитие учебно-воспитательной работы в ГПД. |
Иметь устойчивые духовные, познавательные интересы, работоспособность. | Прогнозировать тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана учебно-воспитательной работы в ГПД. |
Быть честным, принципиальным, скромным, общительным. | Планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс во время занятий с обучающимися ГПД; разрабатывать необходимую методическую документацию по УВР в ГПД; осуществлять систематический контроль за выполнением домашних заданий. |
Всесторонне знать свой предмет, постоянно следить за новинками науки и литературы в свой области, за культурной жизнью. | Организовывать работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся ГПД. |
Владеть культурой речи, иметь навык свободного выражения свой мысли как в устной, так и в письменной форме, владеть языковыми нормами, выразительным чтением и интонационными особенностями языка. | Организовывать просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимать родителей по вопросам организации учебно-воспитательного процесса. |
На высоком уровне владеть всеми теми умениями и навыками, которые обязательны для учащихся. | Создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Помогать учащимся в учебной деятельности. |
Разбираться в содержании и требованиях программы и других нормативных документов, в содержании и методическом аппарате школьных учебников, пособий; правильно реализовать потенциальные возможности программ, учебников, пособий, правильно строить урок. | Должен хорошо знать учебные программы, учебники и пособия для учащихся всех классов, посещающих группу. |
Ставить и решать задачи воспитания на уроках и во внеклассной работе с учащимися, обеспечивать формирование их нравственных качеств. | Корректировать развитие личности обучающихся; ход выполнения программы УВР в ГПД. |
Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал, книги, пособия, самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса. | Обеспечивать своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям. |
Изучать уровень знаний и умений учащихся, оценивать их. | Координировать деятельность обучающихся во время проведения занятий. |
Определять причины недочетов в знаниях и умениях учащихся, исправлять и предупреждать их. | Оценивать воспитанность обучающихся ГПД. |
Осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи изучаемого с учащимися предмета. | Работать совместно с библиотекарем, с медицинским персоналом школы. |
Постоянно совершенствовать свои педагогические и методические умения, участвовать в педагогическом эксперименте пор свой специальности, обобщать опыт работы, овладевать мастерством. | Обновлять содержание жизнедеятельности ГПД в соответствии с возрастными интересами обучающихся. |
Быть социально активным во всех областях профессиональной и общественной жизни школы, района, города. | Контролировать безопасность используемых в учебно-воспитательном процессе ГПД оборудования, приборов, технических и наглядных средств; соблюдение обучающимися режима работы ГПД; соблюдение учениками Правил для учащихся. |
Обладать способностью создать на уроках атмосферу эмоционального комфорта для детей, организовать обучение так, чтобы не нанести вреда психическому здоровью учащихся. | Планировать и организовывать прогулки обучающихся, горячее питание учащихся, выполнение учащимися домашних заданий, изучение с учениками правил для учащихся. |
Уместно и правильно использовать технические средства обучения, наглядные пособия, организовывать внеклассную и внешкольную работу с учащимися. | Помогать учащимся в получении дополнительного образования через систему кружков, секций, студий и т.п. |
Сравнив такое перечисление обязанностей учителя начальных классов и воспитателя ГПД, мы увидим, что роль воспитателя в образовательном процессе значительно отличается от роли учителя. Раскроем подробнее это высказывание.
Учитель в своей работе является в основном организатором познавательной деятельности учащихся, для воздействия на личность младшего школьника он использует формы и методы учебного труда. В дидактических ситуациях дети все время чувствуют превосходство в знаниях, уме, опыте, и это в значительной степени сдерживает общение с ним.
Воспитатель же является организатором и участником всего многообразия деятельности: в познавательной работе (в условиях самоподготовки), играх, труде, общении. Это, несомненно, делает его более близким детям человеком, позволяет воспитателю создавать естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.
Учитель – непререкаемый авторитет учебной ситуации. Он, выполняя учебный план и программу, с полным правом декларирует те знания, которые предлагает детям на уроке. Эта информация – общеизвестные во взрослом мире вещи, у него нет основания в них сомневаться или добавлять что-то от себя. А кроме того, существуют учебники, которые подтверждают, закрепляют неоспоримость изучаемых знаний.
Воспитатель же выступает организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формируются в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. Отношения невозможно продекларировать, навязать. Дети всегда избирательны в своих отношениях: нельзя заставить полюбить что-то или заинтересовать чем-то даже под страхом отметки. Но еще в общении с воспитателем дети ждут проявления его собственного личностного отношения к тому, что он организует совместно с ними. Даже младшие школьники чувствуют неправильность ситуации, когда взрослые сохраняют жестокость и официальность после уроков, во второй половине дня. Детям хочется чувствовать себя свободнее в общении с воспитателем, они ждут от него теплых интонаций, шуток, оценки их детских суждений без обращения к классному журналу.
Воспитатель продленного дня выполняет некоторые функции семьи (организация питания, прогулок, забота о гигиене и здоровье детей) и поэтому предстает перед младшими школьниками не так академично, как учитель, а как бы в роли "второй мамы". Это делает отношения детей к воспитателю более теплыми, доверительными, что позволяет точнее отбирать средства и методы воспитательного взаимодействия.
Учитывая, что деятельность воспитателя охватывает обширную внеурочную область, она меньше, чем работа учителя, регламентирована образовательным стандартом, но и меньше подпитывается методическими материалами и пособиями. Поэтому воспитатель неизбежно оказывается перед необходимостью постоянно проявлять творчество.
Известный педагог Ю. П. Азаров выделил ряд типичных практических умений, наличие которых в деятельности воспитателя характеризует ее как творческую:
- "Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях.
- Умение анализировать соотношение "цель – средство – результат" применительно к выбору ситуаций.
- Умение организовывать жизнь детей.
- Умение требовать и доверять.
- Умение быстро ориентироваться и переключать внимание.
- Умение играть с детьми.
- Умение оценивать ситуацию с различных сторон.
- Умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное.
- Умение в случайном факте увидеть существенное.
- Умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия.
- Умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями".
То, как воспитатель сориентируется на эти умения, какие будет считать первостепенно значимыми для себя, зависит от духовного уровня его личности и уровня педагогического мастерства.
Очевидно, что деятельность воспитателя ГПД не просто разнообразна, обширна, но и, как уже можно было заметить, многофункциональная. Воспитатель должен строить свои функции, исходя из потребностей развивающейся личности ребенка.
Тогда его функции определяются в такие значимые области, как:
- Забота о здоровье детей.
- Забота об их успешности в учебе.
- Забота о развитии культуры общения.
- Забота о нормальной социализации детей.
- Забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.
Понятие "забота" ввел в официальный педагогический обиход И. П. Иванов, построивший "педагогику общей заботы", сердцевиной которой является технология коллективных творческих дел. "Педагогика общей заботы" принципиально отличается от "педагогики урока", которая всю школьную жизнь детей сводит к усвоению знаний, учебному взаимодействию с учителем.
Таковы законы классно-урочной системы, что сама природа урока ставит учителя в позицию носителя знаний, а ученика – в позицию потребителя готового знания. Это великое изобретение педагогической мысли позволяет не одно столетие более или менее результативно учить детей. Но ведь ребенок в школе – нет только потребитель знаний!
Воспитатель продленного дня как раз и призван преодолевать "педагогику урока", за пределами уроков открывать детям огромный мир жизненных ценностей.
Многофункциональность деятельности воспитателя приводит к тому, что в общении с детьми, их родителями, администрацией школы и коллегами-учителями он неизбежно проявляет себя в разных ролях. Совмещение нескольких ролей обязательно для такого широкого общения, соединенного с личностным взаимодействием, которое составляет самую суть воспитания.
Проповедник | Врач | Исследователь | Кумир | Проектировщик | ||
Оратор | Психотерапевт | Наблюдатель | Старший друг | Руководитель | ||
Рассказчик | Утешитель | Исполнитель | Советчик | Организатор | ||
В О С П И Т А Т Е Л Ь | ||||||
Оценщик | Затейник | Наставник | Опекун | Просветитель | ||
Критик | Артист | Контролер | Гувернер | Инструктор | ||
Судья | Клоун | Надсмотрщик | Нянька | Дрессировщик |
Социальные психологи заметили, что ребенку для полноценного развития весьма полезно взаимодействовать с людьми играющими одновременно целый ряд ролей. И это неслучайно. Проигрывание воспитателем широкого ролевого репертуара, его активность, открытость к новому опыту, способность успешно осваивать новые социальные ситуации являются показателем его высокой педагогической культуры. Стоит ли говорить, как важно общение с таким человеком для социализации детей.
Но не стоит забывать, что только совместная работа учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня поможет младшему школьнику достаточно развиваться, эффективно социализироваться и индивидуализироваться, качественно взрослеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Деятельность воспитателя группы продленного дня"
Статья содержит материал в помощь воспитателю гпд...
Статья на тему: "Значение деятельности воспитателя ГПД".
Сравнительная характеристика деятельности учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Даны мероприятия, которые можно проводить в ГПД....
Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"
Статья на тему: "Организация деятельности воспитателя группы продленного дня по сплочению коллектива младших школьников"...
Статья: Значение деятельности воспитателя ГПД
Значение деятельности воспитателя ГПД...
Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
Статья: Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня...
Статья на тему "Значение деятельности воспитателя ГПД"
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...