Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (1 класс)

Богоутдинова Валентина Федоровна

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для обучающихся 1 класса МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом авторской программы М.В.Буряк и С.А. Шейнина «Функциональная грамотность. 1 класс.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_funktsionalnaya_gramotnost.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

______________ Рудакова В.В.

Протокол №1

от "30" 08  2022 г

.

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

____________ Левицкий Е.А.

Приказ №176

от "31" 08 2022 г.

Составитель:

Нижневартовск, 2022


Пояснительная записка

        Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для обучающихся 1 класса МБОУ «СШ№21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом авторской программы М.В.Буряк и С.А. Шейнина «Функциональная грамотность. 1 класс.»

Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность», «Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая грамотность»

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока  «Естественно – научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Прогнозируемый результат: программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

 Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений6 сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные  результаты изучения курса:

Регулятивные:

-проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить свои коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка.

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной и письменной речи(на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

-  способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

- умение характеризовать виды и функции денег;

- знание источников доходов и направлений расходов семьи;

- умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;

-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-проведение элементарных финансовых расчётов.

 Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

-способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Тематическое планирование

Раздел (модуль)/тема

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Блок «Читательская грамотность»

  • «Лис и мышонок» Виталий Бианки
  • «Мороз и заяц» русская народная сказка
  • «Живые грибы» Владимир Сутеев
  • «Петушок и солнышко»   Геннадий Цыферов
  • «Урок дружбы» Михаил Пляцковский
  • «Лев и заяц» грузинская сказка
  • «Как лиса училась летать» русская народная сказка
  • «Четыре брата» Евгений Пермяк
  • Путешествие по стране сказок

9 часов.

  • Практическое занятие с игровыми элементами
  • Викторина
  • Игра
  • Путешествие

https://profcentr.ggtu.ru/index.php/11-materialy/43-bank-zadanij-pisa

2

Блок «Математическая грамотность»

  • Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.
  • Про козу, козлят и капусты.
  • Про петушка и жерновцы
  • Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.
  • Про наливные яблочки.
  • Про Машу и трёх медведей.
  • Про старика, старуху, волка и лисичку.
  • Про медведя, лису и мишкин мёд.
  • Математическая викторина

9 часов

  • Практическое занятие с игровыми элементами
  • Викторина
  • Игра
  • Путешествие

https://ru.docs.wps.com/view/l/sIIKq5OkfkqHliQY

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 

3

Блок «Финансовая грамотность»

  • За покупками.
  • Находчивый Колобок.
  • День рождения Мухи-Цокотухи.
  • Буратино и карманные деньги.
  • Кот Василий продаёт молоко.
  • Лесной банк.
  • Как мужик и медведь прибыль делили.
  • Как мужик золото менял.
  • Ролевая игра «Чёрная пятница»

9 часов

  • Практическое занятие с игровыми элементами
  • Викторина
  • Игра
  • Путешествие

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

4

Блок «Естественно-научная грамотность»

  • Как Иванушка хотел попить водицы.
  • Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.
  • Про репку и другие корнеплоды.
  • Плывёт, плывёт кораблик.
  • Про Снегурочку и превращения воды.
  • Как делили апельсин.

6 часов

  • Практическое занятие с игровыми элементами
  • Викторина
  • Игра
  • Путешествие

https://resh.edu.ru/subject/4/ 

Календарно-тематическое планирование

Планируемая

дата

Дата фактическая

Тема

Вид деятельности

Кол-во часов

01.09.2022

01.09.2022

«Лис и мышонок» Виталий Бианки

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;          

- давать характеристику героям;                                                             - определять последовательность событий и рассказывать сказку;    

- составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;                                                                                          - различать научно-познавательный текст и художественный;          

- определять, чему учит сказка.

1

08.09.2022

08.09.2022

«Мороз и заяц» русская народная сказка

- определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки;                                                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;                                      

- давать характеристику героям;                                                                         - делить текст на части в соответствии с предложенным планом;      

- объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);          

- устанавливать истинность и ложность высказываний;                    

- подбирать из текста слова на заданную тему;                                            - определять, чему нужно учиться у героев сказки;                              - строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

15.09.2022

15.09.2022

«Живые грибы» Владимир Сутеев

 

- давать характеристику героям;                                                             - дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;                    

- определять последовательность событий и рассказывать сказку;            

- составлять вопросы по содержанию сказки;                                         - на основе научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.  

1

22.09.2022

22.09.2022

«Петушок и солнышко»    Геннадий Цыферов

.

- определять вид сказки;                                                                                   - назвать героев сказки, находить среди них главного героя;                    

- определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);                                                                                                              - определять последовательность событий сказки;                               - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;                                                                                                      - находить необходимую информацию в тексте;                                               - определять, чему учит сказка

1

29.09.2022

29.09.2022

«Урок дружбы» Михаил Пляцковский

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                 - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                               - фантазировать и придумывать продолжение сказки.                                                                              

1

06.10.2022

06.10.2022

«Лев и заяц» грузинская сказка

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                   - выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки;                                                   - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                - строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;                                                            - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.                                                                                

1

13.10.2022

13.10.2022

«Как лиса училась летать» русская народная сказка

- давать характеристики героям;                                                                       - определять по рисунку содержание отрывка из текста;                              - соединять части предложений;                                                                      - задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки;                                                                                                                - дополнять отзыв на прочитанное произведение.

1

20.10.2022

20.10.2022

«Четыре брата» Евгений Пермяк

- определять жанр произведения;                                                           - называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;                                                  - рассказать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;     - объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

1

27.10.2022

27.10.2022

Путешествие по стране сказок

 

- называть героев сказки;                                                                                     - находить в тексте образные сравнения;                                                           - отвечать на вопросы по содержанию сказки;

 - дополнять отзыв на прочитанное произведение                                               

1

10.11.2022

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

- определять количество предметов при счёте;                                       - составлять и решать выражения с ответом 5;                                                               - решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;                         - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия.

1

17.11.2022

Про козу, козлят и капусты.

- определять количество предметов при счёте;                                                - образовывать число 8;                                                                                 - решать задачу в два действия;                                                                             - составлять и решать выражения с ответом 9;                                                    - находить остаток числа;                                                                                       - соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

1

24.11.2022

Про петушка и жерновцы

- раскладывать число 9 на два слагаемых;                                                       - отвечать на вопросы на основе условия задачи;                                              - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      

- работать в группе.

1

01.12.2022

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;                                                                                                      - раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; - раскладывать число 10 на три слагаемых;                                                        - раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

1

08.12.2022

Про наливные яблочки.

- преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;        - находить недостающие данные при решении задач;                                 - складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;                                         - выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;                                                                                                               - определять истинность/ложность высказываний

1

15.12.2022

Про Машу и трёх медведей.

- раскладывать числа 9. 10, 11 на три слагаемых;                                              - решать задачи на нахождение суммы;                                                              - овладеть практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;                                                                                    - читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;                      - устанавливать закономерность

1

22.12.2022

Про старика, старуху, волка и лисичку.

- раскладывать число 12 на несколько слагаемых;                                             - решать задачи на нахождение части числа;                                                    - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                      - практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;                                                                              - сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;                 - находить прямоугольники на рисунке.

1

12.01.2023

Про медведя, лису и мишкин мёд.

- решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;                                                                                          - читать таблицы;                                                                                                        - заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;                                                                                     - раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;                                                                                                      - читать простейшие чертежи.

1

19.01.2023

Математическая викторина

практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы. - анализировать данные и отвечать на вопросы;                                            - анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;                      - работать

1

26.01.2023

За покупками.

- наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;                                            - анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;                                                                                                           - рассуждать об умении экономно тратить деньги.

- работать в группе.

1

02.02.2023

Находчивый Колобок. 

- наблюдать над понятиями: товар и услуга;                                                - определять необходимые продукты и их цены;                                              - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                              

1

09.02.2023

День рождения Мухи-Цокотухи.

- наблюдать над различием цены и стоимости;                                                   - определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;                - определять стоимость покупки;                                                                        - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;             - объяснять смысл пословиц.

1

16.20.2023

Буратино и карманные деньги.

- наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка;                                                                              - выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;                

  - анализировать информацию и делать соответствующие выводы;          - рассуждать о правильности принятого решения.

1

02.03.2023

Кот Василий продаёт молоко.

- наблюдать над понятием «реклама»;                                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;                                                                                                                 - анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;                                                                                                       - делать выбор на основе предложенной информации;                                          - называть различные виды рекламы.

1

09.03.2023

Лесной банк.

- наблюдать над понятием «банк»;                                                                      - объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;                                                                                                                 - анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы;                                                 - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

16.03.2023

Как мужик и медведь прибыль делили.

- наблюдать над понятием «сделка»;                                                                  - объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;                  - понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

23.03.2023

Как мужик золото менял.

- различать платную и бесплатную услугу;                                                  - наблюдать над понятие «равноценный обмен»;                                                   - объяснять, что такое бартер;                                                                          - формулировать правила обмена;                                                                   - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

06.04.2023

Ролевая игра «Чёрная пятница»

понимать, почему оптом можно купить дешевле;                                           - выбрать товар для покупки на определённую сумму;                                        - строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

1

13.04.2023

Как Иванушка хотел попить водицы.

- наблюдать за свойством воды – прозрачность;                                          - определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;                                                                                                     - определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;           - объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;                                                                                                                 - использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;              - определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;                                                                                                          - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

1

20.04.2023

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

- доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;                                                                                                                         - показать, что шарик можно наполнять водой;                                                    - объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;                                                                                                                       - рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;                        - объяснить, почему шарик не тонет в воде;                                                           - делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

1

27.04.2023

Про репку и другие корнеплоды.

- описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;             - осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;                                                  - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

1

04.05.2023

Плывёт, плывёт кораблик.

.

- определять плавучесть металлических предметов;                                         - объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;                                        - понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;                 - объяснять, почему случаются кораблекрушения;                                            

- объяснять, что такое ватерлиния;                                                                   - определять направление ветра

1

  1. 1

11.05.2023

Про Снегурочку и превращения воды.

- объяснять, что такое снег и лёд;                                                                      - объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;                

 - наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;                  

-  наблюдать над формой и строением снежинок;                                                - составлять кластер;                                                                                              - проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;                                                                             - высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

1

18.05.2023

Как делили апельсин.

- объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;                                                 - объяснять, почему не тонет кожура апельсина;                                               - объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;                                                                                                                 - определять в каком из апельсинов больше сока;                                         - познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;                                                                                                                    - проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты

1

Итого

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 3-4 класса...

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 3 класс

Программа ориентирована на обучающихся 3 класса.Объем рабочей программы: 34 часа....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 к...