Логическое мышление, обзор исследований о его роли у детей дошкольного возраста
статья (1 класс)
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем, что невозможно без логического мышления. Очевидно, что в современном мире развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для каждого человека! Почему? Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – что такое логика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_issledoaniya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логическое мышление,
обзор исследований о его роли у детей дошкольного возраста
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем, что невозможно без логического мышления. Очевидно, что в современном мире развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для каждого человека! Почему? Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – что такое логика?
Логика – это наука о законах мышления и его формах, это - вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. Наука «логика» возникла в 4 веке до нашей эры, её основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Логика изучает логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Оперирование этими понятиями отражает сущность логического мышления.
Чем хорошо логическое мышление? Логическое мышление - это осознанное действие, действие сознания. Путь логического заключения всегда можно проследить, т. е. понять, из каких предпосылок был получен тот или иной результат. А это дает возможность обучаться логическому мышлению. Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями.
Как отмечает Р.С. Немов, мышление в отличие от других психических процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно этому ученый выделяет следующие логические операции: сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, сериация.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Анализ возможен не только тогда, когда мы воспринимаем предмет или явление, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляя его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и прочее. Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения, понятия, выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными.
Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации и сериации, которые являются важнейшими приемами логического мышления, позволяющими систематизировать знания. Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.
Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, состоят в классификации и сериации объектов. Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков [там же, с. 36]. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.
Таким образом, раскрывая основные понятия в контексте изучаемой проблемы, мы видим, что мышление представляет собой сложный психический процесс, имеющий многоплановую структуру. Мыслительные операции, которыми являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация, обеспечивая логику любой деятельности человека, определяют ее эффективность.
Но нужно ли логическое мышление маленькому ребенку, дошкольнику? Безусловно, да, ведь основной целью современного воспитания по ФГОС ДО является формирование всесторонней и гармонично развитой личности. А ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Вот почему не только овладение знаниями, но и развитие пытливости, совершенствование логического мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности.
Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить логически в любой жизненной ситуации. И решать эти задачи необходимо как можно ранее, уже в дошкольном возрасте. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на основе которого формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения логического мышления, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для дальнейшего получения знаний и развития способностей на всём дальнейшем жизненном пути. Овладев логическими операциями, дошкольник научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Ребенку, не овладевшему в дошкольном возрасте приемами логического мышления, труднее будет даваться в дальнейшем получение новых знаний, в итоге интерес к обучению просто угаснет, прекратится дальнейшее развитие личности.
Как же развить логическое мышление детей в дошкольном возрасте? Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, нами были изучены работы выдающихся педагогов и психологов.
Проблема мышления впервые возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в Вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность принимались лишь ощущения и их копии. Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Ципен — крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени — считали, что универсальным законом мышления являются законы ассоциации. Они считали, что понятия суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений. Само мышление рассматривается как производная функция от других психических функций: памяти, внимания.
Позже психологи того времени выдвинули положение, что мышление несводимо к процессу ассоциаций, что оно имеет свою специфику, не сводимую к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятий. Механизмом мышления является, по их мнению, детерминирующая тенденция, идущая от представления цели, не осознаваемая самим человеком. Выдвинув впервые понятие «цель», «задача», эта школа противопоставила механизм мышления чувственному познанию. Мышление было объявлено актом «чистой» мысли, не связанной ни с прошлым опытом, ни со знанием.
Американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что всякое мышление, приводящее к заключению, является логическим, безразлично, оправдается ли сделанное заключение или окажется ошибочным, т.е. термин логический покрывает как логически правильное, так и логически неверное. В более узком смысле термин логический относится только к тому, что как доказанное с необходимостью вытекает из посылок, определенных в понятии и или самоочевидно истинных, или предварительно доказанных. Строгость доказательства является здесь синонимом логического. То, что принято называть логическим, представляет в действительности логику зрелого воспитанного ума. Уменье расчленять предмет, определять его элементы и группировать их в классы согласно общим принципам представляет логическую способность на высшей ступени, достигнутую после основательного воспитания. Ум, обычно проявляющий уменье подразделять, определять, обобщать и систематически воспроизводить, уже не нуждается в воспитании по логическим методам. Логическое, с точки зрения изучаемого предмета, является целью, завершением воспитания, а не исходным пунктом [17, С. 47, 51-52].
Одно из основных положений отечественных психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) состоит в том, что мышление является процессом овладения системой общественно исторически выработанных операций и знаний. Мышление определяется, как обобщенное и опосредованное отражение действительности, тесно связано с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей.
К.Д. Ушинский [2] считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук, поэтому главное назначение обучения - научить ребенка логически мыслить. Основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение. К.Д. Ушинский утверждал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения, поэтому необходимо широко применять этот прием.
Н.Н. Михайлова под логическим мышлением понимала «мышление в форме понятий, суждений и умозаключений по правилам и законам логики, осуществляемое осознанно, развернуто и с ее помощью».
Л.Ю. Огерчук дала следующее определение: «Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности» [цит. по 4]. Она считала, что сущность развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета операций по выявлению этой информации, ее сопоставлению и соотнесению с действиями.
Л. Я. Береславский считал, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменения видов и содержания детской деятельности. Простые накопления знаний не приводят автоматически к развитию мышления. Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе и очень важно еще раз подчеркнуть, что своеобразие развития ребенка заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играют существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно – логического мышления, но и мышления наглядно – образного, характерного для детей дошкольного возраста.
В современной психологии существуют два основных подхода в исследовании возникновения и развития логических структур мышления у детей. Первое их них связанно с работами Ж. Пиаже. Пиаже считал, что обучение приобретает разное значение в зависимости от того, на какой период развития оно приходится. Пиаже утверждает, что в дошкольном возрасте у ребёнка сначала формируются средства отделения действий от предметов (например, свойство обратимости), а затем – логика этого отделения и оперирование отдельными вещами. Развивая свою теорию, Ж. Пиаже указывает на то, что развитие психики ребёнка по своей природе является спонтанным, то есть представляет собой развёртывание изначально заложенных в нём психических свойств.
Второе направление связано с исследованиями П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы считают, что появление логических операций в опыте индивида обусловливается передачей знаний и логического опыта в общении и обучении. Интеллектуальная деятельность при этом должна выступать в процессе обучения как предмет специального усвоения. Предполагается, что появление логических операций детерминируется передачей знаний и логического опыта в общении и обучении. Другими словами, человек не рождается с готовыми формами мышления. Способность логически мыслить формируется у него в течение всей жизни. И для её полноценного развития необходимы специальные условия. При таком подходе особое значение придаётся пути передачи общественного опыта, т.е. обучению. Именно оно, по мнению. П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина, определяет развитие детской психики. Обучение является определяющим, решающим фактором развития, оно должно забегать вперёд развития и подтягивать его за собой, а не плестись в хвосте развития.
Выготский Л.С. выдвинул идею о двух уровнях развития детей: уровень актуального развития характеризует особенности психических функций ребёнка, сложившихся на сегодняшней день, а «зона ближайшего развития» требует ориентировки на реализацию у ребёнка возможностей завтрашнего дня. Теория Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» открыла перспективный путь изучения мышления ребёнка в процессе его развития посредством организованного обучения и воспитания. Организация этого процесса оказывает существенное и непосредственное влияние на качество интеллектуального развития ребёнка. «Правильно организованное обучение ребёнка ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека» [3, с.98]
Мы разделяем позиции исследователей, считающих, что процесс обучения непосредственно влияет на развитие мыслительных операций. Управление процессом формирования основных приемов мышления – деятельность воспитателя, способного с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы, анализировать и прогнозировать способы взаимодействия с детьми, направленные на их дальнейшее интеллектуальное развитие.
Современная педагогическая, психологическая и методическая литература предлагает дошкольным педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в этой литературе достаточно сложно найти целостный набор средств, приемов и методов, которые смогут обеспечить технологичность процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Как правило, предложенные в этой литературе методики для развития логического мышления ребенка составлены без осознания значимости возрастных психологических особенностей дошкольников в этом процессе.
В результате изучения работ выдающихся педагогов и психологов, а также современной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей дошкольного возраста стало очевидно, что складывается определенное противоречие между необходимостью развития логического мышления у дошкольников и недостаточном использованием в повседневной практике дошкольного образования технологий, методических приемов, способствующих развитию у детей 6 – 7 лет логического мышления.
С учётом того, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что наиболее конструктивным решением данной проблемы будет являться системное развитие логического мышления дошкольников на доступном детям материале в игровой форме. Именно это будет способствовать развитию логического мышления дошкольников, их познавательной активности, что очень важно в современном мире для каждого индивида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.
Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....
Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.
Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...
Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста.
Развитие логического мышление у детей дошкольного возраста....
Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Практические рекомендации родителям по развитию логического мышления детей дошкольного возраста
Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать л...
Презентация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способств...